Напоминание

Лекция – концерт, посвященный 340-летию со дня рождения А. Вивальди


Автор: Садрисламова Айгуль Айдаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО ДШИ МР Чишминский район РБ
Населённый пункт: пгт Чишмы
Наименование материала: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две»
Тема: Лекция – концерт, посвященный 340-летию со дня рождения А. Вивальди
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Когда достаточно одной скрипки, не используют две»

Лекция – концерт, посвященный 340-летию со дня рождения А. Вивальди

слайд 1 - Портрет А. Вивальди

Учитель 340 лет назад в солнечной Италии родился великий музыкант. Он

обучал в приюте детей музыкальной грамоте, руководил хором, покупал

скрипки, виолончели, сочинял для них музыку. За рыжий цвет волос его

называли рыжим священником. Сегодняшняя лекция посвящена творчеству

Антонио Вивальди.

С чего же все начиналось?

Слайд 2 - Звучит фрагмент из концерта для скрипки «Четыре времени

года» - «Зима», 2 часть.

Шамсутдинов Руслан читает стихотворение «Как начинал Вивальди»

(автор Светлана Ледкова)

Малыш Вивальди к папе подошел,

Взглянул на скрипку мастера игры,

Взял за руку и в класс его повел,

- Хочу учиться я, играть как ты!

Но песню я смогу придумать сам,

Такую, что взлетит до облаков,

И медом потечет по небесам,

Не будет ей преград, границ, оков!

Ее сыграют ангелы в раю,

И примадонн почивших славный хор,

Легко-легко подхватит песнь мою,

Всем нотным правилам наперекор.

Под музыку закружится балет,

Из балерин, котят и голубей...

Я точно знаю, лучше песни нет,

Той песни, непридуманной моей!

Отец, послушав сына, так решил:

Фантазии ему не занимать,

Талантов Бог парнишку не лишил,

Пойду-ка, научу его играть!

Слайд 3 – Венеция

Учитель Стихотворение «Как начинал Вивальди», которое вы сейчас

услышали, написала Светлана Ледкова. И мы отправляемся в Венецию, на

Родину Антонио Вивальди, в знаменитый город на воде. Где вместо

проспектов – каналы, вместо такси – гондольеры. Многие здания являются

достопримечательностями, имеют богатую историю.

Главные достопримечательности этого города подразделяются на дворцы,

церкви и музеи.

слайд 4 - церковь Сан-Маурицио, музей музыки

Среди 33 достопримечательностей есть Музей музыки - настоящая

жемчужина в панораме музеев и выставок Венеции. Расположен он в

знаменитой старинной церкви - Сан - Маурицио, в самом сердце города.

Музей музыки был открыт в 2001 году, в нем располагается выставка

доступная широкому кругу посетителей. На этой выставке представлены

экспонаты из частных коллекций.

слайд 5 – Выставка

Выставка называется “Антонио Вивальди и его время, музыкальные

инструменты на протяжении веков” и представляет собой экспозицию

старинных музыкальных инструментов, с информационными стендами о

жизни и творчестве великого Венецианского композитора и музыканта.

Вечерами в этом музее проходят концерты, иногда музыканты надевают

концертные костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатления от его волшебной

музыки становятся ещё сильнее.

слайд 6 - Портрет А. Вивальди

Анданте ми минор исполняют Грубчак Дарья и Якупова Адэлия

Отцом Антонио был Джованни Баттиста, прозванный за огненный цвет волос

«Рыжим», в первое время работал пекарем, затем освоил профессию

цирюльника, и в свободное время играл на скрипке. Джованни оказался

одаренным музыкантом, что в 1685 году капельмейстер собора св. Марка,

принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Вивальди и

Камиллы Каликкъо, Антонио Лючио, появился на свет раньше срока из-за

внезапного землетрясения. Родители мальчика увидели в рождении новой

жизни при таких странных обстоятельствах знак свыше и решили, что

Антонио должен стать священником. Ребенок родился слабым, со

сдавленной грудью,

которая в последствие не давала ему спокойно дышать,

что его сразу крестили после рождения, опасаясь, что он не выживет.

слайд 7 -

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён

Антонио Вивальди.

слайд 8- памятная доска о крещении А.Вивальди.

Господь судил прожить ему сравнительно долгую жизнь по тем временам –

63 года. Получить всеевропейскую славу в качестве скрипача виртуоза и

выдающего композитора, автора концертов, опер, произведений духовой

музыки.

