Автор: Хогоева Бэлла Бадмаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Баяндай, Иркутская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Кислородсодержащие органические соединения. Углеводы. Глюкоза.
Раздел: среднее образование
. Предмет: Химия Класс: 10
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Тема урока: Кислородсодержащие органические соединения. Углеводы. Глюкоза
Цели урока:
Ознакомить учащихся с составом, строением, классификацией углеводов; изомерией и свойствами
глюкозы; нахождением в природе, применением и биологической ролью углеводов.
Задачи урока:
1.
Обучающая:
а) расширить знания о кислородсодержащих соединениях путем формирования представлений об углеводах;
б) продолжить формирование умений прогнозировать свойства соединений, исходя из их строения;
в) сформировать знания о строении и свойствах углеводов, на примере характерных химических реакций;
г) сформировать представление о нахождении в природе, применении и биологической роли углеводов
2.
Развивающая:
а) развивать умения делать выводы на основе полученных знаний;
б) привить интерес учащихся к данной теме, используя мультимедийные технологии;
в) продолжить развитие коммуникативности, умений осуществлять логические умственные операции, рефлексию,
работать с источниками дополнительной информации.
3.
Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности за общую работу, творческую активность, умение
работать в малой группе, выслушивать мнения одноклассников; прививать интерес к химии.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
1.
Личностные (ЛРОООП): формирование ответственного отношения к учению; осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
2.
Метапредметные (МРОООП): умение самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и
письменной речью.
3.
Предметные
(ПРОООП):
формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
кислородсодержащих веществах, их практическом применении, формирование умений объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от
их свойств.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический (демонстрация опыта), учебная
дискуссия, видеометод, проблемные задания
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: таблицы по теме урока, реактивы для демонстрации опытов (растворы глюкозы,
щелочи, сульфата меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, уксусная кислота, индикатор; компьютер, ноутбук,
мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы
Основные
этапы
урока
Основные цели
и задачи
изучения темы
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (с указанием УУД, которые
формируются на этапе урока)
Личностные
Регулятивные
Познавательны
е
Коммуникати
вные
1.Мотивац
ия учебной
деятельнос
ти
и
целеполага
ние
Организация
учебной
деятельности (1
мин.)
Итак, закончено изучение большого
класса ОС, состоящих только из двух
х.э. – С и Н. Помимо этих элементов,
в состав ОС могут входить и другие
х.э.
- Как вы думаете, какие ещё х.э.
Приветству
ют учителя.
Настраиваются
на урок.
Самостоятельн
ое определение
- В состав ОС
могут входить
О, N, Р, S и др.
Устанавлива
ются рабочие
отношения в
классе
наиболее часто входят в состав ОС?
2.Актуализ
ация
знаний.
Постановк
а
цели
урока
Напомнить
учащимся о О-
содержащих
веществах:
спиртах,
фенолах,
альдегидах,
карбоновых
кислотах,
сложных эфирах
и углеводах
Продолжаем изучение ОС, в состав
которых помимо С и Н, входит О.
Как называются такие соединения? -
Кислородсодержащими.
Рассмотрим несколько слайдов
кислородсодержащих ОС и основные
области их применения.
Слайды: 1 - 6
Демонстрация опыта:
1.
Качественная
реакция
на
глицерин
–
растворение
глицерина в воде и реакция
его с гидроксидом меди (II)
2.
Качественная
реакция
на
альдегиды
–
реакция
«серебряного
зеркала»
или
окисление гидроксидом меди
(II).
Умение
осознавать
единство
и
целостность
окружающег
о
мира,
возможност
и
его
познаваемос
ти
и
объяснимост
и на основе
достижений
науки
Готовность
получать
необходимую
информацию
Самостоятельн
ое выделение и
формулирован
ие
познавательной
цели.
Умение
анализировать
результаты
и
делать выводы
Планировани
е
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
–
определение
цели и задач
урока
3.Проблем
ное
объяснение
нового
материала
Познакомить
учащихся с
составом и
строением
углеводов
1.Подводит учащихся к определению
темы сегодняшнего урока:
Какие органические соединения вам
известны?
- Белки, жиры, углеводы, НК
Какие
из
этих
органических
веществ имеют в своем составе
соотношение атомов водорода и
кислорода как 2:1?
