Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры


Автор: Попова Елена Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Екатерининский филиал МБОУ "Никифоровская СОШ№1"
Населённый пункт: Тамбовская область Никифоровский район р.п.Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Автор:Попова Елена Александровна ,Екатерининский филиал МБОУ Ники-

форовская СОШ№1.

Описание материала: Данный материал будет полезен учителям физической

культуры для работы с детьми разных возрастных групп. В статье поднима-

ется вопрос о влиянии педагогического фактора на здоровье школьников в

рамках использования в обучении современных здоровьесберегающих техно-

логий. Создания оптимальных условий для здоровьесбережения на уроках

физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повсе-

дневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь». Гиппократ

Здоровье человека – основная ценность, собственно в школьном возрасте за-

кладываются основные принципы здоровьесберегающего мышления и пове-

дения личности. Но, к сожалению, годы обучения в школе, не создают усло-

вий для улучшения здоровья.

Не случайно состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специ-

алистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом

здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические за-

болевания, а за годы обучения в школе возростает количество нарушений

зрения и осанки, увеличивается количество патологий психического здоро-

вья, растет число детей с заболеванием органов пищеварения. Такое состоя-

ние здоровья - результат неблагоприятного влияния не только социально-

экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

Одной из главных и злободневных задач ситемы образования является - ори-

ентация на здоровый образ жизни. Поэтому создание оптимальных условий

для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической

культуры и во внеурочной деятельности, является одним из приоритетных

направлений в системе работы нашей гимназии.

В данном контексте и основная цель нашей работы - создание условий для

сохранения здоровья школьников на период обучения в гимназии.

Для этого ставятся следующие задачи:

формировать у учащихся общественные и личностные представления

о престижности высокого уровня здоровья;

воспитать потребности и умения самостоятельно заниматься физиче-

скими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тре-

нировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Поставленные задачи выполняются через:

1.

совершенствование методики проведения урока,

2.

индивидуальную работу с учащимися,

3.

коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития

способностей и природных задатков,

4.

мотивацию школьников к учению,

5.

увеличение двигательного режима учащихся в течение учебного дня.

Урок физической культуры - основная форма организации физического вос-

питания учащихся, поэтому немаловажно правильно организовать «здоро-

вьесберегающий» урок, так как он обеспечивает всем участникам процесса,

сохранение и повышение их жизненных сил от начала и до конца урока, а

также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеу-

рочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Во время планирования и проведения урока мы основываемся на главные

современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоро-

вьесберегающих технологий:

рациональная плотность урока;

использование на уроке вопросов, связанных со здоровьем учащих-

ся, содействующих формированию у школьников ценностей здорового

образа жизни и потребностей в нем;

оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности;

предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию

инициативы и творчества учащихся;

формирование мотивации учащихся;

реализацию индивидуального подхода к учащимся с учетом их лич-

ностных возможностей;

организация на уроке благоприятного психологического климата, си-

туации успеха и эмоциональной разрядки;

введение в урок приемов и методов, способствующих познанию воз-

можностей своего организма, развитию самооценки уровня своего фи-

зического развития.

Здоровьесберегающий урок, строится на следующих принципах:

1.

двигательной активности учащихся;

2.

оздоровительного режима;

3.

формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания;

4.

реализации эффективного закаливания;

5.

психологической комфортности;

6.

учета индивидуальных особенностей и способностей ребёнка.

Теория и практика физического воспитания свидетельствуют, что особое зна-

чение имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег,

прыжки, подвижные игры, лыжная подготовка, туризм, ориентирование).

Они способствуют укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем,

усовершенствованию деятельности нервной системы и, тем самым, общему

укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Физиче-

ские упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега,

прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать

работу детей в основной и подготовительной медицинской группе, с учетом

дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников.

Использование различных вариантов подвижных игр, основанных на элемен-

тах соревнований, разнообразные игровые эстафеты с предметами формиру-

ют у ребят жизненно значимые двигательные умения и навыки. Одним из

важнейших условий сопутствующих лучшей реализации программного мате-

риала, является систематическое наблюдение за динамикой развития показа-

телей двигательной подготовленности учащихся, достигаемых ими в ходе

учебного года. Проводя контрольные тесты, можно узнать, где слабые места,

исходя из этого, ставить задачи обучения.

