Напоминание

"Семья для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Самарченко Елена Петровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семья для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее образование





Назад




СЕМЬЯ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ребенок - самое дорогое в жизни каждого взрослого человека. Его первый

крик, плач, его первая улыбка. Вот он уже подрос, делает первые шаги, с

интересом изучает окружающий мир. Его первые слова "мама", "папа" - и Ваша

жизнь наполняется новым содержанием. Радость общения и любовь родителей,

что может быть лучше для ребенка?

Но есть дети, которые растут без

родителей, не зная ласки материнских рук, заботливой опеки отца. Это дети,

оставшиеся без попечения родителей….

Основным принципом государственной политики по вопросам детства

является приоритет семьи в вопросах воспитания ребенка. Право каждого

ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах

ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации.

Постоянно

принимаются

нормативные

правовые

акты,

затрагивающие

интересы

детей,

включая

федеральные

законы,

указы

Президента,

Постановления Правительства РФ.

Благодаря принятым за последние годы мерам, направленным на

поддержку института семьи, удалось для многих детей сохранить семью,

увеличилось число детей, переданных в замещающие семьи, уменьшилось

количество детских домов, сократилась численность детей в этих учреждениях.

Но, несмотря на эту положительную динамику, количество детей, оставшихся

без попечения родителей, все еще значительно.

Несомненно, что право жить и воспитываться в семье – важнейшее право

любого ребенка. Однако ограниченные возможности здоровья является

фактором риска социального сиротства.

Наличие ограниченных возможностей здоровья служит значительным

препятствием в семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей. В тех случаях, когда серьезные заболевания выявляются

уже после устройства ребенка на воспитание в семью, это зачастую приводит к

отказу усыновителей или опекунов воспитывать такого ребенка.

К факторам, препятствующим семейному устройству, относятся: большие

затраты труда и расходы, необходимые для осуществления ухода за ребенком-

инвалидом и его социализации; неразвитость социально-реабилитационной

инфраструктуры; затрудненный доступ к медицинским, образовательным,

социальным, культурным и профориентационным услугам (Головашкина А. В.,

Маймусова Т. Д., 2018).

Сохранение для ребенка-инвалида кровной семьи – главное средство

профилактики социального сиротства для таких детей.

В настоящее время в школе-интернате обучается 56 воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья.

40 детей относятся к категории

«дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

41 % от общего количества воспитанников составляют дети-инвалиды.

Для

развития

у

воспитанников

семейных

ценностей,

воспитания

ответственности детей и их родственников за судьбы друг друга разработана

программа по профилактике социального сиротства «Курс на семью».

Мероприятия

воспитательного,

консультативного,

контрольно-

инспекционного

характера

позволяет

воспитанникам,

их

родителям

и

родственникам реализовать свое право на восстановление семейных уз.

В Бобровской школе-интернате для детей-сирот ведётся большая работа

с родителями и родственниками воспитанников по реализации права ребёнка

жить и воспитываться в семье. За три последних года в замещающие семьи

было передано 12 детей из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная

категория

детей-сирот

имеет

особые

потребности

в

жизнеустройстве. Их интеграция в семью имеет свою специфику, более

длительный период, проходит значительно сложнее по сравнению с детьми-

сиротами других категорий, семьи чаще отказываются от их воспитания.

Поэтому

большое

значение

имеет

создание

комплекса

условий,

способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи.

Важнейшей задачей является мобилизация, аккумуляция и оптимальная

поддержка

внутренних

и

внешних

ресурсов

замещающей

семьи

для

полноценного развития приемных детей в соответствии с их возможностями,

укрепление ее жизнеспособности.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в

КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» совместно с

детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обучаются

дети-инвалиды, проживающие в семьях.

При

обучении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

возникают

сложности,

связанные

с

особенностями

психологического

и

физического

состояния

ребенка.

Поэтому

очень

важно

адаптировать

образовательную

среду

к

детям-инвалидам

и

детям

с

ограниченными

возможностями здоровья.

В школе-интернате созданы

условия воспитания детей, близкие к

семейным: проживание детей группами не более восьми человек разного

возраста и состояния здоровья, с постоянным воспитателем, в помещениях,

обустроенных по квартирному типу, предусматривающих личное пространство

для ребенка.

Уровень оснащенности кабинетов реабилитационным оборудованием

позволяет

осуществлять

психолого-педагогическую

помощь

не

только

воспитанникам школы-интерната, но и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

В рамках программы «Доступная среда», в школе – интернате есть все

условия для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. Особое место в

отводится

подготовке

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

к

самостоятельной

жизни,

профессиональной

ориентации и предпрофессиональной подготовки.

Педагогический коллектив стремится решать проблему взаимодействия с

семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, используя в своей работе новые

современные виды форм сотрудничества: семинары, круглые столы, акции. В

школе-интернате активная поддержка родителей является неотъемлемым

компонентом комплексной помощи детям-инвалидам. Основная задача при

работе с родителями детей-инвалидов – сделать их активными участниками

реабилитационного

процесса.

Системная

деятельность

по

повышению

эффективности предоставляемой детям-инвалидам и их семьям поддержки,

включая обеспечение доступности абилитационной и реабилитационной

помощи детям, помогает преодолеть изолированность семей с детьми-

инвалидами и интегрировать таких детей в среду здоровых сверстников.

Воспитание ребенка с ОВЗ одна из самых сложных и очень важных задач

и подразумевает кропотливый труд. С первой минуты появления такого

ребенка в семье родители несут ответственность за то, как сложится его жизнь,

каким он станет когда вырастет, каким будет его будущее.

Категория семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ самая

уязвимая по социальным качествам, и для нее необходимы специальные

условия, а также очень важна профессиональная помощь и поддержка.

Замещающей семье важно оказать содействие в интеграции приемного

ребенка

в

семью,

образовательном

пространстве

и

других

институтах

социализации, а также в общей психологической подготовке семьи и приемного

ребенка к решению вопроса его жизнеустройства после завершения опеки и

самостоятельного проживания.

Оказание

социальной

поддержки

детям-инвалидам

и

детям

с

ограниченными возможностями здоровья, а также семьям, в которых они

воспитываются, проведение комплексных реабилитационных мероприятий с

детьми, обучение родителей методам реабилитации и их активное участие в

реабилитационном процессе, являются приоритетными направлениями работы

по улучшению эмоционального климата в семье, профилактике социального

сиротства, укреплению внутрисемейных взаимоотношений.

Литература

Головашкина

А.

В.,

Маймусова

Т.

Д.

Организация

социального

сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

«Семейный

фарватер»:

методические

рекомендации

для

специалистов

служб

социального

сопровождения. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2018. 144 с.



В раздел образования