Тема сегодняшнего урока:
Углеводы. Глюкоза, строение,
свойства и биологическое значение
Самостоятел
ьно
планируют
результаты
своего
обучения,
т.е
перечисляют
то, что они
должны
знать
и
уметь после
изучения
Постановка
вопросов
Запись
общей
формулы
углеводов
на
доске:
C
n
(H
2
O)
m
, где
(n, m ≥3)
Самостоятельн
ое определение
темы
урока-
Большая
группа
ОС
природного
происхождения
- это углеводы
Уметь
оформлять
свои мысли в
устной форме
(слайд 1)
Слайды 2, 3, 4, 5
данной темы
Ознакомить
с
классификацией
углеводов,
их
номенклатурой и
изомерией; дать
понятие о ФГ
2.
Предлагаю
основные
вопросы
сегодняшнего
урока
изучать
самостоятельно
по
группам
(3
группы).
Группа 1. Классификация углеводов
Группа 2. Изомерия углеводов
Группа 3. Выяснить, почему глюкоза
относится к веществам с
двойственной функцией
Проявляют
устойчивый
познаватель
ный интерес
Сотрудничество
в поиске и сборе
информации
по
учебнику
Умение
работать
с
текстом
учебника;
поиск
и
выделение
необходимой
информации
Уметь
работать
в
группе; уметь
оформлять
свои мысли в
письменной
форме
3.Оказывает помощь каждой группе в
выполнении предложенных заданий
Внесение
необходимых
дополнений
Идет
обсуждение
результатов
работы групп
Учебное
сотрудничест
во с учителем
Продолжать
формировать
умения
составлять
формулы
изомеров, давать
веществам
названия
по
систематической
номенклатуре
4.Учитель: один от группы идет к
доске
и
делает
соответствующие
записи, другие отвечают на вопросы.
Все
остальные
делают
краткие
записи в тетрадях по выступлению
каждой группы.
После выступления каждой группы
подводится итог в виде презентации
(1 группа – слайд 6);
(2 группа – слайд 7);
(3 группа – слайд 8).
От каждой
группы
выступают
по
предложенн
ому заданию
Осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
письменной
форме
Сотрудничест
во учителя и
ученика
5.Лабораторная работа (инструктив.
карточка): Взаимодействие глюкозы
Проявляют
устойчивый
Сотрудничество
в поиске и сборе
Умение
сравнивать,
Уметь
оформлять
с гидроксидом меди (II) и оксидом
серебра (I)
Приложение
1.
Инструктивная
карточка
познаватель
ный интерес
информации
по
учебнику
анализировать
результаты,
делать
выводы.
Слайд 9, 10
свои мысли в
письменной
форме
4.1.Этап
первичного
закреплени
я
Закрепление
полученных
знаний
Организует
тестовый
контроль
знаний по вариантам;
Организует
взаимопроверку
(правильные
ответы
на
внешней
стороне
классной
доски)
и
взаимооценку,
результаты которой
заносятся
в
лист
учета
знаний
учащихся.
Приложение 2. Тест. Слайд 11
Осознание
качества
и
уровня усвоения
материала
Умение
применять свои
знания
в
сложившейся
ситуации
Осуществлен
ие
взаимопровер
ки
(парная
работа)
Управление
поведением
партнера
–
контроль,
коррекция,
оценка
его
действий
4.2.Самост
оятельная
(дифферен
цированная
) работа
Организует
дифференцированную
работу,
в
которой
задания
составлены
с
учетом
индивидуальных
способностей
и
возможностей учащихся
Приложение 3.
Дифференцированная работа
Слайд 11.
Оценивают свои
возможности
Умение
ориентироватьс
я
в
своей
системе знаний
Умение
оформлять
свои мысли в
письменной
форме
Итоги
урока.
Рефлексия
Подведение
итогов урока
Слайд 12
Д/з. п. 14; (письм.
дифференцированные задания):
1 гр. - упр. 8, 11
2 гр. – упр. 9
3 гр. – упр. 9, 10
Приложение 4.
