Автор: Межва Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пестречинская ДШИ"
Населённый пункт: с. Пестрецы, Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Музыкальный диктант как одна из форм работы на уроках сольфеджио в младших классах
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Пестречинская ДШИ»
с. Пестрецы
методическое сообщение
на тему:
Музыкальный диктант как одна из форм работы
на уроках сольфеджио в младших классах.
Подготовила: преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
Межва Лариса Юрьевна
Развитие музыкального слуха является основной задачей курса сольфеджио
в музыкальной школе. Кроме того, этот предмет помогает развить
музыкальный кругозор детей, способствует формированию их музыкального
вкуса, дети познают музыкальную грамоту, учатся ориентироваться в мире
звуков, интонаций, музыкальных символов и терминов и мн. др.
Сольфеджио – дисциплина, формирующая ряж практических навыков,
знаний и умений.
Предмет сольфеджио неразрывно
связан с другими предметами музыкального цикла. Практические навыки
интонирование, чтение с листа, анализа музыкальной формы, импровизации,
подбора мелодии и аккомпанемента являются необходимыми для овладения
учащимися предметов вокального и инструментального исполнительства.
Программа обучения на уроках сольфеджио предусматривает несколько
форм работы, тесно взаимосвязанных между собой. Лишь при этом возможно
добиться достаточно высокого уровня развития у обучающихся музыкальной
памяти, слуха, мышления, чувства ритма.
Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных
видов деятельности в преподавании сольфеджио. В диктанте обобщаются
и теоретические знания, и практические навыки. Музыкальный диктант
позволяет более определённо выявить особенности характера ученика,
умение сосредоточиться, мысленно слушать, индивидуальные качества слуха
и др. – и соответственно наметить пути дальнейшей работы
.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся,
определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться
с введение этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь
различными подготовительными упражнениями.
Прежде чем первоклассник
сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное
письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу
и многое другое.
На первом этапе
анализируются на слух музыкальные
фрагменты и фиксируются с помощью каких-либо графических изображений
(стрелки, показывающие движение мелодии, петельки и т. д.). В подобных
диктантах
педагог
исполняет
несложные
для восприятия
пьесы
на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать
и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно,
конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли,
определить сильную, и т.д. Также они записывают ритмические диктанты
(четверть, две восьмые, половинные) или поют мелодии с ритмослогами,
обозначающими различные длительности.
В первом классе необходимо
выработать
навык
быстрого
и
красивого
нотного
письма,
хороший
ориентации в нотном пространстве.
Приступая к простейшему музыкальному диктанту в 1 классе, учащиеся
должны знать и уметь:
1.Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс и
под диктовку, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.
2. Владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами
выученные мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.
3. Прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие
(4 -8 тактов) песни – попевки от разных звуков.
Первым этапом в работе над диктантом является зрительный диктант.
Мелодию записывают на доске, настраивают слух в тональности (играют
тоническое трезвучие).
После анализа ритмического рисунка ученики поют мелодию на слог та,
затем ноты стираются и записываются по памяти. Затем поют по памяти с
названием нот. Педагог играет, акцентируя каждую долю, и учащиеся по
слуху ставят тактовую черту. После того как ученики научатся определять
размер, поймут значение тактовой черты, можно давать ритмический
диктант. Ученики подбирают по слуху выученную песню и запоминают
название звуков. Записывают песню по памяти и по ударному слогу ставят
тактовую черту. Полезно предварительно ладошками отметить ритмический
рисунок, выявить остановки - четверти. Метроритмическому диктанту может
предшествовать целый ряд упражнений, связанных с различными формами
работы в классе:
Прохлопывание ритма нотного примера со счётом вслух.
Определение знакомой мелодии или отдельной фразы по его
ритмическому рисунку. Исполнять ритмический рисунок в
произведении так: восьмая – хлопок перед собой, четверть – удар по
парте, половинная – хлопок с разведением рук. К использованию
ритмического рисунка хорошо привлечь инструменты, закрепив их
за отдельными длительностями. Бубен – четвертная, палочки –
восьмая, треугольник – половинная. Очень важно фиксировать
внимание учащихся на метрическом акценте, а при исполнении и
игре на инструменте исполнять сильную долю подчёркнуто.
Самостоятельному метрическому диктанту должен предшествовать показ
записи песни педагогом. Прослушав песню 2-3 раза, дети поют её с
дирижированием, а педагог, записывает головки нот на доске, затем вместе
выявляют сильные доли и обозначают знаком. Перед акцентом ставят
тактовую черту, определяют четверти и восьмые по количеству звуков,
падающих на чётную долю и записывают. В дальнейшем лучшей мерой для
определения доли явится дирижёрский жест. Очень важно добиваться в итоге
правильной записи. Поэтому после проверки тетрадей вернуться к записи на
доске, предложить (индивидуально и коллективно) прохлопать записанный
ритм или спеть мелодию целиком.
Примеры для ритмической записи, которые легко усваиваются I П, а П I –
труднее, так как сильная доля дробится.
Приблизительно со второго класса и далее уровень сложности возрастает
в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть
нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения
в ладу, длительности, уметь группировать их. В этот период чаще
применяется диктант с предварительным разбором. На предварительный
разбор должно уходить не более 5-20 минут.
При этом необходимо следовать определённому плану:
Определение и настройка в тональности;
музыкальный размер, форма диктанта, особенности структуры;
начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4
такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —
V ступень тоника;
ритм;
мелодические интонации с использованием графических символов;
нотная запись.
Диктант без предварительного разбора проводится не часто, только на
основе уже хорошо выученных оборотов и сочетаний ступеней лада. Объем
таких диктантов во 2 классе – 4-8 тактов в размерах 2/4,3/4,4/4.
В третьем классе кроме диктантов с предварительным анализом большое
место уделяется различным формам устного диктанта. Он помогает
осознанному
восприятию
учащихся
отдельных
трудностей
мелодии,
развивает музыкальную память. В диктанты для 3 класса включаются
ритмические группы: четыре шестнадцатых, восьмая 2 шестнадцатых,
четверть с точкой восьмая; простые затакты: одно восьмая, две восьмых, три
восьмых, а также восьмые паузы.
Запись выученных мелодий как диктант на уроке или самодиктант –
выученная на уроке мелодия записывается дома в родной тональности или в
транспорте.
В 3 классе для расширения круга слушания полезно писать тембровые
диктанты, исполняемые на различных инструментах.
Основное условие осознанного восприятия диктанта – опора на прочную
теоретическую базу. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться в
диктанте без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых
упражнениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.,
«Музыка», 1962.
2.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М., «Музыка»,
1986. 3. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л.
Сольфеджио: Учебное пособие для подготовительных отделений
ДМШ. Разработка уроков (с приложением домашних заданий). – Л.,
1984. 11
3.
Методическое пособие по музыкальному диктанту. Сост.: М. Андреева,
В. Надеждина, Л. Фокина, Л. Шугаева. Общая ред. Л. Фокиной. – М.,
«Музыка», 1969.
4.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
«Музыка», 1985.
5.
Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.,
«Музыка», 1970.
6.
Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., «Музыка», 1973
.