Напоминание

"Ревматизм"


Автор: Таджибова Людмила Мажидулаховна
Должность: Преподаватель Основ сестринского ухода в терапии
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П.Аскерханова
Населённый пункт: город Махачкала,Республика Дагестан
Наименование материала: Учебно-методический комплекс
Тема: "Ревматизм"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан

«Дагестанский базовый медицинский колледж им.Р.П.Аскерханова»

УМК НА ТЕМУ:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РЕВМАТИЗМЕ

Дисциплина: ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Составитель:

преподаватель ДБМК

Л.М.Таджибова

МАХАЧКАЛА 2018 г.

2

Согласовано

Методист

_____________________

АННОТАЦИЯ

В УМК представлены задания для различных методов оценки знаний

обучающихся

по

теме

занятия:

вопросы

для

фронтального

и

индивидуального

опроса,

тестовые

задания,

вопросы

для

терминологического

и

графического диктантов,

клинико-ситуационные

задачи, алгоритмы практических манипуляций.

УМК может быть использован для проведения теоретических и

практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии».

Автор – составитель: Л.М.Таджибова

Рассмотрено и утверждено на

заседании терапевтической

цикловой методической комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

_________________________________

3

СОДЕРЖАНИЕ

1.ХРОНОКАРТА ………………………………………………………..5

2.ТЕМА ЗАНЯТИЯ

3.ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

5.ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ТЕМУ

6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

8.ПРИЛОЖЕНИЯ

9.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ТЕМА: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РЕВМАТИЗМЕ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.УЧЕБНАЯ:

усвоить понятия «ревматизм», «ревматическая атака»,

изучить принципы сестринского обследования и ухода при различных

формах ревматизма,

особенности

осуществления этапов сестринского

процесса при ревматизме.

После изучения темы обучающийся должен знать:

определение понятия "ревматизм";

причины и факторы риска;

клинические проявления заболевания;

возможные проблемы пациентов;

принципы диагностики, лечения и ухода за больными при ревматизме.

После изучения темы обучающийся должен уметь:

осуществить сестринский процесс при уходе за пациентом с ревматизмом;

определить проблемы пациента;

сформулировать цели сестринской помощи, составить план действий

медсестры;

информировать пациента о роли и значении профилактики;

выполнить следующие процедуры и манипуляции: аускультацию сердца

(подсчет числа сердечных сокращений), исследование пульса, измерение

частоты дыхания, измерение АД, в/м введение лекарств (бициллин), взятие

крови из периферической вены;

5

соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

усвоить значение своевременного и правильного

проведения

обследования

и

лечения

больного,

соблюдения

деонтологических принципов по отношению к больному; формирование у

студентов чувства ответственности, внимательного отношения к больному.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ: определить степень усвоения материала, данного на

предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,

применять полученные знания на практике.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Теоретическое занятие - лекционный кабинет ДБМК.

Практическое занятие – учебный кабинет клинической практики.

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Теоретическое занятие - 2 часа (90 мин).

Практическое занятие – 6 часов (270 мин).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.

Стенды

2.

Таблицы

3.

Схемы

4.

Плакаты

5.

Истории болезни

6.

Сестринские истории болезни стационарного больного

7.

Температурный лист

8.

Ситуационные задачи

6

9.

Учебное пособие для студентов «Основы сестринского дела»

10.Учебное пособие для студентов «Основы сестринского дела в терапии»

11.Алгоритмы манипуляций

12.Конспект лекции.

13.ТСО (компьютер, мультимедийный видеопроектор и др.).

14.Индивидуальные наборы тестовых заданий (2 варианта);

15.Слайд-презентация на тему: «Сестринский процесс при ревматизме»;

16.Учебный видеофильм.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

7

ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

2 ЧАСА – 90 МИН.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Тестовый контроль по предыдущей теме

15 мин

3

Изложение нового материала:

20 мин

4

Презентация на тему: «Сестринский процесс при

ревматизме»

25 мин

5

Закрепление нового материала: фронтальный опрос

15 мин

6

Оценка знаний обучающихся

5 мин

7

Обобщение

5 мин

8

Задание на дом

2 мин

8

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проверяется

готовность

аудитории

и

обучающихся

к

занятию,

соответствие внешнего вида требованиям, наличие тетрадей для конспектов

лекций,

затем

проводится

перекличка

обучающихся

для

выявления

отсутствующих.

