Напоминание

Музыкальный диктант как одна из форм работы на уроках сольфеджио в младших классах


Автор: Межва Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пестречинская ДШИ"
Населённый пункт: с. Пестрецы, Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Музыкальный диктант как одна из форм работы на уроках сольфеджио в младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «Пестречинская ДШИ»

с. Пестрецы

методическое сообщение

на тему:

Музыкальный диктант как одна из форм работы

на уроках сольфеджио в младших классах.

Подготовила: преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

Межва Лариса Юрьевна

Развитие музыкального слуха является основной задачей курса сольфеджио

в музыкальной школе. Кроме того, этот предмет помогает развить

музыкальный кругозор детей, способствует формированию их музыкального

вкуса, дети познают музыкальную грамоту, учатся ориентироваться в мире

звуков, интонаций, музыкальных символов и терминов и мн. др.

Сольфеджио – дисциплина, формирующая ряж практических навыков,

знаний и умений.

Предмет сольфеджио неразрывно

связан с другими предметами музыкального цикла. Практические навыки

интонирование, чтение с листа, анализа музыкальной формы, импровизации,

подбора мелодии и аккомпанемента являются необходимыми для овладения

учащимися предметов вокального и инструментального исполнительства.

Программа обучения на уроках сольфеджио предусматривает несколько

форм работы, тесно взаимосвязанных между собой. Лишь при этом возможно

добиться достаточно высокого уровня развития у обучающихся музыкальной

памяти, слуха, мышления, чувства ритма.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных

видов деятельности в преподавании сольфеджио. В диктанте обобщаются

и теоретические знания, и практические навыки. Музыкальный диктант

позволяет более определённо выявить особенности характера ученика,

умение сосредоточиться, мысленно слушать, индивидуальные качества слуха

и др. – и соответственно наметить пути дальнейшей работы

.

В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся,

определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться

с введение этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь

различными подготовительными упражнениями.

Прежде чем первоклассник

сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное

письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу

и многое другое.

На первом этапе

анализируются на слух музыкальные

фрагменты и фиксируются с помощью каких-либо графических изображений

(стрелки, показывающие движение мелодии, петельки и т. д.). В подобных

диктантах

педагог

исполняет

несложные

для восприятия

пьесы

на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать

и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно,

конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли,

определить сильную, и т.д. Также они записывают ритмические диктанты

(четверть, две восьмые, половинные) или поют мелодии с ритмослогами,

обозначающими различные длительности.

В первом классе необходимо

выработать

навык

быстрого

и

красивого

нотного

письма,

хороший

ориентации в нотном пространстве.

Приступая к простейшему музыкальному диктанту в 1 классе, учащиеся

должны знать и уметь:

1.Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс и

под диктовку, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.

2. Владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами

выученные мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.

3. Прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие

(4 -8 тактов) песни – попевки от разных звуков.

Первым этапом в работе над диктантом является зрительный диктант.

Мелодию записывают на доске, настраивают слух в тональности (играют

тоническое трезвучие).

После анализа ритмического рисунка ученики поют мелодию на слог та,

затем ноты стираются и записываются по памяти. Затем поют по памяти с

названием нот. Педагог играет, акцентируя каждую долю, и учащиеся по

слуху ставят тактовую черту. После того как ученики научатся определять

размер, поймут значение тактовой черты, можно давать ритмический

диктант. Ученики подбирают по слуху выученную песню и запоминают

название звуков. Записывают песню по памяти и по ударному слогу ставят

тактовую черту. Полезно предварительно ладошками отметить ритмический

рисунок, выявить остановки - четверти. Метроритмическому диктанту может

предшествовать целый ряд упражнений, связанных с различными формами

работы в классе:

Прохлопывание ритма нотного примера со счётом вслух.

Определение знакомой мелодии или отдельной фразы по его

ритмическому рисунку. Исполнять ритмический рисунок в

произведении так: восьмая – хлопок перед собой, четверть – удар по

парте, половинная – хлопок с разведением рук. К использованию

ритмического рисунка хорошо привлечь инструменты, закрепив их

за отдельными длительностями. Бубен – четвертная, палочки –

восьмая, треугольник – половинная. Очень важно фиксировать

внимание учащихся на метрическом акценте, а при исполнении и

игре на инструменте исполнять сильную долю подчёркнуто.

Самостоятельному метрическому диктанту должен предшествовать показ

записи песни педагогом. Прослушав песню 2-3 раза, дети поют её с

дирижированием, а педагог, записывает головки нот на доске, затем вместе

выявляют сильные доли и обозначают знаком. Перед акцентом ставят

тактовую черту, определяют четверти и восьмые по количеству звуков,

падающих на чётную долю и записывают. В дальнейшем лучшей мерой для

определения доли явится дирижёрский жест. Очень важно добиваться в итоге

правильной записи. Поэтому после проверки тетрадей вернуться к записи на

доске, предложить (индивидуально и коллективно) прохлопать записанный

ритм или спеть мелодию целиком.

Примеры для ритмической записи, которые легко усваиваются I П, а П I –

труднее, так как сильная доля дробится.

Приблизительно со второго класса и далее уровень сложности возрастает

в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть

нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения

в ладу, длительности, уметь группировать их. В этот период чаще

применяется диктант с предварительным разбором. На предварительный

разбор должно уходить не более 5-20 минут.

При этом необходимо следовать определённому плану:

Определение и настройка в тональности;

музыкальный размер, форма диктанта, особенности структуры;

начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4

такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —

V ступень тоника;

ритм;

мелодические интонации с использованием графических символов;

нотная запись.

Диктант без предварительного разбора проводится не часто, только на

основе уже хорошо выученных оборотов и сочетаний ступеней лада. Объем

таких диктантов во 2 классе – 4-8 тактов в размерах 2/4,3/4,4/4.

В третьем классе кроме диктантов с предварительным анализом большое

место уделяется различным формам устного диктанта. Он помогает

осознанному

восприятию

учащихся

отдельных

трудностей

мелодии,

развивает музыкальную память. В диктанты для 3 класса включаются

ритмические группы: четыре шестнадцатых, восьмая 2 шестнадцатых,

четверть с точкой восьмая; простые затакты: одно восьмая, две восьмых, три

восьмых, а также восьмые паузы.

Запись выученных мелодий как диктант на уроке или самодиктант –

выученная на уроке мелодия записывается дома в родной тональности или в

транспорте.

В 3 классе для расширения круга слушания полезно писать тембровые

диктанты, исполняемые на различных инструментах.

Основное условие осознанного восприятия диктанта – опора на прочную

теоретическую базу. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться в

диктанте без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых

упражнениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.,

«Музыка», 1962.

2.

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М., «Музыка»,

1986. 3. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л.

Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительных отделений

ДМШ. Разработка уроков (с приложением домашних заданий). – Л.,

1984. 11

3.

Методическое пособие по музыкальному диктанту. Сост.: М. Андреева,

В. Надеждина, Л. Фокина, Л. Шугаева. Общая ред. Л. Фокиной. – М.,

«Музыка», 1969.

4.

Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,

«Музыка», 1985.

5.

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.,

«Музыка», 1970.

6.

Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., «Музыка», 1973

.



В раздел образования