Напоминание

"Физическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе-интернате"


Автор: Савина Татьяна Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ "Елионская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Елионка Стародубский р-он Брянская обл
Наименование материала: доклад
Тема: "Физическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе-интернате"
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕЛИИНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

Стародубский район Брянская область

ДОКЛАД

«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Выполнила:

Савина Татьяна Петровна

учитель физической культуры

2021-2022 уч.год

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

1.Использование средств физического воспитания в системе

физического развития.

Забота о здоровье детей — это государственная проблема.

Здоровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как

слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно

воспитательных учреждений. По данным Института возрастной физиологии

Российской академии образования, каждый шестой школьник нуждается в

дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя

здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний.

Физическое воспитание подрастающего поколения — это формирование

у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта,

приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом, привитие

санитарно-гигиенических

навыков

и

привычек

с

целью

обеспечения

высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности.

В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физической культурой

решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные

задачи.

В специальной (коррекционной) образовательной школе, школе-

интернате

обучаются дети с умственной отсталостью разной степени

тяжести.

И те и другие посещают уроки физической культуры, участвуют в

спортивных мероприятиях школы.

Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нарушениями

интеллекта в различных физкультурных праздниках является нарушение

моторики и физического развития.

Занятия физической культурой в настоящее время используются как

средство развития психомоторики и сенсорных процессов, реабилитации и

оздоровления,

адаптации

и

терапии.

Такой

комплексный

подход

к

использованию

физических

упражнений

определен

необходимостью

всесторонней

помощи

инвалидам,

лицам,

имеющим

отклонения

в

психофизическом развитии.

Умственная отсталость различается по этиологии, патогенезу,

психическим и клиническим проявлениям, времени поражения, течению

заболевания.

Общей

во

всех

случаях

является

тотальность

нервно-

психического недоразвития из-за необратимого поражения ЦНС.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу

особенностей психофизического развития имеют различные нарушения

моторики и физического развития.

Несформированность более простых движений у детей-олигофренов

обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики

определены поражением двигательного анализатора и других систем, в том

числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957).

Анализ медицинской и учебно-педагогической документации показал,

что у многих детей с нарушением интеллекта всех возрастов имеются

разнообразные сопутствующие дефекты развития,

которые

усугубляют

вторичный

дефект

стойкое

нарушение

по-

знавательной деятельности. Наблюдается:

-

нарушение речевой функции (в младших классах — 22 % обследуемых, в

старших — 14 %). В основном это речевые расстройства в форме алалии,

дислалии, общего недоразвития речи (ОНР);

-

нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет прямой связи с

возрастом, полом учащегося и тотальными нарушениями;

-

нарушение зрения (14—18 % обследуемых детей; имеется тенденция к

увеличению этого показателя в среднем и особенно в старшем возрасте).

Вот почему в качестве коррекционно-компенсаторного модуля можно

использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать

восстановлению здоровья и функционального состояния детей и подростков.

По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и

соматического

здоровья,

двигательной

подготовленности

детей

с

нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные группы; по

медицинской

классификации

их

три:

основная,

подготовительная

и

специальная.

Уровень физического и моторного развития определяется мор-

фологическими показателями организма подростка.

Важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в

коррекционной

школе

играют

уроки

физической

культуры,

занятия

ритмикой.

Любая форма проведения занятий может способствовать оптимизации

деятельности занимающихся. И если учитель постоянно пользуется одними

и теми же стандартными приемами, он задерживает развитие детей. В

процессе ведения уроков опытный учитель импровизирует, выбирает такие

педагогические приемы, которые являются наиболее эффективными.

Общими показателями эффективности урока как в общей, так и в

специальной (коррекционной) школе являются:

1)

динамика

работоспособности

учащихся.

Внешние

показатели

работоспособности: частота дыхания, потоотделение, окраска кожи, частота

сердечных сокращений (ЧСС). Эти показатели страдают одним недостатком

— большой неточностью. ЧСС отражает в основном работу системы

кровообращения и меньше уровень работоспособности;

2)

правильность распределения материала (упражнений) по частям урока и

целесообразность

использования

подготовительных

и

подводящих

упражнений.

