Автор: Яковлева Елена Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: " Сложение дробей"
Раздел: начальное образование
Тема. Сложение дробей.
Цели:
1. Сформировать у учащихся умения и навыки сложения дробей
с одинаковыми знаменателями.
2.
Ввести
правило
сложения
дробей
с
одинаковыми
знаменателями.
3. Закрепить умения самостоятельно анализировать и решать
задачи, сравнивать дроби и находить значения выражений.
4. Развивать интеллектуальные способности учащихся
5. Воспитывать любовь к родному району, пропагандировать
здоровый образ жизни.
Ход урока.
I
. Организационный момент
- Здравствуйте, дети!
- Начинаем урок математики.
- Открыли тетради, записали число.
- Задача: Думать, решать, исследовать!
II
. Актуализация знаний
1) Минутка чистописания
Запишите дроби, найдите закономерность, продолжите на 3
дроби
- Что вы можете сказать о дроби 3/10?
- Знаменатель равен 10. Он обозначает, что единицу разделили
на 10. Числитель 3.
- Взяли 3 части из 10. Дробь можно записать в виде частного
3:10.
2) Устный счет
- Представьте выделенную часть в виде дроби.
- Выбери рисунок с выделенной частью, которая соответствует
записанной дроби.
3) Математический диктант
- Найдите часть от целого и запишите.
1
7
от
280
1
2
от
500
1
4
от
800
3
8
от
24
3
5
от
25
4
100
от
500
Проверка и самооценка.
III
. Постановка проблемы
В нашей Республике Башкортостан претворяется в жизнь
приоритетный национальный проект «Здоровье». Его важнейшая
часть – сохранение и укрепление здоровья детей.
В
нашем
районе
для
оздоровления
детей
создан
реабилитационный центр.
1) Задача
В 2005г. в реабилитационном центре восстановили здоровье
1700 детей, а в 2006г. на 300 детей больше. Сколько всего детей
восстановили здоровье за 2 года.
- Запишите выражение и найдите его значение.
2) В Дёмском районе в 2005 году родилось 738 детей, что на 88
детей больше, чем в 2004. Сколько детей родилось в 2004г?
3) Дёмский район – спортивный район. Многие второклассники
лицея
занимаются
различными
видами
спорта.
всех
второклассников занимаются акробатикой, а
- дзюдо. Какая часть
второклассников занимается акробатикой и дзюдо?
- Почему не можете решить?
– Не умеем выполнять сложение дробей.
- Назовите тему урока.
- «Сложение дробей с одинаковым знаменателем»
IV
. Практическая часть
- Как выполнить сложение?
- Что делать с числителями и со знаменателями? (дети
предлагают разные способы: сложить числители и знаменатели,
сложить только числители, сложить только знаменатели)
Гипотеза: сложить только числители, потому что знаменатель в
дробях одинаковый.
- Давайте попробуем доказать, верно ли это предположение.
- Для этого построим модель (на парте у каждого ученика
модель из бумаги).
3
10
4
10
+
=
7
10
- На сколько надо разделить целое?
- На 10 частей. Нужно взять 3 части и еще 4 части. Получилось 7
частей. Запишем наши действия числовым выражением.
Ученики
делают
вывод:
чтобы
сложить
две
дроби
с
одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель
оставить тот же.
V
. Запись модели
Вывод модели сложения дробей с одним знаменателем:
VI
. Первичное закрепление с комментированием
Стр. 7 №2, №3
VII
. Самостоятельная работа
Стр. 7 №4
Проверка (22/23, 34/38, 62/75)
-
Как
надо
выполнять
сложение
дробей
с
одинаковым
знаменателем? (Повторение правила)
VIII
. Физминутка
-Если называю целое число – руки вверх, если дробь – присесть
руки вперед.
1/2; 20; 7/10; 18/44; 1000; 58; 2/3; 9%; 9; 85%; 100; 15/17; 15;
18%.
- Молодцы!
IX. Закрепление пройденного
Решение задачи.
- Для укрепления здоровья полезно путешествие. Решим задачу
про путешественников.
Стр.8 №10
проехал
осталось
?
км
?
км
2 ч
? км/ч
t
v
s
это
пути
9
14
(54·3) км,
1)
54* 3= 164(км) – проехали – 9/14 пути
2)
162: 9* 14= 252(км) – весь путь
3)
252- 162= 90(км) – осталось
4)
90: 2= 45(км/ч)
Ответ: 45 км/ч должна быть скорость автобуса.
X
. Итог
1) Подведение итогов
- Что нового открыли? (Узнали, как выполняется сложение
дробей с одним знаменателем)
- К какому выводу пришли? (Чтобы сложить две дроби с одним
знаменателем, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот
же)
- Вы хорошо усвоили правило сложения двух дробей с
одинаковым знаменателем? (Да)
2) Как вы понимаете пословицу?
- Что надо беречь смолоду.
Задание: расшифруйте слово, расположив дроби в порядке
возрастания.
Береги
смолоду.
Ь
Д
О
В
Р
О
З
Е
3
10
3
24
3
22
3
12
3
20
3
18
3
25
3
8
з
д
о
р о
вь
е
- Что нужно делать, чтобы сберечь здоровье? (Заниматься
спортом, закаливанием, правильно питаться, т.е. вести здоровый
образ жизни)
Список используемой литературы
1.
Образовательная система «Школа - 2100». Педагогика
здравого смысла. Сборник материалов. – М.; Баллас, 2003.
2.
Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического
мышления на уроке: Пос. для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.
Аксенов А.А. Теория обучения поиску решения школьных
задач: Монограия. – Орел: ОГУ, 2006.
4.
Петерсон Л.Г. Методические рекомендации. Математика.
Пособие для учителя. Баллас