Напоминание

Этот удивительный мир фразеологии


Автор: Эренжеева Любовь Эрднеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Приманыч,Ики-Бурульский район,Республика Калмыкия
Наименование материала: урок-закрепление
Тема: Этот удивительный мир фразеологии
Раздел: полное образование





Назад




Урок – закрепление в 6 классе.

Тема « Этот удивительный мир фразеологии».

Форма урока: урок- КВН.

Методические приемы: творческие задания, игровые задания, опрос.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе

изучения темы.

Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся; творческие

способности учащихся; показать богатство русского языка; воспитывать

любовь к родному языку.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Дверь

в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли

ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный ( грустный человек)

Толочь в воду в ступе ( бесполезная работа

Седьмая вода на киселе ( дальний родственник)

Набрал в рот воды ( молчаливый)

Как в воду глядел ( угадал, предсказал)

Как две капли воды ( очень похожи)

Учитель: А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли

кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся ваши знания и «веселое лукавство

ума». Перед нами первое препятствие – пропасть, на которой плещется вода.

Вы, наверное, заметили, что все фразеологизмы в нашей разминке включали

это слово. Ответьте, в состав, каких ещё фразеологических оборотов входит

слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает очко.

( концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много

воды утекло, воду мутить, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду,

выйти сухим из воды и т.д.)

Учитель: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами

сочетаний могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если

мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это

предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла. Но вот

предложение: « С тех пор утекло много воды».Каждый знает, что здесь речь

идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов.

Одна команда придумывает и записывает предложение так, чтобы это

сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая команда составляет

предложение с этим же сочетание, но так, чтобы оно выступало в роли

фразеологизма.

Гладить по головке

Кормить завтраками

Ходить на цыпочках

Протянуть руку

Учитель: Конкурс капитанов. Перед капитанами стоит трудная задача: 1)

вытягивая по очереди карточки и именами собственными, они должны

вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан

может обратиться к своей команде; 2) это задание требует от капитанов не

только знание фразеологизмов, но и сообразительности, артистических

способностей.

Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот,

попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда

должна назвать его.

Подведение итогов (конкурс капитанов).

Учитель. Задание командам: подберите синомимы к устойчивым оборотам.

Поминай как звали ( и след поостыл)

Куры не клюют ( хоть пруд пруди)

Водить за нос ( морочить голову)

Глядеть в оба ( держать ухо востро)

Тьма кромешная ( ни зги не видно)

Ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета)

Учитель. Следующее задание: быстро и правильно назвать антони к

фразеологизмам.

Жить душа в душу ( как кошка с собакой)

Чуть свет (на ночь глядя)

Рукой подать ( куда Макар телят не гонял)

Дать волю языку ( держать язык за зубами)

Хоть пруд пруди ( кот наплакал)

Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все молодцы.

Объявляется итог конкурса и общий счет.



В раздел образования