От отца Антонио унаследовал исключительную музыкальную одаренность,

страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для

итальянцев цвет волос. Музыкальная среда Венеции, в которой

формировался юный музыкант, сыграла определенную роль в его

дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио

в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте

десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св. Марка. Первое

сочинение Вивальди написал в тринадцать лет! Уже в этих первых

музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма,

присущий Вивальди.

В Италии XVII-XVIII веков существовала любопытная традиция –

музыкальная карьера нередко была сопряжена с получением духовного

звания. При этом его обладатель мог спокойно заниматься любыми жанрами

светской музыки, в том числе и оперы.

Решением служить церкви Вивальди принял в 15 лет, когда поступил в

духовную семинарию, одновременно он интенсивно занимался игрой на

скрипке и музыкальной композиции. В 25 лет он принял священный сан, к

этому времени он был не только дипломированным теологом, но и

профессиональным скрипачом-виртуозом.

Вивальди был назначен маэстро скрипки в одной из Венецианских

консерватории, которая называлась « Оспедале делла пьета».

слайд 9 Оспедале делла пьета

Консерватории в то время назывались приюты для мальчиков и девочек, где

их обучали нотной грамоте, игре на скрипке и церковному пению. Работая в

«Оспедале делла пьета», Вивальди непрерывно сочинял, написав для

концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работал с

хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал оркестрами, а

также преподавал теорию музыки. Именно для оркестра девочек композитор

написал свои основные инструментальные произведения, эти концерты

исполнялись в церкви «Санта Мария делла пьета», которая принадлежит

консерватории, сегодня эту церковь обычно называют церковью Вивальди.

слайд 10 церковь «Санта Мария делла пьета»

Антонио Вивальди начал свой творческий путь с сочинения

инструментальной музыки, преимущественно скрипичной. Звучит Концерт

для двух скрипок ля минор.

слайд 11 концерт для двух скрипок ля минор

В 1713 году жизнь композитора обогащается двумя важными событиями –

во-первых, он становится главным композитором консерватории «Оспедале

делла пьета», а во-вторых, обращается к жанру оперы, с которой неразрывно

связаны ее последующие годы.

Слава композитора неуклонно росла, по мере того как его оперы ставились в

лучших театрах мира, концерты исполнялись в лучших концертных залах, а

партитуры распределялись через широкую сеть нотных магазинов.

По разным данным он написал от 50 до 70 опер, в некоторых источниках – 90

опер, но сохранилось около 20.

В исполнении Кандрашкиной Татьяны Анатольевны вы услышите арию

«Где ты, где ты?» из оперы «Джазет»

Священник Вивальди не забывал и о духовной музыке, среди его духовных

сочинений большей известностью пользовалась «Глория». Первыми

"Глорию" исполнили девочки-сироты, жившие в приюте "Пьета" («Оспедале

делла пьета») в Венеции - девочки и пели, и играли на музыкальных

инструментах во время первого исполнения этого сочинения. Именно в этом

приюте многие годы служил Вивальди, именно для церковной службы в

«Оспедале делла пьета» и была написана "Глория" в 1716 году.

слайд 13 видео Вивальди Глория фильм

До Вивальди духовые инструменты считались примитивными,

«неблагодарными» для композиторов. А гениальный «рыжий священник»

доказал, что это не так. Антонио Вивальди одним из первых обратился к

сочинению серьезной музыки для духовых инструментов. Гобой, валторна,

труба и флейта зазвучали в его концертах совершенно по-новому – полно и

стройно.

слайд 14 гобой Кулаков Владислав, рояль Бикмеева Нурия

Концерт До мажор

Вам, наверное, не раз приходилось бывать в лесу или на берегу моря и

любоваться окружающим вас пейзажем. Такие прекрасные мгновения жизни

мы с вами не только видим то, что нас окружает, но мы слышим и щебетание

птиц, и шелест листьев под ногами, ощущаем легкое дуновение ветра,

вдыхаем чудесные запахи трав и цветов, и все эти впечатления составляют

для нас гармоничную картину природы.

Многие композиторы пытались найти такие музыкальные средства, которые

бы передавали звуки природы и погружали слушателя в атмосферу звукового

пейзажа. Вивальди достиг в этом незабываемых высот. Он обладал

незаурядным мелодическим даром и глубоким знанием штрихов и приемом

игры на струнных инструментах. И все это давало ему возможность

мастерски имитировать голоса птиц, звуки грома, дуновение ветра, шум

морских волн.

