Напоминание

Приемы и методы развития мотивации на уроках литературы


Автор: Жало Марина Сергеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ пос. МИС
Населённый пункт: Г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы развития мотивации на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы и методы развития мотивации на уроках литературы

«Не забывайте, что почва, на которой строится

ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке,

в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это -

желание

учиться,

вдохновение,

готовность

к

преодолению трудностей. Заботливо обогащайте

эту почву, без нее нет школы».

В.А. Сухомлинский

Мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения

учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению

содержания образования. Каждому педагогу хорошо известно, что школьника

нельзя эффективно обучать, если он не заинтересован в учении и относится к

знаниям безразлично. Поэтому перед учителем стоит непростая задача по

формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной

деятельности. Для того чтобы школьник по-настоящему включился в работу, нужно,

чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только

были понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели

значимость для учащегося.

В связи с этим актуальным становится переосмысление своего личного

педагогического опыта, поиск новых технологий, методов, приемов работы,

позволяющих создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, для

того, чтобы ученик получил удовольствие от изучения литературы, обогатил

собственный мир.

Использование ИКТ как средства повышения учебной мотивации.

Использование ИКТ помогает привлекать пассивных слушателей к активной

деятельности, формировать информационную культуру обучающегося, делать урок

более

наглядным

и

интересным,

активизировать

познавательный

интерес

обучающихся, активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и

т.д.

Когда литературное произведение большого объема, или тема не сильно

заинтересовала учащихся,

то

на

выручку

приходят

качественные

фильмы,

созданные по мотивам художественных произведений. Время урока, конечно же, не

позволяет посмотреть фильм целиком, но этого и не требуется от учителя. Дети,

познакомившись с оригинальным текстом дома, с интересом смотрят ключевые

эпизоды, интерпретированные режиссером, с удовольствием сопоставляя авторский

текст с предложенным вариантом экранизации. Фильм целиком иногда предлагаю

посмотреть дома. Таким образом организуется познавательная деятельность

отстающих, незаинтересованных учеников, которые знакомятся с произведениями

классиков по мере своих интеллектуальных возможностей.

Разнообразны приемы применения видеопутешествий на уроках литературы.

При изучении истории литературы и литературных направлений школьник может

побывать в музеях, которые ему недоступны, познакомиться не только с картинами

и другими экспонатами, но и с архитектурой зданий. Использование видеоэкскурсий

в ходе знакомства с жизнью и творчеством писателя способствует наглядной

конкретизации мест, где он жил и работал, воссозданию атмосферы времени, в

котором творил, обогащает память учащихся новыми образами и представлениями.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного

проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной

лекции, демонстрируя учащимся нужный иллюстративный материал, используя звук

и анимацию для пояснения, делая быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Очень интересна. на мой взгляд, идея использования на

уроках литературы

музыкального

сопровождения

при

прочтении

как

стихотворного,

так

и

прозаического текстов.

Также можно послушать музыкальные произведения,

созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается.

Умелое использование ИКТ на уроках литературы не только повышает их

эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных

потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки

таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее

продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Интерактивные игры

Игра, как всем известно, является самым интересным и увлекательным

занятием для школьников. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные

способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой

незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к

процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще

быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.

Игры

формируют

у

учащихся

умение

правильно

формулировать

и

обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить

компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа.

Какие же интерактивные игры используются мной на уроках литературы?

«Литературный турнир»

Занятие предполагает работу в малых группах, где деление по группам уже

начинается с игрового приема, например, на обобщающем уроке по поэзии

Серебряного

века

можно

предложить

ученикам

«разорванные»

на

строки

программные стихотворения поэтов, объединение в группы и будет процессом

восстановления поэтического текста.

Учитель в практике может использовать

различные варианты деления учеников на группы в зависимости от целевых

установок урока.

Сама игра включает последовательное выполнение нескольких заданий.

1. Конкурс «Портретная галерея». Школьникам необходимо узнать поэта

Серебряного века по его изображению.

2. Конкурс «Что в имени тебе моем?». Учащимся даны настоящие имена поэтов

Серебряного века, необходимо вспомнить их псевдонимы.

3. Конкурс «Географический». Школьникам предстоит вспомнить, с именем

какого поэта связано то или иное географическое название. Когда ученики будут

озвучивать свои ответы, педагог может визуализировать учебный материал с

помощью ИКТ.

4.

Конкурс

«Биографический».

Ученикам

предстоит

выполнить

роль

редакторов литературной энциклопедии и исправить фактические ошибки в

биографиях поэтов Серебряного века (Можно дать группам биографические тексты

разных поэтов, чтобы на этапе озвучивания итогов работы происходили повторение

и обобщение большего объема учебного материала).

5. Конкурс «Четвертое лишнее». Данный тип заданий эффективен для

повторения теоретико-литературных понятий и способствует развитию логического

мышления школьников. Им необходимо найти в каждой цепочке терминов

«четвертый лишний» и объяснить свой выбор (например, футуризм - классицизм -

акмеизм - символизм и др.).

Хорошо сконструированная игра – это многогранный психологический

инструмент, способный существенно влиять на мотивацию учащихся. Учитель,

используя данный метод может мотивировать ученика на изучение литературы с

удовольствием.

«Технология веб-квеста на уроках литературы»

Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры,

для

выполнения

которого

требуются

ресурсы

Интернета.

Web

квесты

представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете,

где ученик не только собирает и систематизирует информацию, полученную из

Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу.

Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения,

целью которого является практическое закрепление полученных теоретических

знаний, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности.

Работа над веб-квестом включает несколько этапов:

Начальный этап (командный)

Обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме,

материалами аналогичных проектов, распределяют роли в команде.

Ролевой этап

Идивидуальная

работа

в

команде

на

общий

результат.

Участники

одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как

цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит

взаимное

обучение

членов

команды

умениям

работы

с

компьютерными

программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого

задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап

По

результатам

исследования

проблемы

формулируются

выводы

и

предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание

задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме,

критический

анализ,

логичность,

структурированность

информации,

определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность,

профессионализм представления.

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою

ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования, что

позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших

учебных результатов.



В раздел образования