Автор: Букина Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МУДО "Станция юных техников"
Населённый пункт: г. Копейск, Челябинская область
Наименование материала: Обобщение и распространение педагогического опыта
Тема: Анализ реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях в объединениях естественнонаучной направленности
Раздел: дополнительное образование
Анализ реализации личностно-ориентированного обучения на
занятиях в объединениях естественнонаучной направленности
Автор составитель: Букина Татьяна Владимировна,
кандидат сельскохозяйственных наук,
педагог дополнительного образования
Для анализа качества образования по биологии при реализации
личностно-ориентированного обучения мы использовали критерии:
1) уровень обученности;
2)уровень интереса к биологии;
3) степень психологической комфортности учащихся 10 класса на
уроках биологии.
При этом мы учитывали то, что при изучении темы «Генетика»
использовались методы, методические приемы личностно-ориентированного
обучения,
а
при
изучении
других
тем
эти
методы
и
приемы
не
использовались. Примененные на уроках биологии методы и приемы
личностно-ориентированного
обучения
были
направлены
на
создание
атмосферы
заинтересованности
каждого
ученика
в
работе
класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных
способов
выполнения
заданий
без
боязни
ошибиться,
получить
неправильный ответ и т. п.; поощрение стремления ученика находить свой
способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы
других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание
педагогических
ситуаций
общения,
позволяющих
каждому
ученику
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Все
это положительно повлияло на качество биологического образования
старшеклассников.
Представляем результаты анализа качества образования по биологии
при реализации личностно-ориентированного обучения.
По первому критерию анализировалось качество обучения (количество
оценок «хорошо» и «отлично») по теме «Генетика» в сопоставлении с
качеством обучения по другим темам курса биологии (рис. 1).
Рис. 1. Качество обучения по биологии учащихся 10 класса
По данным, представленным на рис. 1, видим, что по теме «Генетика»
(хотя это одна из самых сложных тем школьного курса биологии) у 60%
учащихся имеются оценки «хорошо» и «отлично», тогда как по другим
темам
курса
биологии
этот
процент
составляет
20%.
Эти
данные
свидетельствуют о достижении стабильности в результатах овладения
предметными,
метапредметными
и
личностными
результатами
биологического образования, в показателях качества знаний и умений
учащихся, а, следовательно, выработке личностной позиции у обучающихся
и появления мотивации к обучению.
По второму критерию анализировался уровень интереса к биологии
(рис. 2).
Рис. 2. Уровень интереса к биологии у учащихся 10 класса
Результаты анкетирования учащихся 10 класса (рис.2) показали, что во
время изучения темы «Генетика» у них возрос интерес к биологии. В начале
эксперимента интерес
к
биологии
как
учебному предмету
и науке
испытывали 28% учащихся. После изучения темы «Генетика», когда на всех
уроках
применялись
методы
и
приемы
личностно-ориентированного
обучения, интерес в биологии стали проявлять 72% учащихся. Это
показывает, что интерес к предмету успешно вырабатывается благодаря
методам и приемам личностно-ориентированного обучения, среди которых
главное место отводится проблемным и интерактивным методам обучения,
информационно-компьютерным технологиям, проектам, нестандартным и
дифференцированным
заданиями,
сориентированным
на
выполнение
каждым учеником посильной и интересной работы.
По третьему критерию анализировался уровень психологическая
комфортность учащихся на уроке (рис.3).
Рис. 3.Уровень психологической комфортности на уроках биологии у учащихся 10
класса
По данным рисунка 3 видим, что в результате использования
личностно-ориентированного обучения на уроках биологии в 10 классе при
изучении
темы
«Генетика»
возросла
психологическая
комфортность
учащихся на уроке. Об этом свидетельствуют данные опроса учеников: в
начале экспериментальной работы только 32% учащихся сказали, что им на
уроках биологии комфортно, они не чувствуют скованности, тревоги,
беспокойства. В конце эксперимента эмоциональную комфортность на
уроках биологии уже ощущали 80% учащихся.
Итак, личностно-ориентированного обучения – это основное условие,
которое обеспечивает качество образования по биологии у учащихся
старших классов. Именно это обучение приводит к возрастанию уровня
усвоения содержания предмета, интереса к предмету, психологической
комфортности обучения, удовлетворенности учеников учебным процессом.