2. Урок физической культуры

В общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех

частей — подготовительной, основной и заключительной, в коррекционной

из

четырех

частей:

вводной,

подготовительной,

основной

и

заключительной.

Во вводной части урока учащихся необходимо подготовить к занятию,

построить, дать установку на изучение материала, проверить внешний вид,

произвести расчет, а затем выполнить несколько упражнений в построениях

и перестроениях, плавно начать подготовительную часть. Вводная часть

может длиться в младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7

минут. Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем

теоретических сведений.

Подготовительная часть урока выполняет функцию подготовки организма

учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки

должны

стать

различные

физические

упражнения

общеразвивающего

характера — ходьба, бег, прыжки.

Используются в основном подводящие физические упражнения — как

средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка.

Из

предложенных

упражнений

выбираются

три-четыре

упражнения,

направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема

урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо

подобрать упражнения, направленные на развитие скорости.

В подготовительную часть урока включаются упражнения, направленные на

коррекцию

основного

и

сопутствующих

дефектов.

В

результате

в

подготовительной

части

урока

будет

8—12

упражнений

различного

характера, а сама подготовительная часть может длиться 7 — 8 минут, но не

более 14—16 минут.

В третьей, основной части урока решаются общеобразовательные задачи:

изучение нового материала, совершенствование ранее изученного, развитие

двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются

упражнения

основной

гимнастики,

легкоатлетические,

ритмические

упражнения, игры.

Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, направленные на

развитие двигательных качеств, целесообразно выполнять в определенном

порядке: сначала — на развитие ловкости, затем — быстроты, далее —

выносливости и силы, потом — других качеств.

В заключительной части урока

организм детей подготавливается к

последующей

нагрузке

на

других

уроках,

подводится

итог

урока,

оцениваются умения и навыки учащихся.

На заключительную часть отводится 5 —7 минут. Средствами для

разрешения

задач

развития

являются

строевые,

общеразвивающие

и

коррекционные

упражнения,

игры

на

внимание,

упражнения

на

расслабление.

Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и

состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень

важен индивидуальный подход.

В условиях специальной (коррекционной) школы -интерната при

организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное

планирование.

Годовое

планирование,

цель

которого

заключается

в

том,

чтобы

распределить материал программы по учебным четвертям, учитывая

материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах.

Примерное распределение учебного материала по разделам программы и

возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения

можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы.

Изучение каждого вида упражнений проводится в продолжение серии

уроков (3 — 4 и больше), так как дети с нарушением интеллекта очень

быстро забывают разучиваемые упражнения. В 1-9-х классах на занятия

физической культурой отводится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов

в этих классах составляет в год 102 часа.

Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям

учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8).

Т а б л и ц а 8

Пример плана-конспекта урока по физической культуре во 2-м классе специальной

(коррекционной) школы VIII вида

Части урока

Содержание

урока

Дозировка

упражнений

Организационно-

методические указания

Примеча

ние

Вводная,

5

мин

1.

Переодевание

учащихся

в

раздевалке

в

присутствии

учителя.

2.

Построение в

колонну по

одному, вход в

зал, построение

по линии

волейбольной

площадки.

3.

Сдача рапорта

дежурным

Обратить внимание на

выполнение команды

«Смирно!» при сдаче

рапорта

Подготовите

льная,

10

мин

1. Расчет на

первый- второй и

перестроение в

две шеренги.

3 — 4

мин,

повторить 5 — 6

раз

Учащиеся построены по

линии волейбольной

площадки. Вначале про-

веряется выполнение

команд «Становись!»,

«Равняйсь!». Только после

этого — обучение расчету

на первый- второй. По

команде «На первый-вто-

рой рассчитайсь!»

правофланговый,

поворачивая голову налево,

четко произносит

«Первый», следующий

говорит «Второй», далее

третий ученик снова

говорит «Первый» — и так

до конца. Чтобы ученики

лучше запомнили свои

номера, рекомендуется

Окончание табл. 8

Части

урока

Содержание

урока

Дозировка

упражнений

Организационно-

методические указания

Примечан

ие

2.

Перестроение в

2 шеренги.

3.

Общеразвиваю

щие

и

корригирующие

упражнения

3 — 4

раза

каждому

второму

номеру

при

расчете

выносить

вперед правую руку. Лево-

фланговый называет номер

без поворота головы.

