Автор: Заплавний Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ школа № 8
Населённый пункт: г. Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра на координацию речи с движением «Снежок».
Раздел: начальное образование
Речевая практика
Тема урока: Игра на координацию речи с движением «Снежок».
Цель:
Развитие речи через разучивание новой игры на координацию.
Задачи урока:
Образовательные: Уточнить и расширить представления о зиме, зимних забавах, познакомить с новой дидактической игрой.
Коррекционные: Развитие памяти, зрительного внимания и восприятия, физиологического и речевого дыхания; чувства ритма и темпа; ориентировки в
пространстве и собственном теле;
становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответствен-
ности, учить дружескому и результативному общению в различных жизненных ситуациях.
Методы и приемы: словесные (беседа, обсуждение), наглядные (работа с иллюстрациями), практические, индивидуальные.
Формирование БУД:
Познавательные базовые учебные действия
Предметные:
-Закреплять умение самостоятельно называть виды зимних забав.
- Формировать грамматический строй речи, навыки словообразования.
-Продолжать формировать умение подбирать предложение к иллюстрации.
- Способствовать развитию речи и мышлению учащихся.
Коммуникативные базовые учебные действия
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).
-Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Метапредметные: строить сообщение в устной форме, делать выводы, сравнивать, анализировать.
Личностные: осознание роли языка и речи в жизни человека, умение соблюдать установленные правила.
Оборудование: презентация «Зимние забавы», сюжетные иллюстрации зимних развлечений, иллюстрация «Зима в лесу», предметные картинки, зада-
ния для практической работы, автоматизированное место учителя.
Ход
урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся. Индиви-
дуальная и дифференциро-
ванная работа
БУД
1.Организацион-
ный момент.
Мотивация по-
знавательной
деятельности.
1.Организовать детей, назвать число и месяц, сообщить тему урока.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Настроить детей на работу на
уроке.
Л. Положительное от-
ношение к окружаю-
щей действительности,
готовность к организа-
Настроимся на работу и активизируем наше внимание с помощью
укрепляющего самомассажа:
потереть ладонью о ладонь, пока руки не разогреются;
помассировать пальцы рук;
разогретыми ладошками растереть ушные раковины, за-
тем тщательно их помассировать.
Дети повторяют за учителем.
Элемент здоровьесберегающего
обучения.
ции взаимодействия.
2.Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной дея-
тельности уча-
щихся.
И так, урок речевой практики. Чем мы с вами занимаемся на этом
уроке?
Развиваем речь, учимся отвечать на вопросы, составлять расска-
зы, выразительно читать и рассказывать сказки, читать стихи, отгады-
вать загадки.
Сегодня на уроке мы с вами разучим новую игру.
Отвечают на вопросы.
К. Построение речевых
высказываний, в соот-
ветствии с грамматиче-
скими нормами языка.
3. Речевая раз-
минка.
1.Дыхательная гимнастика:
-работа с дисками-вертушками.
2. Голосовая гимнастика:
-пропевание гласных звуков.
3. Артикуляционная гимнастика.
Выполняют дыхательную, голо-
совую и артикуляционную раз-
минку (на звуки с, з, ц).
(Особое внимание детям-лого-
патам).
Р. Подготовка артику-
ляционного аппарата.
П. Совершенствование
звуковой стороны речи,
улучшение дикции.
4.Актуализация
опорных знаний.
1.Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает,
Уточнить понятия по теме.
П. Строить простые
предложения.
П. Формировать уме-
ние устанавливать про-
стейшие причинно-
следственные связи.
Когда это бывает? (Зимой)
- Какая зимой погода? (холодная)
- Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто завывает вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- За что вы любите зиму? (Высказывание детей)
Подбор признаков к слову зима.
К. Построение речевых
высказываний, в соот-
ветствии с грамматиче-
скими нормами языка.
5.Формирование
новых понятий
и способов дей-
ствий.
Организация по-
знавательной
деятельности.
