Напоминание

Интерактивные методы организации практических занятий по математики и информатики.


Авторы: Скворцова Екатерина Владимировна, Куторкина Надежда Алексеевна
Должность: преподаватели математики и информатики
Учебное заведение: ГАПОУ ЧР "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" ЧТСГХ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивные методы организации практических занятий по математики и информатики.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интерактивные методы организации практических занятий по математики и

информатики.

Скворцова Екатерина Владимировна

преподаватель высшей квалификационной категории по математики

Куторкина Надежда Алексеевна

преподаватель высшей квалификационной категории по информатики

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью.

Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными

возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Студенты, которые обучаются в учебных заведениях, разные не только по характеру и

поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко,

схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы

требуются напряженные усилия. И есть в техникуме такие дети, для которых процесс

обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы,

которые

необходимы

для

дальнейшего

обучения,

и

теряют

веру

в

свои

силы.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости

учащихся. Задача преподавателя – создать у неуспевающих студентов устойчивую

мотивацию достижения успеха, размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в техникуме

и группе, установление отношений сотрудничества между преподавателем и студентом. Как

известно, учебная мотивация является одним из основных условий эффективного усвоения

материала. В свою очередь низкая учебная мотивация – причина пассивной учебной работы

обучающихся. Именно поэтому педагогу приходится решать проблему привлечения

внимания обучающихся и развития их познавательных интересов, с целью повышения

учебной мотивации.

Исследователи проблем мотивации и деятельности (А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин)

связывают активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией.

Каким бы способным и эрудированным ни был учащийся, без желания и толчка к учебе

успехов он не добьется. Поэтому, чтобы повысить познавательную мотивацию, необходимо

вызвать интерес к изучению предмета.

Решению данной проблемы способствует переход на интерактивное обучение.

Обратимся к этимологии слова «интерактивный». Интерактивный – латинское: inter –

взаимно,

между собой + activus – деятельный,

энергичный.

Interaction (англ.) –

взаимодействие, воздействие друг на друга. Таким образом, интерактивное обучение – это

обучение, обеспечивающее взаимодействие активных субъектов образовательного процесса.

По определению Остапенко А.А. «интерактивный режим обучения – это диалоговый режим

с двусторонними информационными потоками, которые направлены как к ученику, так и от

него».

В современной педагогической литературе различают три типа интерактивности

в учебном процессе

1.

Взаимодействие студента и предмета обучения.

Этот тип интерактивности определяет процесс интеллектуального взаимодействия студента

с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучающегося, его

интеллектуальный уровень.

2.

Взаимодействие студента и преподавателя.

Преподаватель

формирует

мотивацию

к

обучению,

предлагая

вниманию

студента

определенный материал для получения информации, демонстрируя применение навыков при

моделировании определенной задачи.

3.

Взаимодействие студентов.

Данный тип интерактивности предусматривает взаимодействие студентов между

собой, отдельно взятого студента с другими студентами в составе группы или без нее, в

присутствии преподавателя или без него в реальном времени.

Согласно ФГОС 3- го поколения реализация компетентностного подхода должна

предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных

форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и

развития профессиональных навыков обучающихся.

Отметим,

что

интерактивная

и

активная

формы

обучения

предусматривают

вовлечение в учебный процесс всех студентов группы без исключения. При этом

эффективность

обеспечивается

активностью

студентов

не

только

в

отношении

преподавателя, но и в отношении других студентов, что позволяет обучающимся

обмениваться идеями, приемами решения задач, что, в свою очередь, приводит к более

качественному усвоению знаний.

Ведущий преподаватель мотивирует

участников обучения к самостоятельному

поиску. Активность преподавателя при таком подходе уступает активности студентов.

Основной задачей становится создание условий для инициативы обучающихся.

В настоящее время в педагогики нет единой общепринятой классификации

интерактивных методов обучения. В методической литературе встречаются интерактивные

технологии обучения, представленные на рис.1.

Далее рассмотрим интерактивные методы обучения, которые представлены в таблице.

Интерактивные технологии обучения

Деловые игры

Ролевые игры

Учебные

дискуссии

Мозговой штурм

Разбор конкретных

ситуаций

Программируемое

обучение

Компьютерные

симуляции

Кейс - задания

Групповое

обсуждение

Психологические

тренинги

Интерактивные методы обучения

Неимитационные

Вебинар

Имитационные

Лекции

Занятия

Курсовое проектирование

Дипломное проектирование

Игровые

Неигровые

1.Проблемная

лекция

2. Лекция с

разбором

конкретных

ситуаций

3. Лекция с

запланированными

ошибками

4. Лекция -

визуализация

1. Аквариум

2.Деловые игры

3.Исследовательские игры

4.Позновательно –

дидактические игры

5.Мозговой штурм

6.Проектировочные игры

7.Организационно –

деятельностные игры

1.Дискуссия

2.Кейс – задания

3.Метод развивающих операций

4.Тренинг

5.Контекстное обучение

6.Метод

группового

решения

творческих задач.