Именно уроки физкультуры помогут ребятам укрепить здоровье, улуч-

шить осанку, противостоять стрессам. Поэтому большое внимание на уроках

уделяется

упражнениям, направленным на профилактику искривления

осанки, плоскостопия (упражнения на укрепление мышечного корсета, мышц

стопы), дыхательные упражнения.

Большое внимание на уроках уделяется закаливанию учащихся, средствами

естественных сил природы. Большая часть занятий (если позволяют погод-

ные условия) проводятся на свежем воздухе, или в хорошо проветренном

спортивном зале.

На своих уроках стараемся создать эмоционально-положительную атмо-

сферу, что обеспечивает успешную деятельность, повышает работоспособ-

ность и снижает утомление. Смена форм проведения урока, снижает напря-

женность у ребенка, дает возможность найти себя. Он начинает чувствовать

свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмо-

ции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учени-

ков, но и для их нормального психофизического состояния. Включение в ин-

тенсивную работу игровой деятельности, необходимого переключения,

успокоения, временного отдыха для урегулирования дыхательной и сер-

дечно-сосудистой систем организма – все это создает ситуацию успеха, при-

давая ребятам уверенность в своих силах.

В процессе обучения стараемся выработать у учащихся активную жиз-

ненную позицию, дисциплинированность, чувство долга и ответственности,

формируем навыки культуры поведения, соблюдение опрятного внешнего

вида, уважительного отношения к сопернику. Обращаем внимание, чтобы

учащиеся были аккуратны, подтянуты, вежливы, помогали друг другу (ис-

пользуются методы поощрения, одобрения). Стараемся способствовать эсте-

тическому воспитанию учащихся (чистые подготовленные места занятий,

разметка, наглядные пособия, опрятная спортивная форма, точный показ дви-

жений, музыкальное сопровождение).

Целостное отношение к здоровью формируется не только на уроках, но и во

внеурочных мероприятиях. В нашей педагогической практике помимо уро-

ков физической культуры используются такие формы здоровьесберегающих

технологий, как гимнастика до уроков, подвижные перемены, занятия в спор-

тивных секциях, спортивно-массовая работа. Эти формы занятий способству-

ют физическому развитию, укреплению здоровья учащихся, повышению ка-

чества учебной деятельности и воспитанию дисциплинированности. Система-

тическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повсед-

невной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

В гимназии ежедневно перед первым уроком проводится утренняя зарядка

для учащихся первых классов. Гимнастика до учебных занятий повышает

работоспособность учащихся, настраивает их на предстоящую умственную

деятельность.

Для обеспечения смены деятельности, снижения напряжения и предупре-

ждения негативных сдвигов в организме, связанных с длительным нахожде-

нием в неподвижной позе, организуются подвижные перемены, способству-

ющие удовлетворению естественных потребностей в движении. Проводятся

перемены после каждого урока в спортивном зале (для учащихся старших

классов) и после третьего урока для учащихся начальных классов. Спор-

тивно-массовая работа ведется учителями по двум направлениям: на уровне

городских мероприятий и на внутришкольном уровне. Наши учащиеся доби-

ваются хороших результатов, занимают призовые места в районных и го-

родских соревнованиях. Каждый учебный год начинается в гимназии с

большого спортивного праздника, «Открытия малых Олимпийских игр» в

котором принимают участие все учащиеся гимназии.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, использу-

ются различные формы организации детей с учетом их возраста, состояния

здоровья и физической подготовленности. Работают спортивные секции по

различным направлениям (волейбол, баскетбол, футбол, рукопашный бой и

т.д.)

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в образова-

тельном процессе, снизилась утомляемость детей, произошло увеличение

двигательного режима учащихся. Мы очень надеемся, что научив детей бе-

речь и укреплять свое здоровье, получим здоровое поколение, с высокой

культурой отношения к своему психологическому и физическому здоровью.

Неоспоримым является тот факт, что без надлежащего физического развития

невозможно гармоничное развитие личности.

Таким образом, опыт работы по формированию у гимназистов навыков

правильного здоровьесберегающего поведения способствует качественному

улучшению состояния здоровья учащихся, что непосредственно отражается

на их успеваемости и общем эмоциональном состоянии и отношении к учебе.



В раздел образования