Напоминание

Использование тестовых заданий при изучении курса «Мы и окружающий мир» с целью развития самооценки младших школьников


Автор: Дедова Ирина Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ «СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов «
Населённый пункт: Город Череповец Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование тестовых заданий при изучении курса «Мы и окружающий мир» с целью развития самооценки младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Использование тестовых заданий

при изучении курса «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. с

целью развития самооценки младших школьников

Автор: Дедова Ирина Олеговна

МАОУ «СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов», Череповец

Аннотация: использование тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует

развитию адекватной самооценки учащихся при следующих педагогических условиях:

систематическое использование на уроках, организация разных видов проверки и

контроля, использование разных видов оценивания, организация рефлексивной

деятельности учащихся.

Ключевые слова: тестовые задания, самооценка.

Тематическая рубрика: начальная школа.

Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова

являются частью педагогической системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Целью

этой системы является достижение оптимального общего развития каждого школьника в

процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как

целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие

взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их

нерасчленённом единстве. В этом случае движущими силами психического развития

школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но

и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории (заложенных в

интегрированном курсе) невозможно воспитание в детях качеств человека – гражданина.

Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его

многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и

пространстве.

Специфика интегрированного курса заключается в том, что он «создаёт условия

многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для общего развития

ученика, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам». Одной из задач

учебного курса «Мы и окружающий мир» является воздействие на развитие эмоционально

– волевых, нравственных качеств личности.

Отличительной особенностью курса является его подчинение логике исторического

развития природы Земли, человека и человеческого общества в их единстве и

взаимопроникновении. «Содержание курса выстраивается по принципу дифференциации,

т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в

процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания

предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

Особое значение в программе курса отводится ведущей роли теоретических знаний.

Дети с 1 класса получают правильные научные знания и их причинно – следственные

связи с другими знаниями. Полнота знаний складывается постепенно, что предусмотрено

развитием

содержания

курса.

В

содержании

курса

показана

противоречивость

окружающего мира и в то же время объективность законов его развития.

В данном курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического

содержания в их историческом развитии. Широта содержания курса даёт возможность

каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Погружение в богатую, разнообразную

природную и общественную среду активизирует эмоционально – чувственную сферу

детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к истории, к людям,

любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит на Земле.

Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития

школьников. А общее развитие ребёнка невозможно без развития способности видеть и

правильно оценивать свои действия, отношения, качества, что имеет определяющее

значение для максимальной реализации его возможностей.

По мнению Л.В. Занкова, обучение должно забегать вперёд развития ребёнка, т.е.

осуществляться в зоне ближайшего развития. Это может происходить только при

грамотной организации учебной деятельности каждого ребёнка и при постоянном

изучении успешности развития и обучения школьников. Контроль за ходом учебно –

воспитательного процесса распространяется на всех его участников: детей, учителей. Он

различен по методикам, глубине изучения, видам и формам. Формы контроля при

развивающем обучении направлены не только на проверку усвоения знаний, умений,

навыков, но и на развитие детей. Одной из форм контроля, используемых на уроках

окружающего мира, являются тестовые задания.

В начальной школе такая форма проверки используется с 1997 года.

Развитие адекватной самооценки при использовании тестовых заданий на уроках

окружающего мира происходит при реализации нескольких педагогических условий.

Первое педагогическое условие – систематическое использование тестовых заданий на

уроках окружающего мира. Это предполагает их использование практически на каждом

уроке.

Следующее педагогическое условие – организация разных видов проверки и контроля.

Одна из функций контроля – получение информации об ошибках, пробелах в знаниях и

умениях

учащихся.

Различают

следующие

виды

контроля:

контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль.

Результатом

контроля

является

проверка,

констатирующая результаты работы. Организация контроля и проверки при работе с

тестовыми заданиями упрощается тем, что они содержат правильные ответы. Если

учитель запланировал сам проконтролировать и проверить работы, то он собирает бланки

у учеников, выставляет баллы за каждое задание, анализирует работы и делает выводы,

что дети знают хорошо, а над чем ещё нужно поработать. При взаимоконтроле и

взаимопроверке дети обмениваются бланками, ставят плюсы и минусы в зависимости от

правильности выбора ответа (правильные ответы предлагает учитель). Считают баллы,

каждый плюс соответствует 1 баллу. Снова обмениваются бланками, поясняя, что

товарищ сделал правильно, а что нет. При самоконтроле и самопроверке учащиеся

проверяют свои работы: также ставят плюсы, минусы, считают баллы, делают вывод: что

я знаю хорошо, а что недостаточно. Таким образом, тестовые задания позволяют

организовать разные виды контроля и проверки, провести их за короткое время,

способствуют развитию учебной самостоятельности школьников.

Одним из педагогических условий является использование разных видов оценивания. В

словаре русского языка даётся следующее определение оценки: «Оценка – мнение о

ценности, уровне, знании кого-либо или чего-нибудь». Оценка успешности учебной

деятельности может выражаться в следующих формах: оценка учителя, самооценка,

взаимооценка, отметка. Работа с тестовыми заданиями включает в себя систему

оценивания. Оценивание происходит в баллах по определённой оценочной шкале. Причём

в отличие от отметочной системы при тестировании фиксируется не ошибка, а

достижение ребёнка, и в баллах происходит измерение его уровня достижений. Ученику

важно сообщить не то, что не получилось, а то, что сделано правильно. При этом нужно

чётко оговорить, за сколько правильных ответов он может получить определённую

оценку. При проведении тестирования оценивание может быть организовано по-разному:

ребёнок оценивает свою работу, или работу своего товарища, или учитель оценивает

детей. При оценивании товарища ученик ставит себя в позицию учителя. А тестовые

задания ему помогают в этом, предлагая правильные ответы и шкалу оценок. Необходимо

учитывать и возраст детей. В 1-2 классах ученик оценивает работу своего товарища под

руководством учителя, в 3-4 классах самостоятельно. Оценивая знания, учитель, по

существу, одновременно оценивает личность ученика, её возможности. Именно так

воспринимают оценку учителя дети. Итак, следует учитывать, что оценить себя младшим

школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания

работ,

а

потом

проводить

самооценивание.