Вопросы для тестового опроса по теме:

«Сестринский процесс при плевритах, раке легкого»

Цель:

определить уровень знаний обучающихся по теме: «Сестринский

процесс при плевритах, раке легкого».

Тестовые задания

1.

Похудание, кровохарканье, боль в грудной клетке наблюдаются при:

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) очаговой пневмонии

г) раке легкого

2.

Фактор риска рака легкого:

а) ожирение

б) переохлаждение

в) инфекция

г) курение

3.

Решающее значение в диагностике рака лёгкого имеет:

а) спирография

б) лабораторная диагностика

в) рентгенография органов грудной клетки

г) ЭКГ

9

4.

Потенциальная проблема пациента при раке легкого:

а) лихорадка

б) прибавка массы тела

в) головная боль

г) легочное кровотечение

5.

Метод ранней диагностики рака легкого:

а) бронхография

б) анализ крови

в) анализ мокроты

г) флюорография

6.

При раке легкого в мокроте определяются:

а) атипичные клетки

б) микобактерии

в) пневмококки

г) эозинофилы

7.

Осложнение рака легкого:

а) бронхиальная астма

б) хронический бронхит

в) эмфизема легких

г) экссудативный плеврит

8.

Независимое сестринское вмешательство при легочном кровотечении:

а) введение хлорида кальция внутривенно

б) введение аминокапроновой кислоты

в) тепло на грудную клетку

г) холод на грудную клетку

9.

Заболевание, которое может осложниться плевритом:

а) бронхит

б) бронхиальная астма

в) рак легкого

г) эмфизема легких

10. Основной симптом при сухом плеврите:

а) одышка

10

б) слабость

в) лихорадка

г) боль в грудной клетке

11. Основной симптом экссудативного плеврита:

а) боль в грудной клетке

б) слабость

в) кровохарканье

г) нарастающая одышка

12. Пациент занимает вынужденное положение лежа на больной стороне при:

а) бронхите

б) бронхиальной астме

в) бронхоэктатической болезни

г) сухом плеврите

13. Зависимое сестринское вмешательство при сухом плеврите – это

применение:

а) анальгетиков

б) спазмолитиков

в) нитратов

г) цитостатиков

14. Скопление воспалительной жидкости в полости плевры наблюдается при:

а) бронхите

б) бронхиальной астме

в) экссудативном плеврите

г) эмфиземе легких

15. Плевральную пункцию с лечебной целью проводят при:

а) бронхиальной астме

б) пневмонии

в) хроническом бронхите

г) экссудативном плеврите.

Эталон ответов: 1г, 2г, 3в, 4г, 5а. 6а, 7г, 8г, 9в, 10г, 11г, 12г, 13а, 14в,

15г.

11

Теоретическая часть

Тема: Сестринский процесс при ревматизме

Цель занятия:

усвоить понятие «ревматизм», изучить принципы

сестринского обследования и ухода при ревматизме.

План лекции

Эпидемиология ревматизма. Определение понятия "ревматизм". Этиология

ревматизма. Формы ревматизма. Клинические проявления ревматизма.

Принципы диагностики, лечения и ухода при ревматизме.

Возможные проблемы пациента (дефицит информации о заболевании, боль,

одышка, лихорадка, страх стать инвалидом).

Использование моделей Д. Орэм и В. Хендерсон при оказании сестринской

помощи пациентам с ревматизмом.

Содержание

Ревматизм – системное инфекционно-аллергическое заболевание

соединительной

ткани

с

преимущественным

поражением

сердечно-

сосудистой

системы.

Вызывается

бета-гемолитическим

стрептококком

группы А. Ревматизм является хроническим заболеванием, протекающим с

периодами обострения (активная фаза) и ремиссии (неактивная фаза).

Активная фаза болезни называется также ревматической атакой. Девочки и

женщины болеют чаще мальчиков и мужчин в 2-3 раза. Пик заболеваемости

приходится на детский и подростковый возраст.

Способствующие факторы:

переохлаждение, микроклиматические

воздействия (работа в сыром холодном помещении), наличие очагов

хронической инфекции в носоглотке, наследственная предрасположенность.

Основные проблемы пациента (жалобы)

Заболевание начинается спустя 1,5-2 недели после перенесенной острой

ангины, обострения хронического тонзиллита, ОРЗ.