6.1. Метод Дельфи

6.2.Метод дневников

6.3. Метод 6 - 6

Мы примем за основу более полную классификацию, рассмотренную в таблице:

1)

неимитационные,

т.е.

используемые

в

рамках

традиционных

форм

учебной

деятельности (лекции, практические занятия, курсовое и дипломное проектирование и

др.);

2)

Имитационные

основном

не

игровые),

применение

которых

связано

с

использованием в учебном процессе новых методов обучения.

Приведем краткий обзор некоторых методов, а затем более подробно рассмотрим

методику проведения практических занятий.

Контекстное обучение (относится к неигровым имитационным методам) направлено на

формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента.

Методы группового решения творческих задач. Метод Дельфи помогает выбрать из

предполагаемой серии альтернативных вариантов лучший: от членов группы требуется дать

оценку каждого варианта в определенной последовательности.

Проектирование. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов,

которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий

учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Стоить отметить, что в современных условиях использование технических средств

обучения позволяет преподавателям расширить диапазон применяемых в учебном процессе

методик, усовершенствовать способы проверки выполнения заданий, лучше наладить

«обратную связь» со студентами, более гибко реагировать на те или иные проблемные

ситуации, возникающие при освоении курса.

При использовании описанных выше методов решаются следующие задачи:

Формирование у студентов интереса к изучаемой дисциплине;

Эффективное усвоение учебного материала;

Самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной

учебной задачи (проблемы);

Умение работать в команде;

Формирование у студентов отношения к соответствующей учебной задаче (проблеме)

ее решению;

Формирование жизненных и профессиональных навыков;

Достижение уровня осознанной компетентности студента.

Отметим эффективность интерактивного обучения:

Активизирует процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний

при решении практических задач;

Усиливает мотивацию и вовлеченность участников в решении обсуждаемых

проблем, что побуждает их к конкретным действиям;

Обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся.

Приведем пример проведения практического занятия по теме: «Теория вероятностей».

Предварительная подготовка заключается в разбиении студентов учебной группы на

подгруппы по 6 человек в каждой. При этом каждый из студентов заранее индивидуально и

самостоятельно решает выданные ему задачи, по какой – либо из тем, изученных на

практическом занятии ранее. Количество и качество задач подразумевается равным для всех

студентов группы. Таким образом, уже на предварительном этапе обучения происходит в

интерактивной форме.

Практическое

занятие

это

защита

студентами

подгруппы

сделанного

самостоятельно задания. Поскольку оцениваться будет работа в целом, а не каждого

студента в отдельности. Дается время для обсуждения полученных индивидуально решений

задач внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного

решения, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении

предлагаемого решения – добиться исключительно правильного подхода в выборе метода

решения и обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри

подгруппы обсуждаются все задачи, выносимые на защиту для этой подгруппы.

Тема «Теория вероятностей» позволяет обратиться за помощью к случайным

величинам, а именно: выбор отвечающего для каждой из подгрупп проводится случайным

образом. Например, при подбрасывании игральной кости (при этом за каждым из 6

студентов будет закреплен индивидуальный номер – от 1 до 6). Таким образом, выбранный

студент защищает решение определенной задачи. Номера задач тоже могут выбираться

случайным образом, например, для двух задач выбор можно осуществлять с помощью

монеты, для большого количества задач – бросание двух или трех монет, монеты и

игральной

кости,

двукратного

бросания

игральной

кости

ит.п.

(здесь

главное

равновероятные возможности выпадения любой из задач.)

Общее количество баллов полученной студентам подгруппы за время всего занятия

далее переводится по заранее разработанной шкале в пятибалльную (или любую другую

рейтинговую) систему оценивания.

Учитывая выше сказанное, отметим взаимосвязи процесса обучения, возникающие во

время проведения занятия в такой форме: студен – студент (развивается умение строить

взаимоотношения в среде сверстников, умение аргументировано доказывать свое мнение,

умение быстро реагировать на возникающие замечания и вопросы, расширяется кругозор),

студент – преподаватель (процесс обучения происходит в индивидуальном порядке с

использованием

обратной

связи.)

Таким

образом,

раскрываются

все

возможности

интерактивного подхода в обучении.

Заметим,

что

приведенный

способ

проведения

практического

занятия

легко

модифицируется. Достаточно внести возможность использования технических средств

(компьютер, ноутбук), как спектр проверяемых заданий значительно расширяется. Может

быть заранее выдано одно задание для всей подгруппы и возможности защиты всего проекта

целиком с помощью презентации. После изучения достаточно большой части материала,

объединенного по какому – либо признаку, может быть проведен брейн – ринг (на доске

возникают условия задач по порядку); первая из подгрупп готовая предложить решение,

отстаивает его у доски (остальные могут задавать вопросы). Таким образом, набираются

баллы. Важно, что при любой вариации студент остается активным участником процесса, все

студенты активно коммутируют между собой, проявляется обратная связь с преподавателем.

Данный пример применения интерактивных методов на практике, показывает. Как

можно активизировать и методически обеспечить самостоятельную активность студента, что

и требует современный образовательный процесс.



В раздел образования