Учитель предлагает учащимся
Сегодня
на
уроке:
-
Я
выполнял
задания …
-
Было
трудно …
-
Теперь я
Оценка
результатов
своей работы
Результаты
выносятся
на
экран
учета
знаний
Задают
уточняющие
вопросы
оценить свою работу на уроке и
работу всех групп в течение урока
(экран учета знаний)
Урок окончен. Спасибо за урок.
могу…
Приложение 1. Лабораторная работа. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и оксидом серебра (I)
1.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Налейте в пробирку 2-3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного
раствора гидроксида натрия (NaOH должен быть в избытке). Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку
с полученным раствором нагрейте.
Задания для самостоятельных выводов. 1. Что представляет собой раствор синего цвета? Что доказывает данный опыт? 2. Почему
при нагревании в пробирке появляется сначала желтый, а затем красный осадок? 3. Напишите уравнения соответствующих реакций.
2.
Взаимодействие глюкозы с оксидом серебра (I). В две хорошо вымытые пробирки налейте по 1 мл раствора нитрата серебра (I) и
добавляйте по каплям разбавленный раствор аммиака. Образующийся осадок оксида серебра (I) растворяется в избытке водного
раствора аммиака. Затем в одну пробирку прилейте 1-1,5 мл раствора, в котором массовая доля глюкозы равна 0,1, в другую – столько
же раствора фруктозы. Обе пробирки поместите в сосуд с горячей водой.
Задания для самостоятельных выводов. 1. Почему «серебряное зеркало» появляется только в пробирке с раствором глюкозы? 2.
Напишите уравнение реакции.
Приложение 2. Тест по вариантам.
1 вариант:
1.
Вещество, соответствующее общей формуле C
n
(H
2
O)
m
, относится к классу:
1)
альдегидов; 2) углеводов; 3) спиртов; 4) карбоновых кислот
2.
Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:
1)
глюкоза и сахароза; 2) глюкоза и целлюлоза; 3) глюкоза и крахмал; 4) глюкоза и фруктоза
3.
Вещество, для которого невозможна реакция «серебряного зеркала»:
1)
глюкоза; 2) метаналь; 3) метанол; 4) метановая кислота
4.
В названиях углеводов используют суффикс:
1)
– овая; 2) – оза; 3) – аза; 4) – ол
5.
Формула реактива для распознавания глюкозы:
1)
Ag
2
O
(амм. р-р)
; 2) Br
2
; 3) FeCl
3
; 4) CuO
2 вариант:
1.
Глюкоза С
6
Н
12
О
6
является:
1)
полисахаридом; 2) дисахаридом; 3) моносахаридом; 4) олигосахаридом
2.
Вещество, для которого невозможна реакция с гидроксидом меди (II):
1)
глюкоза; 2) этаналь; 3) этанол; 4) этиленгликоль
3.
Различить глюкозу и фруктозу можно с помощью:
1)
раствора перманганата калия; 2) аммиачного раствора оксида серебра; 3) бромной воды; 4) спиртового раствора йода
4.
Основными источниками углеводов являются:
1)
растительные организмы; 2) животные организмы; 3) грибы и бактерии; 4) нефть и каменный уголь
5.
Формула реактива для распознавания фруктозы:
2)
Ag
2
O
(амм. р-р)
; 2) Сu(OH)
2
; 3) FeCl
3
; 4) CuO
Приложение 3. Дифференцированные задания
1-ый уровень:
1.
Закончите уравнения реакций, укажите условия их осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций:
1)
CH
3
CHO + Ag
2
O →
2)
CH
2
OH-(CHOH)
4
-CHO + Ag
2
O →
3)
CH
2
OH-(CHOH)
4
-CHO + H
2
→
2-ой уровень:
1.
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения согласно схеме:
Уксусный альдегид → этиловый спирт → глюкоза → глюконовая кислота
Укажите условия их осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций.
Приложение 5.
Рефлексия: Сегодня на уроке:
1.
Я выполнял задания …
2.
Было трудно …
3.
Теперь я могу …
Экран учета знаний учащихся:
№ группы
Ф.И. учащихся
Самооценка
Взаимопроверка
(тест)
Оценка учителя
(дифференц. работа)
Итого
Группа №1
1.
2.
3.
4.
Группа №2
1.
2.
3.
4.
Группа №3
1.
2.
3.
4.