Перестроение делается по

команде «Первые номера,

два шага вперед, шагом

марш!». Можно и так:

«Первые номера, шаг

вперед, вторые номера, шаг

назад, шагом марш!»

Желательно в дальнейшем

менять учащихся номерами.

Дозировка для упражнения

«прыжки на месте»

индивидуальная

Основная,

25 мин

1.

Ходьба

в

чередовании

с

бегом:

10 м ходьба, 20 м

— бег; Юм —

ходьба, 20 м —

бег.

Ходьба:

четыре

шага

руки

перед грудью; че-

тыре шага — руки

вниз.

2.

Бег в различном

темпе: вдоль

коротких сторон

площадки идти

3 раза

Основное внимание

обратить на ко-

ординированные действия

при беге и отталкивании

для перепрыгивания через

мяч.

Проявить

особое

внимание

к Вите К.

шагом, а

вдольдлин-

ных — пробегать,

делая

2

прыжка

через

набивные

мячи, лежащие на

расстоянии 4 — 5

м друг от друга.

3. Прыжки через

короткую

скакалку

3 раза каждый

Учащиеся

стоят

в

две

шеренги. Для выполнения

вызывается одно отделение

— 6 человек. По команде

«Марш!» первое отделение

одновременно

делает

7 — 8

прыжков и становится на

свое место, а следующее

идет выполнять упражнения

Заключител

ьная,

5 — 7 мин

1.

Игра «Мяч

соседу».

2.

Медленная

ходьба с

хлопками на

каждый второй

шаг.

3.

Итог урока,

оценки.

4.

Организованны

й уход в класс

2 круга

Класс делится на две

команды и строится в два

круга.

М я ч

перед носками у

одного из учеников. Он

передает мяч по кругу.

Команде, уронившей мяч

меньшее количество раз,

присуждается очко

Задачи урока.

1.

Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одному с

перестроением в две шеренги.

2.

Овладеть навыками бега в различном темпе.

3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую

скакалку.

4. Разучить игру «Мяч соседу».

Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч,

сосед, прыжок. Место занятий: спортивный зал.

3. Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры

Для эффективной работы учащихся на уроке физической культуры

необходимо

обеспечить

максимальную

занятость

каждого,

дифференцировать

нагрузку,

осуществлять

контроль

за

состоянием

учащихся на уроке, за выполнением упражнений, обеспечивать страховку и

своевременно оказывать помощь, следить за дисциплиной и порядком,

использовать адекватные методы организации учащихся. Урок начинается

строго по расписанию и заканчивается четко по звонку. Чтобы дети не

уставали, на нем должно быть достаточное количество игр, упражнений.

Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррекционной)

школы-интерната этот требуемый порядок и дисциплинарные правила будут

сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок.

Детей надо учить всему, особенно в 1 — 3-м классах: своевременно

переодеваться, правильно складывать одежду, переходить к месту занятий

строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить

сдавать

рапорт,

слушать

команду,

самим

давать

распоряжения.

В

зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной)

школы-интерната можно разделить учащихся на группы по уровню

двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая

наполняемость (не более 12 человек). В 1—2-х классах деление на

подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста еще не

обучены выполнять упражнения, а такая организация детей помогает

учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику,

сравнить качество выполнения упражнений учащимися, их поведение,

дифференцированно выбрать методы поощрения.

Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей,

дает каждому возможность оценить действия своего товарища.

Очень важно давать четкие задания, в начальной школе сочетать объяснение

с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию,

понимают ли они ее. Осознанность будет успешной, если:

-

учитель

хорошо

знает

возможности

учащихся

класса

(физические,

интеллектуальные);

-

приучает детей к физкультурной терминологии.

Контроль за выполнением заданий в основном визуальный.

Деятельность

учащихся

при

разучивании,

закреплении

упражнений

организуется различными способами.

Фронтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега,

общеразвивающих и коррекционных упражнений. Этот способ предполагает

выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно.

Преимущество этого способа заключается в том, что все учащиеся

выполняют упражнение одного уровня, синхронно — сразу видно, кто не

справляется

с

поставленной

задачей.

