Автор: Копченова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №536
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Приобщение детей к истокам народной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей на тему:
«Приобщение детей к истокам народной культуры.»
Задачи:
Знакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с
историей их возникновения.
Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Пробудить интерес к истории и культуре России.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников
является формирование у детей общего представления о культуре русского
народа, ее богатстве и разнообразии и красоте.
Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной
гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка
чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить
духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство
национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и
духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В
качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы
поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе
разнообразные средства и формы воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям
относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том
числе различные жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения,
предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение
его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник
сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный
объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие
праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то
особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную
атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем.
Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на
земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла
– помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу,
например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней
зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица
– проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.
Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,
представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими,
выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,
находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным
спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим
великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего
быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность
самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных
текстов.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему
педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они
формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них
отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в
сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о
том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе
добра над злом.
Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное
значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью,
стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со
своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку,
которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,
загадкам, потешкам и прибауткам.
Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и
мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и
люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются
камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора
жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках.
Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В
пословицах много материала практического характера: житейские советы,
пожелания в труде, приветы, осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-
нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших
основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно
богаче народ.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных
народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,
предания. И очень важно ценить и понимать других людей.
Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в
национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая
накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в
праздниках.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то
ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,
может встать под сомнение само чувствование народа.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной
культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,
умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в
работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с
народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти
наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни
человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В
устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,
красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий
традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную
отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-
прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной
деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в
них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со
средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с
другом, через знакомство со старинными народными играми.
Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
С воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей
страны, её богатстве, природе.
Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что на территории России
живут люди разных национальностей и, у них есть свои обычаи, традиции и
праздники.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.