Автор: Эренжеева Любовь Эрднеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Приманыч,Ики-Бурульский район,Республика Калмыкия
Наименование материала: урок-закрепление
Тема: Этот удивительный мир фразеологии
Раздел: полное образование
Урок – закрепление в 6 классе.
Тема « Этот удивительный мир фразеологии».
Форма урока: урок- КВН.
Методические приемы: творческие задания, игровые задания, опрос.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе
изучения темы.
Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся; творческие
способности учащихся; показать богатство русского языка; воспитывать
любовь к родному языку.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Дверь
в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли
ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный ( грустный человек)
Толочь в воду в ступе ( бесполезная работа
Седьмая вода на киселе ( дальний родственник)
Набрал в рот воды ( молчаливый)
Как в воду глядел ( угадал, предсказал)
Как две капли воды ( очень похожи)
Учитель: А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли
кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся ваши знания и «веселое лукавство
ума». Перед нами первое препятствие – пропасть, на которой плещется вода.
Вы, наверное, заметили, что все фразеологизмы в нашей разминке включали
это слово. Ответьте, в состав, каких ещё фразеологических оборотов входит
слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает очко.
( концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много
воды утекло, воду мутить, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду,
выйти сухим из воды и т.д.)
Учитель: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами
сочетаний могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если
мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это
предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла. Но вот
предложение: « С тех пор утекло много воды».Каждый знает, что здесь речь
идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов.
Одна команда придумывает и записывает предложение так, чтобы это
сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая команда составляет
предложение с этим же сочетание, но так, чтобы оно выступало в роли
фразеологизма.
Гладить по головке
Кормить завтраками
Ходить на цыпочках
Протянуть руку
Учитель: Конкурс капитанов. Перед капитанами стоит трудная задача: 1)
вытягивая по очереди карточки и именами собственными, они должны
вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан
может обратиться к своей команде; 2) это задание требует от капитанов не
только знание фразеологизмов, но и сообразительности, артистических
способностей.
Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот,
попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда
должна назвать его.
Подведение итогов (конкурс капитанов).
Учитель. Задание командам: подберите синомимы к устойчивым оборотам.
Поминай как звали ( и след поостыл)
Куры не клюют ( хоть пруд пруди)
Водить за нос ( морочить голову)
Глядеть в оба ( держать ухо востро)
Тьма кромешная ( ни зги не видно)
Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета)
Учитель. Следующее задание: быстро и правильно назвать антони к
фразеологизмам.
Жить душа в душу ( как кошка с собакой)
Чуть свет (на ночь глядя)
Рукой подать ( куда Макар телят не гонял)
Дать волю языку ( держать язык за зубами)
Хоть пруд пруди ( кот наплакал)
Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все молодцы.
Объявляется итог конкурса и общий счет.