Этот

способ

используют

при

выполнении

построения,

перестроения,

ходьбы,

бега,

упражнений

с

предметами, гимнастических упражнений на осанку. Учителю необходимо

помнить, что в специальной (коррекционной) школе-интернате есть дети,

которые по состоянию здоровья не могут наравне с другими выполнять

упражнения. Таким детям даются индивидуальные задания.

Часто на уроках физкультуры в коррекционной школе используется

поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в

том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом.

Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а второй — уже

приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением

вперед, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в

равновесии. Доминирует этот метод в старших классах специальной

(коррекционной) школы-интерната, когда осуществляется

совершенствование двигательных умений и навыков.

Посменный способ организации деятельности учащихся на уроках

физической культуры заключается в том, что они выполняют упражнения

сменами по нескольку человек одновременно (от двух и больше). В начале

обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика,

упражнения выполняются сменами по два- три ученика. По мере овладения

навыками

выполнения

упражнений

количество

учащихся

может

увеличиваться, если обучение протекает медленно — уменьшаться. На

уроках физкультуры в специальной школе учащихся делят на смены из-за их

разных возможностей. Например, сильные ученики (4 — 5 человек)

выполняют упражнение с обручами на гимнастической скамейке; в это же

время более слабые ученики (4 — 5 человек) выполняют на такой же

гимнастической скамейке более простое в координационном отношении

упражнение с гимнастической палкой.

При групповом способе

учащиеся распределяются на группы (по

усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или

ином снаряде. Одна группа выполняет лазанье по гимнастической стенке,

другая — упражнения на равновесие. Затем группы меняются местами. Но в

специальной (коррекционной) школе-интернате при этой форме организации

занятий очень трудно держать в поле внимания всех учеников, так как

многие ученики не всегда правильно понимают двигательную установку.

Круговой способ предполагает выполнение учащимися упражнений на

различных снарядах друг за другом. Например: последовательно ученики

выполняют сначала опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и

переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения

предложенных упражнений повторяется. Учитель должен владеть всеми

этими способами и всегда использовать тот, который, по его мнению,

наиболее рационален. При любом способе организации учащихся надо

размещать детей в зале или на площадке таким образом, чтобы они могли

видеть не только показ упражнений учителем, но и выполнение этого

упражнения другими учащимися.

По сравнению с указанными способами проведения занятий по

физической культуре со здоровыми детьми в специальных (коррекционных)

школах VIII

вида значительно большее значение имеет индивидуальная

работа с учениками.

При индивидуальном способе

ведения занятий можно оперативно

определить вид ошибок и помочь устранить их. Кроме этого, появляется

возможность больше внимания уделять учащимся со слабой двигательной

подготовленностью, помочь им в выполнении упражнений.

Последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида для

детей

с

нарушениями

интеллекта

все

чаще

стал

использоваться

дифференцированный способ ведения занятий

(А.С.Самыличев,

1984;

Н.Г.Лиманов, 1986; Н.В.Астафьева, 1996; и др.).

Однако следует помнить, что в основе дифференцированного обучения

лежит клинический подход к слабоумию, т. е. один и тот же ученик по

одному учебному предмету может быть в сильной группе, а по другому — в

средней или слабой. На уроках физкультуры такие группы можно создавать

только в одном случае — при выполнении упражнений на формирование

двигательных качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости).

4.Ритмика, ее назначение

В специальной (коррекционной) школе VIII

вида ритмика как средство

преодоления отклонений в психологическом и физическом развитии всегда

включалась в учебный план.

До

1962 г.

для учащихся

начальных классов она

заменяла уроки

физкультуры и проводилась два раза в неделю. И только в 1963/64 учебном

году (Р.Д.Бабенкова, 1961; Н. А. Козленке, 1962) в 1 —3-х классах

появляется

предмет

«физическая

культура»,

а

ритмика

становится

отдельным предметом.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-

ритмическая деятельность, в результате которой учащиеся приобщаются к

музыке и выражают себя, свое Я через движения.

Усвоение несложных музыкальных форм, выполнение под музыку

разнообразных движений — бега, прыжков, подскоков, танцевальных и

гимнастических

упражнений

способствуют

совершенствованию

у

учащихся

двигательных

навыков,

пространственной

ориентировки,

координации движений.

Ритмика — хорошее средство нормализации поведения, эмоционального

состояния ученика.

