Напоминание

"Приобщение детей к истокам народной культуры"


Автор: Копченова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №536
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Приобщение детей к истокам народной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей на тему:

«Приобщение детей к истокам народной культуры.»

Задачи:

Знакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с

историей их возникновения.

Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Пробудить интерес к истории и культуре России.

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников

является формирование у детей общего представления о культуре русского

народа, ее богатстве и разнообразии и красоте.

Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной

гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка

чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить

духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство

национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из

поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и

духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В

качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы

поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе

разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям

относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том

числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения,

предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение

его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник

сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный

объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие

праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то

особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную

атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем.

Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на

земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла

– помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу,

например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней

зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица

– проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон

веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,

представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими,

выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,

находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным

спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим

великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего

быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность

самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных

текстов.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему

педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они

формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них

отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в

сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о

том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе

добра над злом.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное

значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью,

стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со

своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку,

которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,

загадкам, потешкам и прибауткам.

Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и

мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и

люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются

камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора

жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках.

Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В

пословицах много материала практического характера: житейские советы,

пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-

нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших

основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно

богаче народ.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных

народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,

предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в

национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая

накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в

праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то

ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,

может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной

культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми;

- установление сотрудничества с другими учреждениями.

Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в

работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с

народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти

наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни

человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В

устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,

красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор

является богатейшим источником познавательного и нравственного развития

детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий

традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную

отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-

прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной

деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в

них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со

средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с

другом, через знакомство со старинными народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

С воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей

страны, её богатстве, природе.

Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что на территории России

живут люди разных национальностей и, у них есть свои обычаи, традиции и

праздники.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.



В раздел образования