Напоминание

"Конфликт двух поколений в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".


Автор: Зинченко Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №20
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конфликт двух поколений в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 9а классе

Конфликт двух поколений в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Разработала: Зинченко Ирина Юрьевна

Предмет: литература

Дата: 20.10.2021

Класс:

УМК: В.Я.Коровина, В.И.Коровин

Тема: Конфликт двух поколений в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тип урока: комбинированный

Форма: технология развития критического мышления

Оборудование: опорный конспект урока, раздаточный материал, мультимедийная доска,

компьютер, текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель деятельности учителя:

мотивировать обучающихся к прочтению комедии “Горе от ума”,

обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления;

способствовать развитию стремления к творческому самовыражению.

Планируемые результаты:

Предметные – иметь представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в

пьесе.

Метапредметные:

Личностные

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении; потребность в

самовыражении через слово

;

воспитание

личностных качеств: самоконтроля, самоанализа,

мотивации, целеустремлённости. Воспитание любви к родному языку.

Познавательные -

перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую,

осуществляют анализ текста, устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения;

формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое

высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию. Делают

обобщения и выводы.

Регулятивные

самостоятельно формулируют проблему; работают по плану, прогнозируют и

корректируют свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу, умеют оценивать

правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно

воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные –умеют работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, владеют

монологической и диалогический формой речи. Сохраняют и развивают умение сотрудничать в

группе. Отвечают на вопросы, слушают и слышат. Формулируют, высказывают и обосновывают

свою точку зрения, выступая перед аудиторией.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: ответы на вопросы, чтение, составление примеров,

сопоставление, просмотр видеофрагмента, устная работа;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие

мышечной усталости.

Ход урока.

I. Вызов.

1) - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Вижу, что вы заняли места в соответствии с номером

полученного домашнего задания. Но пока для вас непонятно, что именно обозначает ваша группа.

Всему своё время.

Сегодня мы продолжим работать над комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума». Посмотрите на

слайд. (слайд 1)

Что вы можете сказать? Кто изображён? Вы правы, это представители разных поколений со

своими интересами и, наверное, взглядами.

А что же нередко возникает между ними? Верно. Давайте сформулируем тему нашего

сегодняшнего урока. (слайд 2)

Какие цели вы поставите перед собой? Что хотите узнать, понять?

2) - Чьи портреты вы разместили бы на первом слайде, исходя из темы урока? Почему?

(слайд 3)

Итак, перед нами Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Андреевич Чацкий. Кто же они такие?

Дома вы попытались составить их «портреты». Давайте посмотрим, что у вас получилось. В это

время представители от группы составляют синквейн (кроме 5 пункта).

(Выступление групп, проверка синквейнов, в ходе которой записывается 5 пункт: «век нынешний»

и «век минувший». Учащиеся переворачивают табличку с обозначением группы)

- Как вы думаете, почему мог возникнуть конфликт? Действительно, это представители не только

разных поколений, но и носители разных убеждений. Наша задача – выяснить, каковы взгляды

каждого.

II. Осмысление.

1) – Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно: любовная и общественная.

Вопреки законам геометрии, эти линии имеют общее начала – завязку.

Какое событие 1 действия является завязкой этих сюжетных линий и почему?

(Приезд Чацкого. 1- Чацкий становится третьей вершиной в любовном треугольнике Софья –

Молчалин – Чацкий; 2- он вступает в конфликт с московским дворянством).

(слайд 4)

- Каково же отношение Чацкого к Москве в момент его приезда в этот город? Докажите текстом.

(Насмешливо-критическое: «Что нового покажет мне Москва?)

Что покажет Москва Чацкому, мы узнаем, разобрав реплики героев.

2) Перед вами цитаты героев, уже объединённые в группы. Вот только неясно, чьи это убеждения.

Выберите те из них, которые принадлежат представителям вашей группе, Определите, кому

принадлежат слова, дайте название тематической группе. Обобщите.

(Приложение)

Век нынешний

Век минувший

Отношение к

богатству, чинам

Чацкий:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум…

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…

Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых

мы должны принять за образцы…

«А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

Фамусов:

Что по отцу и сыну честь

Будь плохонький, да если наберется,

душ тысячки две родовых, тот и

жених.

Фамусов о Скалозубе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие

каналы…

Молчалин:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, -

Притом

Чиновные и должностные –

Все ей друзья и все родные…

Ведь надобно ж зависеть от других.