Программа по ритмике включает 4 раздела:

1)

упражнения на ориентировку в пространстве;

2)

ритмико-гимнастические упражнения;

3)

игры под музыку;

4)

танцевальные упражнения.

Для физического развития детей наибольшее значение имеют первые два

раздела программы по ритмике.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию у детей

координации

движений.

Учащиеся

должны

научиться

согласовывать

движения рук, головы, туловища, ног и выполнять их синхронно. Движения

под музыку помогают не только коррекции недостатков физического

развития, но и совершенствованию всех психических процессов.

5.Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с

нарушениями интеллектуального развития в обществе

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогическим

коллективом специальной (коррекционной) школы-интернатадля детей с

интеллектуальными

нарушениями,

является

проблема

адаптации

и

интеграции выпускника в обществе.

Под адаптацией подразумевается создание таких условий, к которым

индивидуум

достаточно

свободно,

без

особых

усилий

может

приспособиться.

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями

двигательной сферы.

Вот почему подбор адекватных средств физической культуры с целью

корректировки этих нарушений — необходимое условие социализации.

Можно выделить три основных направления адаптивной физической

культуры.

Адаптивное

физическое

воспитание

и

образование

предполагает

использование

физических

упражнений

как

системы

специальной

деятельности, в том числе и трудовой;

включение подростков с нарушениями интеллекта, особенно детей-сирот,

в самостоятельную жизнь;

овладение детьми двигательными умениями и навыками;

развитие у них организационных умений и навыков воспитание

положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, играм.

Адаптивная физкультура развивает у школьников с интеллектуальной

недостаточностью

способность

общаться

с

окружающими

людьми,

предоставляет возможность активного движения и отдыха не только на

уроках физической культуры, но и во внеклассной и внешкольной работе

(дополнительное образование).

В Москве среди учащихся специальных (коррекционных) школ для детей

с интеллектуальными нарушениями проводятся специальные комплексные

спартакиады

«Надежда»

с

включением

видов

спорта

по

программе

специального олимпийского и параолимпийского движения.

Адаптивный спорт для детей с нарушениями интеллекта должен

рассматриваться в системе коррекционного обучения не только как

подготовка к соревнованиям и участие в них, но прежде всего как

реабилитационно-оздоровительные и коррекционно-развивающие

мероприятия.

При организации занятий спортом необходимо исходить из

возможностей каждого конкретного спортсмена-инвалида.

Главный девиз специальных Олимпиад — «Участие, радость от

участия». Более сильные спортсмены (учащиеся от восьми лет и более)

могут стать членами сборных команд (гимнастика, легкая атлетика,

плавание, настольный тенис, игры — баскетбол, волейбол, хоккей на полу и

др.) и выступать в своей категории на Параолимпийских играх (легкая

умственная отсталость — дебильность — IQ = 50 — 69) и специальной

Олимпиаде (умеренная умственная отсталость — имбицильность — IQ = 35

—49).

Физическая реабилитация как направление лечебно-оздоровительного и

восстановительного характера в системе специального коррекционного

обучения получила широкое применение в силу того, что основной дефект в

большинстве случаев сопровождается сопутствующими заболеваниями, о

чем было сказано ранее. При этом физическая реабилитация играет роль

лечебного фактора и проводится с учетом заболевания.

В качестве вторичных нарушений в двигательной сфере детей с

нарушением

интеллекта

выступают

нарушения

физического

развития

(нарушение осанки, деформация стоп, изменения в суставах и т.д.). Кроме

того, учащиеся могут в процессе занятий в мастерских, на уроках

физической

культуры

получить

травму.

Физическая

реабилитация

способствует восстановлению нарушенных функций.

Оправдавшим себя видом физической реабилитации является курс ЛФК.

Это специальные занятия, отличающиеся от уроков задачами лечебного

характера и соответствующей им структурой (Н.В.Ас-тафьев, 1998; А. С.

Самыличева, 1999). Около 36% учащихся специальных (коррекционных)

школ для детей с интеллектуальными нарушениями нуждаются в ЛФК.

Итак, физическое воспитание в специальной коррекционной школе носит

коррекционно - развивающий характер и является важнейшим адаптивно-

реабилитационным средством.



В раздел образования