Напоминание

Урок композиции в 1 классе ДШИ "Статика и динамика в композиции"


Автор: Кипоть Нонна Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБОУДО "Суджанская детская школа искусств
Населённый пункт: г Суджа Курской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок композиции в 1 классе ДШИ "Статика и динамика в композиции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок композиции в 1 классе отделения декоративно-прикладного искусства

Суджанской ДШИ

Тема: Статика и динамика в композиции.

Цель урока: -Знакомить с законами композиции, учить применять их на

практике.

- Развивать чувство композиции.

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, познавательный

интерес, желание знакомиться с произведениями изобразительного

искусства.

Задача урока: знакомство с понятиями «статика» и «динамика», выполнение

статичной и динамичной композиции на заданную тему.

Оборудование: для учителя- наглядные пособия, репродукции картин

художников, для детей- формат А3, карандаш, бумага.

План урока: 1. Организация начала занятия 1мин

2. Сообщение темы и задачи урока 1 мин

3. Вводная беседа 11 мин

4. Практическая работа 30 мин

5. Подведение итогов урока 2 мин

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы и задачи урока

3. Вводная беседа.

Для вас стало привычным и знакомым слово «закомпоновать», выполнить

композицию. Что же такое композиция? Как бы вы объяснили это понятие

своим друзьям? (Разместить изображаемые предметы в листе, сделать так,

чтобы изображение хорошо воспринималось зрителем)

Действительно, от того, как художник разместит предметы в формате,

зависит восприятие картины зрителем. Более того, это может способствовать

передаче настроения, чувств, переживаний.

Можно изобразить спокойствие и умиротворение, уверенность и величие,

неподвижность, нерушимость. А можно передать взрыв эмоций, танец,

полёт, порывы ветра. Совершенно разные состояния.

Для этой цели в композиции применяют приемы статики и динамики.

Статика означает покой, неподвижность, отсутствие движения. А динамика,

наоборот, - воплощение движения.

Наверняка вам приходилось сталкиваться с трудностью, когда очень хочется

изобразить в рисунке движение, мчатся автомобили по улице города или едет

группа людей на велосипедах, а получается, что изображение как бы стоит на

месте, нет ощущения движения. (Показать пример композиции, где

схематичные изображения машин едут по горизонтальной поверхности)

Посмотрите, что изменилось? (Показ изображения, где подобные машинки

расположены на диагональных линиях) (Появилось ощущение движения в

композиции) Композиция из статичной превратилась в динамичную.

А что помогло нам воспринять картинку по-другому? (наклон линий)

Еще один пример (учитель показывает изображение круга и две

горизонтальные линии под ним, на другом рисунке эти линии наклонены)

Наш глаз привык, воспринимая изображение, связывать его с практическим

опытом, мы знаем, что произойдет с шаром, если наклонить поверхность, на

которой он лежит (шар покатится), поэтому в рисунке зрителем тоже

воспринимается движение.

Остановить это движение может какая-нибудь преграда, поэтому и в

композиции можно добавить вертикальный устойчивый предмет и появится

ощущение неподвижности.

Самым устойчивым и неподвижным в нашем восприятии будет квадрат,

поставленный на грань треугольник, прямоугольник.

Динамику в изображение внесет треугольник, если его повернуть вниз углом,

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали,

приветствуется ассиметричное расположение, волнистые линии. Все

построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и

силуэтов, контраст тона и фактуры (Показ примеров динамичных и

статичных геометрических композиций)

Давайте попробуем найти примеры использования динамичного и статичного

построения композиции в картинах известных художников. Учитель

показывает репродукции картин В. Суриков «Боярыня Морозова»,

Д.Моранди «Натюрморт с белым кувшином», Н.Рерих «Заморские гости»

В.Серов «Похищение Европы». И.Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в

Вятской губернии».

Дети с помощью учителя находят примеры использования приемов статики и

динамики в композиции.

4. Практическая работа.

На доске предложены варианты тем композиции:

1.Запускаем бумажного змея

2. Летят воздушные шары

3. Катание на самокатах

4. Стая птиц в небе

5. Улица моего города.

6. Заснеженный лес

7. Посудная полка

Дети выбирают одну из предложенных тем и выполняют эскиз статичной или

динамичной композиции.

5. Подведение итогов работы.

Выставка и анализ композиций. Задание домой, выполнить вторую

композицию (динамичную, если в классе ребенок выполнял статичную

композицию или статичную, если выбрали композицию динамичную)



В раздел образования