С ключом, и сыну ключ умел

доставить.

Отношение к службе

Чацкий:

Кто служит делу, а не лицам.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Когда в делах - я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа

Прямой был век покорности и страха,

Всё под личиною усердия к царю.

Фамусов:

Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине!

А у меня, что дело, что не дело,

обычай мой такой: подписано, так с

плеч долой.

Скалозубу:

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно.

Молчалин Чацкому:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас

служить?

И награжденья брать и весело пожить.

Отношение к

иностранному

Чацкий:

Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!.. — Здесь нынче тон каков

На съездах, на больших, по праздникам

приходским?

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! —

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою возжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Фамусов:

Дверь отперта для званных и

незванных, особенно из иностранных.

А всё Кузнецкий мост, и вечные

французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и

булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

[

Отношение к

образованию

Чацкий:

Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут

набирать учителей полки числом по более,

ценою подешевле?…

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Фамусов:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь

Скажи-ка, что глаза ей портить не год

ится.

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится

.

Берем же побродяг, и в дом и по билет

ам

Чтоб наших дочерей всему учить,

всему —

И танцам! и пенью! и нежностям! и

вздохам!

Как будто в жены их готовим

скоморохам.

Ученье — вот чума, ученость —

вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и

мнений.

Княгиня Тугоуховская:

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический,

так,

кажется,

зовут:

Там упражняются в расколах и в

безверьи

Профессоры!! – у них учился наш

родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в

подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он

ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Отношение к

крепостному праву

Чацкий:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг,

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостный балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Фамусов:

В работу вас, на поселенье вас.

Хлёстова:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку. —

Вели их накормить, ужо, дружочик

мой;

От ужина сошли подачку.

Отношение к

крепостному праву и

времяпрепровождени

ю

Чацкий:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды,

ужины и танцы?

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят.

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов:

Извольте посмотреть на нашу молоде

жь,

На юношей — сынков и внучат,

Журим мы их, а, если разберешь, —

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички?? —

Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово —

приговор ..

И об правительстве иной раз так толку

ют,

Что если б кто подслушал их… беда!

Не то чтоб новизны вводили, –

никогда,

Спаси нас боже!

Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят и… разойдутся

А дамы? – сунься кто, попробуй,

овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет

судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с

ужимкой; Французские романсы вам

поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица как Москва.

К Прасковье Фёдоровне в дом во

вторник зван я на форели,

В четверг я зван на погребенье,

А может в пятницу, а может и в

субботу я должен у вдовы, у докторши

крестить.

Отношение к

кумовству, протекции

Чацкий:

Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных…

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…

Фамусов:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел

доставить

Нет! я перед родней, где встретится, п

олзком;

Сыщу ее на дне морском.

При мне служащие чужие очень

редки;

Всё больше сестрины, свояченицы

детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к

крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному

человечку

Отношение к свободе

суждений

Чацкий:

А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забыты

́

х газет Времен

Очаковских и покоренья Крыма

Молчалину:

Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же

мнения чужие только святы?

Фамусов:

Ученье — вот чума, ученость — вот

причина. Что нынче пуще, чем когда,

безумных развелось людей и дел, и

мнений

Молчалин:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь

Отношение к любви

Чацкий:

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый;

Но есть ли в нем та страсть?

то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем и всем его делам

Душою — вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу…

Лиза:

Грех не беда, молва не хороша!

Молчалин:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Фамусов:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,- тот и

жених

Идеалы

Чацкий:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар!

Фамусов:

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на

серебре,

На золоте едал; сто человек к

услугам;

И прослывёт у них мечтателем! опасным!!

Весь в орденах; езжал-то вечно

цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

3) Физкультминутка

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги

слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с

длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

4) Итак, группы готовы озвучить взгляды и идеалы «века нынешнего» и «века минувшего».

Работать мы будем по плану. (слайд 5)

(Защита )

- А к какой группе вы отнесли бы Софью, Молчалина, Лизу? Почему?

- Как вы думаете, возможно ли примирение сторон? Почему?

Какие выводы вы сделали?

Достигли ли целей, поставленных в начале урока?

III. Рефлексия.

(слайд 6)

- А в наше время почему могут возникнуть конфликты между людьми разных поколений? Что

нужно делать, чтобы избежать их?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: 1. Наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?»

2. Анализ монолога Чацкого/Фамусова по предложенному плану.

(слайд 7)



В раздел образования