Одной из загадок природы для маэстро была смена времен года. Вивальди

жил в конце XVII и первой половины XVIII веков, и в те времена поэты,

художники, композиторы часто ассоциировали времена года с периодами

человеческой жизни.

Одно из самых знаменитых его произведений, «Времена года» было создано

в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя

.

Название этого

произведения переводится не совсем точно. Правильное название – «Четыре

времени года». Каждый концерт соответствует одному времени года,

разделен на три части, по трем месяцам каждого времени года. Каждый из

концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был

автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного

описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от

рождения до смерти.

слайд 15

Весна – это рождение и веселое жизнерадостное детство.

Лето – юность и цветущая молодость.

Осень – пора мудрости и зрелости.

Зима – старость.

В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное

описание природных изменений. Композитор сумел мастерски изобразить

грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный

ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод.… Во «Временах года»

гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году.

Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

слайд 16 ВЕСНА

ВЕСНА

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

слайд 17

в исполнении Метлицкой Юлии Михайловны прозвучит отрывок из

концерта « ВЕСНА»

слайд 18 ЛЕТО

ЛЕТО

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

слайд 19 ремикс ЛЕТО

слайд 20 ОСЕНЬ

ОСЕНЬ

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

слайд 21 ОСЕНЬ ЭБРУ

слайд 22 ЗИМА

ЗИМА

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

слайд 23 братья Арсений и Василий Кирюхины - Баян. «Зима» А.

Вивальди ⁄ Синяя птица 2016

Зимние картины не столь радостны, но в каждом времени года и в каждом

возрасте есть свои преимущества – вот главная мысль этого концерта.

«Времена года» с полной уверенностью можно отнести к «популярной

классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других

замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется со

«Временами года» и наоборот.

Творчество великого итальянского композитора Антонио Вивальди было на

долгие годы забыто и вновь открыто лишь в 20-е годы XX века. Почти через

200 лет итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную

коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и

светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное

возрождение былой славы Вивальди. Более того, пять концертов Вивальди,

переложенные для фортепьяно или органа с оркестром И.С. Бахом (который

всерьез заинтересовался работами талантливого итальянца), долгое время

считались произведениями последнего.

слайд 24

Концерт для органа ля минор, исполняют Яхина Илона Викторовна и

Гурба Ольга Петровна

В 1728 года Антонио Вивальди встретился с императором Карлом VI, и тот

настолько проникся талантом рыжего священника, что пригласил его жить в

Вену.

Вивальди было около 60 лет, когда он решил покинуть родную Венецию,

приняв приглашение австрийского императора Карла VI. Это было

неудачным решением. Вскоре после приезда композитора в Вену, император

скончался, началась война за австрийское наследие и всем было не до

Вивальди. В поисках работы он ездил в Дрезден, но и там итальянский

композитора, скрипача и священника мало кто знал. Неудачно подкосило и

без того слабое здоровье композитора. В Вену он вернулся больным и

разбитым. Вскоре он умер, квартальный врач зафиксировал смерть

преподобного Дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления.

Похоронен был в кладбище для бедняков. Имущество было списано и

продано за долги. Место захоронения точно неизвестно. Так грустно

закончилась жизнь великого композитора, которому еще недавно

рукоплескала вся Европа.

«Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни

В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в

этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического

героя.

слайд 25

В исполнении Гурба Ольги Петровны, Парафило Людмилы

Анатольевны и Садрисламовой Айгуль Айдаровны, прозвучит песня

«Под музыку Вивальди».

В 1939 году была возрождена «Глория». Она прозвучала в Сиене в рамках

«Недели Вивальди», организованной итальянцем Альфредо Казелла.

Сиенский институт носит имя Антонио Вивальди.

В здании бывшей школы «Оспедале делла Пьета» в настоящий момент

располагается ресторанно-гостиничный комплекс.

Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете

Меркурий.

слайд 26 Вивальди-оркестр

«Вивальди-оркестр» — так называется коллектив, создателем которого в

1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Его

уникальность в том, что в его состав входят исключительно женщины. Это

такой своеобразный «ремейк» оркестра воспитанниц, организованного

Вивальди при школе «Оспедале делла Пьета» в начале XVIII века.

Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающее открытие -

выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в

результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание

«Времен года» укрепляет память у людей преклонного возраста.

Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки,

не используют две».



В раздел образования