Напоминание

Конспект урока по русскому языку "Сложные слова "


Автор: Мальцева Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ№1
Населённый пункт: город Очер ,Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по русскому языку "Сложные слова "
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 3-м классе.

Тема:»Сложные слова»

Цель: найти способ образования сложных слов, применить способ в

практических упражнениях в процессе поисково-исследовательской

деятельности.

Задачи:

Познавательные повторить значимые части слова, вести понятие «сложные

слова»,научить образовывать имена существительные способом сложения

целых слов, развивать познавательные процессы: мышление, внимание,

память.

Коммуникативные: развивать устную и письменную речь, учить диалогу,

работе с разными источниками информации.

Регулятивные: формировать умения самоконтроля, самооценки,

самоорганизации.

Личностные: воспитывать культуру общения, учить сотрудничеству,

взаимопомощи, уважению иного мнения.

Ход урока

Организационный момент

-Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне.

-Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением сядем на свой

места.

-Сегодня у нас урок поисково-исследовательской деятельности.

-Как вы понимаете, что значит искать и исследовать?(добывать новые знания)

-Знания можно добыть только в активной деятельности..

План урока

1.

Повторение изученного (актуализация знаний).

2.

Открытие нового знания.

3.

Первичное закрепление (работа в группах).

4.

Физминутка

5.

Самостоятельная работа (индивидуальная).

6.

Итог и рефлексия урока.

7.

Домашнее задание.

1.Актуализация знаний.

- Ребята, прочитайте пословицу:

Российскому патриоту любой подвиг в охоту.

-Кто такой патриот?

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Каждый человек должен быть патриотом своей родины, тогда страна

становиться могучей и крепкой.

-Что мы имеем ввиду, когда говорим слово Родина?(страна, город,

дом)Сегодня на уроке мы будем использовать эти слова.

- Откройте тетради. Запишите число,»Классная работа»А минуткой

чистописания будет пословица.

-Прочитайте слова записанные на доске:

Дом

Домик

Домище

Бездомный

-Что объединяет все эти слова?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Какая общая часть у этих слов?(дом)

- Какие еще части слова вы знаете? (приставка, суффикс ,окончание)Спросить

определения.

-Спишите слова и разберите их по составу.

-Как образовались слова: ДОМИК,ДОМИЩЕ ?( с помощью суффикса)

-Как образовалось слово БЕЗДОМНЫЙ ?(с помощью приставки)

Проверка.

2. Открытие нового знания.

(Целепологание, выявление проблемы)

-Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?

-А хотите знать? А зачем вам надо знать?

-Тогда предлагаю вам выполнить задание В ГРУППАХ.

(На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны

слова)

Погрузка дедушка мамочка поездка

Моряки грибы сосна береза

Дорога наклейка заварка школьники

Самовар солнцепек кашевар пылесос

-Задание: к схемам подобрать слова. ПРОВЕРКА(вывешивают на доску и

доказывают)

-Все ли слова подошли к схемам?

-Что вы можете сказать об этих словах?(трудные, необычные)

-А вы можете сказать , как образовались эти слова? Трудно? Я вам помогу.

-Кто такой кашевар?

- Можно ли это слово разделить на два разных?

- Выделим корни.( так же разобрать остальные слова )

- Если мы сложим два корня, то как можно назвать эти слова?

- Такие слова называются - СЛОЖНЫЕ.

- Чем соединяются корни в таких словах? (между ними есть гласная)

- Как можно назвать гласную, которая соединяет 2 корня? (соединительная)

- Попытайтесь определить тему урока.

- Чему должны научиться? (научиться образовывать слова при помощи

соединительных гласных)

- Вернитесь к сложным словам.

- Когда, в каких случаях пишется гласная О, а когда Е?

Соединительная гласная

О

Е

Во всех других

случаях

После:

шипящих

мягких

согласных

буквы Ц

3.Физминутка.

4. Первичное закрепление.

-Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки

страны, туда где люди совершают свой трудовой подвиг.

РАБОТА В ГРУППАХ:

-Выберите из шести групп , в какую отрасль производства вы хотели бы

отправиться:

1.ЖИВОТНОВОДСТВО

2.РАСТЕНИЕВОДСТВО

3.ГРАДОСТРОЕНИЕ

4.ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

5.ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

6.МАШИНОСТРОЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.

1.Выпишите сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительную

гласную.

Пастух скотовод коневод птицевод овцевод свинопас

пчеловод

Животновод поросенок птичник барашек конюх.

2.Запишите одним словом:

-Человек,который разводит цветы.

-Человек,который выращивает,разводит овощи,

- -Человек,который выращивает,разводит чайные кусты.

--Человек,который выращивает,разводит сады.

--Человек,который выращивает,разводит картофель

-Хранилище овощей.

3.Вставьте соединительную гласную;

Сам…свал град….строитель земл….делец земл….пашец зерн…воз

Стал…вар мног….этажка груз..перевозки бетон…мешалка

4. Вставьте соединительную гласную

земл….делец земл….пашец зерн…воз сен…кос хлеб..роб хлеб…

уборка

5.Составьте и запишите в тетрадь сложные слова:

Мышь ловить, зуб чистить, стекло резать, кофе молоть,огонь

тушить,прокалывать дырку.

6.Составьте и запишите в тетрадь названия транспортных средств:

Бензо воз сам лёт пар ход

Пар вер луно

Молоко

Электро

Проверка

(1 ученик от группы называет полученные слова).

5.Самостоятельная работа (карточка каждому ученику)

1. Списать вставить соед. гласную,выдели корни: скал..лаз,камн..пад,

вод..лаз,

Мор..ход.

2. Составь и запиши сложные слова с корнем: хлеб,снег,лист,лес.

3. Придумай по два слова с соединит. Гласной О и Е. Составь и

запиши 2 предложения с этими словами.

Взаимопрверка

Индивидуальная карточка для сильных детей

Составте сложные слова:

Добро,душа; друг,любить; добро,порядочность; мягкое,сердце;

великая,душа;

Труд,любить; правду,любить; душе,спасать.

6. Итог. Самооценка.

-О ком можно так сказать?

-Может ли один человек обладать всеми этими качествами? (ЧЕЛОВЕК

ДОЛЖЕН ИХ В СЕБЕ ВОСПИТЫВАТЬ)

-Какое из слов характеризует вас и вашу работу на уроке?

- О каких словах вы сегодня узнали? (ответы детей)

- Какие слова называются сложными ? (ответы детей)

- Нарисуйте схему сложных слов.

- Как соединяются между собой корни сложного слова?

(«+»-самостоятельно); «┴» - с помощью; «─»-испытывал трудности)

- Поставьте 6 цифр в столбик

1.Умею находить все части слова.

2. В группе помогал(а) образовать новые слова.

3. Внимательно слушал(а) учителя и одноклассников.

4. Активно работал(а) на уроке

5. Справился с самостоятельной работой.

6. Грамотно и красиво написал(а) в тетради.

7.Домашнее задание (по выбору)

стр.109 упр.291

сочинить сказку про сложные слова

дополнительная карточка

Спасибо за урок.



В раздел образования