Зима – замечательное время года. Мы любим зиму за морозные дни,
за её снежные покрывала. Очень красиво, когда идёт мягкий пушистый
снег. Снег — это прекрасное явление природы.
1.Игра «Снежные слова».
Сейчас мы с вами назовём предметы, в названиях которых «спрята-
лось» слово снег.
Снегурочка – внучка Деда Мороза.
Снегирь- красногрудая птичка, которая очень любит ягоды рябины.
Снеговик- фигура из снега.
2.Физминутка.
Мы погреемся немножко, (натирают плечи)
Мы похлопаем в ладошки. (хлопают в ладоши)
Ножками потопаем (топают на месте)
И себя похлопаем. (хлопают по коленям)
2. Ребята, назовите, в какие игры можно играть зимой?
Кататься на лыжах, санках, коньках, строить снежные крепости, иг-
рать в снежки. Мы можем назвать все это играми, развлечениями? Заба-
вы -игры, развлечения. Эти слова, близкие по значению.
В какое время
года мы так забавляемся?
Значит, какие это забавы? Чем полезны зим-
ние игры и забавы? (Развивается ловкость, скорость, становишься силь-
нее).
3.Презентация «Зимние забавы»
4.Игра «Снежок».
(Дети стоят в кругу или врассыпную).
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок лепили. («Лепка» снежка.)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Гладим снежок правой рукой.)
Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)
Раз – подбросим, (Поднимают руки.)
Два – поймаем, (Опускают руки.)
Упражнение в словообразова-
нии.
Выполняют физминутку, по-
вторяя движения за учителем.
Просмотр презентации.
Повторяют движения за учи-
телем.
Знакомство с новой игрой.
Р. Принимать цели и
произвольно включать-
ся в деятельность.
П. Обогащение и акти-
визация словарного
запаса.
Л. Способность к
осмыслению социаль-
ного окружения,
своего места в нём.
Л. Положительное от-
ношение к окружаю-
щей
действительности.
Практическая
работа.
Три, четыре – повторяем.
4. Зрительная гимнастика «Зимняя сказка».
5.Пальчиковая игра «Ай да снежинка!».
Наступила зима, пошел снег, полетели холодные снежинки. (склады-
ваем большой и указательные пальцы в щепотку и делаем круговые
движения руками).
Ай да снежинки
Вились, кружились
Да в носик вцепились. Кусь!
(На слово «кусь» пощипываем нос двумя пальцами)
Закройте глаза, представьте себе, что на вашу ладошку упала снежин-
ка. Такая легкая, красивая, белая. Откройте глаза, может на вашу ладо-
шку упала какая-то другая снежинка?
6.Дидактическая игра «Собери снежинку»
Снежинка (какая?) большая, белая, серебристая, красивая, сказочная,
белоснежная, чудесная, бумажная, блестящая, холодная, хрупкая, вол-
шебная.
7. Рисование по точкам.
1 группа. Соединив точки в заданном направлении, проведите дорожки
от снежинок к снеговикам.
2 группа. Соединив точки сверху вниз, провести дорожку от тучи к сне-
жинкам.
Учитель показывает движения
и произносит текст, дети повто-
ряют движения.
Собрать изображение предмета
из отдельных частей.
1 группа детей выполняет зада-
ние самостоятельно.
2 группа - с оказанием индиви-
дуальной помощи.
Л. Воспитывать нормы
поведения, прививать
этические нормы пове-
дения.
П. Развитие графомо-
торных навыков.
6. Рефлексия.
Итог.
1.Релаксация.
Поднимите снежинку, если вам понравился сегодняшний урок.
2.Наш урок подошел к концу. Давайте поделимся впечатлениями. Что
для
вас
было
самым
интересным?
Что
показалось
сложным?
Понравился ли урок?
Высказывают мнения об уроке.
П. Формулировать свои
мысли.
Л. Выражение вступать
в контакт и работать в
коллективе.