Напоминание

Упражнения для развития игровых движений в классе баяна


Автор: Моисеева Гузель Ильфатовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО "Пестречинская ДШИ"
Населённый пункт: с. Пестрецы
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Упражнения для развития игровых движений в классе баяна
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Пестречинского муниципального района РТ

Методическая работа

«Упражнения для развития игровых

движений в классе баяна»

Преподаватель класса баяна

Моисеева Гузель Ильфатовна

Первое знакомство с инструментом.

Баян – известный и любимый многими инструмент. Зачастую

родители, сами имеющие огромное желание научится играть на баяне,

приводят ребенка в школу искусств, чтобы вместе осваивать этот непростой

инструмент. Первые занятия с ребенком необходимо проводить в

присутствии родителей, чтобы они имели представление о том, как нужно

сидеть и держать баян, могли дома проконтролировать посадку и постановку

инструмента и рук. На первом занятии необходимо продемонстрировать

несколько знакомых произведений или народных мелодий, танцев и тд,

чтобы вызвать интерес к обучению. На первом же уроке дать ребенку

подержать инструмент, потянуть меха, нажимать кнопки.

Постановка инструмента и игрового аппарата.

Баян – сложный в изучении инструмент. Играть приходится на двух

принципиально разных клавиатурах. Причём, левая находится в движении и

вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания преподавателя на

протяжении всего обучения должны быть посадка, постановка инструмента и

рук ученика.

Прежде, чем приступить к практическим занятиям на баяне, необходимо

правильно посадить ученика и установить инструмент.

Ноги должны устойчиво ступнями упираться в пол. Вес туловища вместе с

весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье

стула и ступни ног.

Высота стула подбирается индивидуально - немного

выше уровня коленей (можно использовать подставку для ног).

Инструмент также должен соответствовать возрасту и росту ученика.

Наиболее удобно, когда инструмент смещен в левую сторону (это зависит

от физических данных ученика). Но как правило 7-8-летние дети еще не

могут управиться с баяном, если тот располагается несимметрично на

коленях. Постепенно добиваемся того, чтобы гриф правой клавиатуры

упирался в бедро правой ноги, а часть правого корпуса и сомкнутый мех

стоит на бедре левой ноги.

Правая клавиатура баяна достаточно сложная. Первоначальные

игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять в первой

октаве. При заучивании гамм придерживаемся правила: первый ряд для

второго пальца, второй ряд – для третьего и третий ряд - для четвертого

пальца.

Ремень левого корпуса стесняет движение левой руки, которая ведёт

мех и нажимает кнопки. Эти особенности предполагают определенные

трудности при обучении, вместе с тем готовая система левой клавиатуры

даёт колоссальную возможность.

При сжатом мехе левая рука свободно согнутая в локте, продевается

под ремень, при этом тыльная сторона запястья в предплечевой части

опирается на ремень, предплечье внутренней своей стороной опирается на

задний край левой крышки, пальцы – над кнопками. Рука должна быть

выдвинута чуть вперёд (чтобы 4- 5 пальцы могли нажимать кнопки на

вспомогательном ряду), первый палец не должен создавать точки опоры при

разжиме и сжиме меха. Это нарушает свободу остальных пальцев и создаётся

лишнее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса

должно позволять руке передвигаться вдоль всей левой клавиатуры.

Основные приёмы ведения меха – разжим, сжим, все остальные

построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует

разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать обратно – по той же

траектории. При сжиме поднимать вверх левый корпус баяна не следует. Это

создаёт лишнюю нагрузку на левую руку и заметна смена меха. Важно:

контролировать игровые движения, не сжимать и не разжимать мех до

предела, дослушивать окончания фраз и мотивов.

Первоначальные упражнения для развития игровых

движений в классе баяна .

Первоначальные навыки игры на баяне - упражнения для развития

игровых движений которые помогают в дальнейшем учащемуся

развиваться и в техническом и в музыкальном, эмоциональном плане.

Физическая свобода и эмоциональная раскрепощённость – главное условие

хорошего исполнительства.

Вначале пробуем играть без звука. Локоть правой руки приподнят,

чуть отводим его в сторону, разворачиваем полусогнутую кисть к

клавиатуре.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИГРЫ ПРАВОЙ РУКИ:

1) глиссандо по клавиатуре вверх и вниз, легко касаясь пальцами клавиатуры.

