Автор: Пичугина Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Алексеевская школа № 4"
Населённый пункт: д. Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы обучения для формирования положительной мотивации у младших школьников к учебной деятельности на уроках окружающего мира.
Раздел: начальное образование
Методы и приемы обучения для формирования положительной мотивации у
младших школьников к учебной деятельности на уроках окружающего мира.
Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество
обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя –
не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к
учению, научить учиться.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания
должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению
знаний. Для этого я использую следующие формы и методы:
Создание проблемной ситуации,
метод разыгрывания ролей,
метод исследования,
метод «Мозгового штурма»
решение логических задач, кроссвордов
Также использование наглядности – различного демонстрационного материала,
технических средств - аудиозаписей, возможностей
ученических ноутбуков,
практической работы с атласом и контурной картой позволяет создать на уроке
атмосферу заинтересованности к предмету, самостоятельного поиска ответов на
волнующие вопросы.
Рассмотрим их практическое использование на уроках окружающего мира.
Тема «Животные» в 2 классе знакомит детей с разнообразием природы нашей
Родины, с разнообразием животных, с их особенностями (способы питания, зимовка
животных).
Постановка проблемы на уроке - форма, в которой процесс познания учащихся
приближается
к
поисковой,
исследовательской
деятельности.
Успешность
проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и
обучаемых. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно
включиться в открытие неизвестного для себя знания. В сотрудничестве с
преподавателем
учащиеся
«открывают»
для
себя
новые
знания,
постигают
теоретические особенности.
Так, обсуждая вопросы: сколько животных проживает на территории нашей страны?
Почему пингвин не обитает на территории России? Отвечая на эти вопросы дети
анализируют климат разных стран и разнообразие животных в определённых
природных зонах мира.
Проблемная ситуация одновременно является и познавательной задачей. Однако,
такие задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны
учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого
предмета и быть значимы для усвоения нового материала.
С помощью постановки
проблемных вопросов, выдвижения гипотез, анализа
ситуации
педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску
неизвестного. И здесь важнейшая роль принадлежит диалогу между учителем и
учащимися. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной,
и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной
форме.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при изучении разнообразия
животного мира или на уроке закрепления или обобщения материала. Вот здесь и
проявляется не только познавательный интерес учащихся к данной теме, но и их
творческий подход в самостоятельном поиске дополнительного материала.
Дети любят такие уроки, они могут проявить свои способности, воображение, а,
главное, даже «тихие» ученики становятся активными и уверенными в себе.
Интересна учащимся на уроке и исследовательская работа. Например, учащимся
предлагается задание: найти на карте белого медведя. Где он обитает? Какие
животные ещё обитают на одной территории с белым медведем?
Или прежде чем характеризовать погодные условия зоны пустынь, можно предложить
учащимся выполнить такую практическую работу:
1.
Найти животного на карте
2.
Найти информацию в словаре
3.
Заполнить таблицу о месте обитания, способе питания животного
В
ходе
выполнения
этих
заданий
у
детей
складываются
четкие
представления об особенностях жизни, питания животных
Большой исследовательской работой является практическая работа по заполнению
таблицы «Звери» Эта работа включает не только анализ и обобщение материала из
учебника и полученного на уроке в ходе обсуждения, но и способствует активизации
познавательных процессов,
позволяет использовать знания
на практических
занятиях.
Мозговой штурм (мозговая атака) - применение новых идей для решения научных
и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной
деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить
следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на
решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности
Метод «Мозгового штурма»
я часто использую в начале урока, что помогает
учащимся сконцентрироваться, настраивает на активную плодотворную работу.
Работа может быть как индивидуальной, либо в парах, либо в группе из 4-6 человек.
Учащимся задаются вопросы, дается время на обсуждение, после чего каждая команда
дает общий ответ. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями,
творческими находками между учащимися. В процессе работы ученик оценивает как
свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается
сотрудничество и сотворчество.
Вопросы: «Назови животное»
1.
Тело поделено на 3 части: голову, грудь и брюшко. У их 6 ног (насекомые)
2.
Их тело покрыто чешуёй и слизью (рыбы)
3.
Температура их тела зависит от температуры вокруг них (земноводные)
4.
Сухопутные животные, тела которых покрыты чешуёй, защищающей их от
высыхания. (пресмыкающиеся)
5.
Их тело всё покрыто перьями (птицы)
6.
Тело покрыто шерстью. Они умеют сохранять тепло, даже если вокруг холодно.
Только они выкармливают своих детёнышей молоком (звери)
Исправь ошибки
Покрывные перья, как чешуя у рыбы, покрывают всё тело ящерицы. Они
образуют гладкую поверхность, что утяжеляет полёт.
Правильный ответ
Покровные перья, как чешуя у рыбы, покрывают всё тело ящерицы. Они
образуют гладкую поверхность, что облегчает полёт.
Самой яркой формой, способствующей
повышению познавательного интереса и
активности, является использование
на уроке технических средств
– ноутбуки,
проектор, или просто магнитофон сразу превращают кабинет в мультимедийный зал, а
урок становится сеансом игры, которая требует от учащихся не только собранности,
но и внимательности. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют
сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа
наглядности.
Особенно
помогает
в
процессе
обучения
использование
мультимедийной презентации. Компьютер помогает при проведении уроков как
электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.
Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволяет значительно повысить
эффективность
образования,
способствует
развитию
личности,
повышению
познавательной активности обучающихся.