Желательно,

чтобы

самооценка

предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем, учащийся может согласиться

с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся

со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная

оценка. Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды

объективного оценивания достижений учащихся.

Следующим

педагогическим

условием

является

организация

рефлексивной

деятельности учащихся. Успехами или неудачами при работе с тестами является

результат, которого смогли достичь учащиеся. Это может быть максимальное количество

баллов или среднее количество, или минимальное, набранное детьми за определённые

тестовые задания. Учителю важно обратить внимание, чтобы ученик не только видел, что

в этой работе он сделал правильно или неправильно, но и попытаться понять, почему был

получен такой результат и, как устранить возникшие в знаниях пробелы. Конечно, самому

ребёнку справиться с такой работой в 1-2 и даже в 3 классах сложно и невозможно,

поэтому на помощь приходят учитель и его родители. В 4 классе у учащихся появляется

такое новообразование, как рефлексия (умение анализировать свою деятельность), и

поэтому помощь взрослых им требуется в меньшей степени. Таким образом, тестовые

здания, при соответствующей организации работы с ними, могут научить детей

анализировать свою работу, делать выводы, правильно строить дальнейшую деятельность

в связи с ними, а также способствуют развитию самокритичности и появлению рефлексии.

Следует также отметить, что для реализации всех педагогических условий необходимо

создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На это

направлены и тестовые задания: наличие инструкции (в ней обязательно отражается

психологический настрой детей – будьте внимательны), вариантов ответа (если даже

ученик забыл правильный ответ, он может вспомнить, прочитав варианты), подсчёт при

проверке правильных ответов (фиксируются достижения детей, а не ошибки).

Итак, при реализации рассмотренных педагогических условий тестовые задания

способствуют развитию самооценки школьников, так как они включают в себя

оценивание, проверку, контроль, создают психологический комфорт при работе. Но, как

они будут развивать самооценку, зависит от учителя, от его организации работы с

тестовыми заданиями.

Список литературы:

1.Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников. –

Краснодар, 2010

2. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: 1993.

3.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.:

Народное образование. 2000.

Приложение. Тестовые задания по окружающему миру.

Тест № 1. Тема: Живая и неживая природа. 1 класс.

Время проведения: 5 минут.

Цель: Проверить умение различать объекты живой и неживой природы.

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждение (предложение). Если вы согласны с

ним – подчеркните слово «да», а если не согласны – слово «нет».

Задания: 1.Стул – это неживая природа.

Да. Нет.

2.Волк – это живая природа.

Да. Нет.

3.Дуб – это неживая природа.

Да. Нет.

4.Туча – это неживая природа.

Да. Нет.

5.Девочка – это живая природа.

Да. Нет.

Правильные ответы: 1.Нет.

2.Да.

3.Нет.

4.Да.

5.Да.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.

5 баллов – высокий уровень.

4 балла – выше среднего.

3 балла – средний уровень.

2 балла – ниже среднего.

1 балл – низкий уровень.

Тест № 2. Тема: Солнце – звезда. 2 класс.

Время проведения: 5 минут.

Цель: Проверить знания о Солнце (форма, движения, значение).

Инструкция: Внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери

правильный и подчеркни его.

Задания: 1. Что такое Солнце?

планета

спутник

звезда

2. Какую форму имеет Солнце?

круглую

шарообразную

3. Что даёт нам Солнце? (Найди 2 правильных ответа.)

свет

воду

растения

тепло

воздух

4. Почему Солнце излучает свет?

Так как оно небесное тело.

Так как оно шарообразное тело.

Так как оно раскалённое тело.

5. Какие движения совершает Солнце?

Вращение вокруг Земли.

Вращение вокруг оси.

Вращение вокруг Луны.

Правильные ответы: 1. звезда

2. шарообразную

3. свет и тепло

4. Так как оно раскалённое тело.

5. Вращение вокруг оси.

Оценивание: За каждый правильный ответ на вопросы №1,2,4,5 – 1 балл, на вопрос №3 –

балла. Все баллы суммируются.

6 баллов – «5».

5 Баллов – «4».

4-3 балла – «3».

2-1 балл – «2».

Тест № 3. Тема: Почва. 3 класс.

Время проведения: 6 минут.

Цель: проверить знание понятия «почва», состава почвы, свойств её, видов.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и ответы. Подумав, выберите один

правильный. Запишите букву около которой он записан.

Задания: 1.Почва – это верхний ………. слой земли. Какое слово пропущено? Выбери.

А) чёрный

Б) плодородный

В) тонкий

2. Если комок почвы опустить в воду, то пойдут пузырьки. О чём это говорит? В

почве есть: ………

А) песок

Б) глина

В) воздух

Г) вода

3. Что такое перегной?

А) вода

Б) остатки разрушенных горных пород

В) перегнившие остатки растений и животных

4. От чего зависит плодородие почвы?

А) от количества воды

Б) от количества глины

В) от количества песка

Г) от перегноя

5. Какого цвета самые плодородные почвы?

А) жёлтого

Б) чёрного

В) серого

6. Как увеличить плодородие почвы?

А) перекопать

Б) внести удобрения

В) полить

Г) прополоть

Правильные ответы: 1 – Б), 2 – В), 3 – В), 4 – Г), 5 – Б), 6 – Б).

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл .Баллы суммируются.

6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».



В раздел образования