2) ставить кисть руки в любой части клавиатуры, зацепиться кончиками

пальцев за клавиши. Это упражнение следует выполнять как на белых, так и

на черных клавишах.

3) упражнение на независимость пальцев – касание всех пальцев клавиатуры

и игра вслепую, т.е. не глядя в клавиатуру.

УПАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ЛЕВОЙ РУКИ:

Первые 2-3 урока проводим перед большим зеркалом, чтобы учащийся

понимал, как располагаются на клавиатуре вертикалные и горизонтальные

ряды

1) скольжение кисти вверх и вниз. Все 4 пальца (большой палец левой руки в

игре не участвует) ставим на основной вертикальный ряд. Выполняем

глиссандо вверх и вниз без звука. Следим за положением левого плеча, локтя

и запястья. Вниз движение идёт от кисти, она опережает пальцы. Вверх –

наоборот, кисть подталкивает пальцы вверх.

2) упражнение осуществляется внутри позиции, развивает независимость

пальцев, укрепляет мышцы пальчиков. Прожимать кнопку до дна, затем

расслабляя мышцу, отпускать кнопку. Кнопка за счет пружины должна

вытолкнуть палец. Главное условие - постоянное касание пальцами

клавиатуры. Пальчики не должны прогибаться.

3) движение блока пальцев по косым (горизонтальным) рядам. Это

упражнение дается для проработки готового аккомпанемента.

4 палец – вспомогательный ряд

3 палец – основной ряд

2 палец – ряд мажорных аккордов

4) упражнение на растяжку между 3 и 2 пальцами. С 4 пальца –

вспомогательного ряда до 2 пальца – минорных аккордов (или септаккордов

– в зависимости от руки учащегося).

5) поочередное нажимание кнопок:

ДО-Мажорый аккорд-Минорный аккорд-Септаккорд

ФА-Мажорый аккорд-Минорный аккорд-Септаккорд

ДО-Мажорый аккорд-Минорный аккорд-Септаккорд

СОЛЬ-Мажорый аккорд-Минорный аккорд-Септаккорд

ДО-Мажорый аккорд-Минорный аккорд-Септаккорд

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЕХОМ:

Необходимо объяснить ребенку, что основа звукоизвлечения на баяне – это

мех. Баян – « духовой» инструмент. Качество звука будет зависеть от потока

воздуха, который колеблет металлический язычок, расположенный в корпусе

инструмента.

1) упражнение на свободное движение меха. Мех свободно падает и

раскрывается веерообразно, по той же траектории возвращается назад.

2) упражнения исполняются на душнике рывком меха.

3) плавное движение меха, чередующееся с усилением и ослаблением

движения.

Главная задача при работе с мехом – научиться менять его незаметно,

плавно, чтобы при исполнении произведений не страдало качество звука.

Рекомендации для родителей учащихся

при выполнении домашних заданий

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Продолжительность домашних занятий связана с возрастом учащегося и его

психологическими и физиологическими качествами и составляет для ученика

1 класса примерно 20 минут; 2, 3 класса примерно 30 минут;

4, 5 класса примерно 40минут, 6,7 класса - 1час в день.

Домашние занятия должны быть результативными (ребенок должен

выполнять конкретную задачу

Не следует заниматься на инструменте в случае болезни ребенка

(повышенная температура, недомогание).

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и

должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

Игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого предпочтительно

начинать домашнюю работу, тратится на это примерно треть времени)

Разбор новых произведений или чтение с листа легких пьес (на 1-2 класса

ниже по трудности)

Выучивание наизусть нотного текста (если это задано)

Работа над звуком, штрихами, фразировкой и другими конкретными

деталями (по заданию преподавателя)

Проигрывание программы целиком перед концертным выступлением или

контрольным уроком (зачетом) в присутствии зрителей – родителей итд.

Повторение пройденных и выученных ранее пьес.

Все рекомендации по домашней работе даёт преподаватель в

индивидуальном порядке. Задание обязательно записывается в дневнике

учащегося, оно четко формулируется преподавателем , прочитывается и

объясняется учащемуся.

Преподаватель всегда задаёт на дом тот материал, который был пройден в

классе (за исключением чтения с листа или самостоятельных разборов).

И главное помнить – занятия музыкой должны не только приучать ребенка

трудиться, но и доставлять ребенку радость и удовольствие.



В раздел образования