12

Настоящие проблемы:

лихорадка до 38 С и более, сильное

потоотделение, общая слабость, чувство разбитости, головная боль, плохой

сон и аппетит;

проблемы, связанные с поражением суставов (полиартрит): боли

преимущественно в крупных суставах (локтевых, лучезапястных, коленных,

голеностопных);

проблемы, связанные с поражением кожных покровов: кольцевидная

эритема и ревматические узелки;

проблемы,

связанные

с

поражением

нервной

системы

(хорея):

пассивность,

рассеянность,

утомляемость,

двигательное

беспокойство,

мышечная слабость, невнятность речи, развитие мышечной гипотонии

(ребенок не может сидеть, ходить, нарушается процесс глотания).

Потенциальные проблемы: порок сердца, сердечная недостаточность.

Приоритетная проблема: боль в области сердца, боли в крупных

суставах.

Нарушено

удовлетворение

потребностей:

есть,

пить,

спать,

поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым, двигаться,

общаться.

Объективное обследование

При осмотре больного в активной фазе отмечается увеличение суставов

в объеме, ограничение их подвижности. Кожа над ними гиперемирована,

отечна.

Тоны

сердца

приглушены,

на

верхушке

выслушивается

систолический шум, тахи- или брадикардия. АД снижено или в норме.

Границы сердца расширены.

Дополнительные методы исследования

В общем анализе крови – нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево,

ускорение СОЭ.

В

биохимическом

анализе

крови

повышается

содержание

серомукоидных белков, фибриногена, альфа- и альфа 2-глобулинов.

13

На ЭКГ у части больных выявляются удлинение интервала Р-Q, а

также снижение амплитуды зубца Т.

План сестринского ухода и лечения

Независимые сестринские вмешательства: контроль общего состояния,

двигательного режима, частоты пульса, АД, ЧДД, температуры, массы тела и

суточного диуреза; обеспечение санитарно-противоэпидемического режима –

влажная уборка, кварцевание, проветривание помещения; уход за кожей и

слизистыми,

своевременная

смена

нательного

и

постельного

белья;

проведение ЛФК.

Взаимозависимые и зависимые вмешательства: подготовка больного к

инструментальным

и

лабораторным

методам

исследования,

забор

биологического материала для лабораторного исследования.

Проведение бесед с больным: о правилах двигательного режима в

активную фазу ревматизма; о правилах приема лекарственных препаратов; о

значении систематической бициллинопрофилактики.

Строгий постельный режим соблюдается больным в активной фазе не

менее 2 недель. Назначается диета № 10 с ограничением жидкости до 1 литра

и соли - до 5 -6 г в сутки.

Медикаментозная терапия

1. антибактериальная терапия: пенициллин вводится в первые 10 дней по 2-4

млн ЕД в сутки внутримышечно в 4 приема. Затем вводится в мышцу 1,5

млн ЕД бициллина-5. При непереносимости пенициллина – эритромицин

по 250 мг 4 раза в день.

2. нестероидные

противовоспалительные

препараты:

индометацин,

вольтарен, бруфен, ацетиловая кислота.

3. кортикостероидные

препараты:

преднизолон,

дексаметазон,

гидрокортизон.

4. препараты хинолинового ряда: делагил, плаквинил.

14

Вопросы для фронтального опроса для закрепления новой темы

1.

Каковы особенности этиологии ОРЛ?

2.

Чем принципиально отличается по этиологическому фактору ОРЛ?

3.

Охарактеризуйте патогенез ОРЛ. Какие заболевания обязательно

предшествуют ОРЛ?

4.

Какие

ткани

сердца

поражаются

при

ревматическом

процессе?

Поражение каких отделов сердца приводит к развитию порока сердца?

5.

Перечислите основные клинические формы ОРЛ при ее классическом

варианте.

6.

Какая клиническая форма ОРЛ наиболее опасна для дальнейшей жизни

пациента?

7.

Лица какого пола и возраста чаще заболевает ОРЛ?

8.

Каковы клинические признаки и характер течения ревматического

полиартрита?

9.

Каким симптомом проявляется чаще всего поражение суставов при ОРЛ

в настоящее время?

10.

Какие жалобы предъявляют пациенты с сердечной формой ОРЛ?

11.

Какой

инструментальный

метод

является

приоритетным

для

определения преимущественного вовлечения в ревматический процесс

эндокарда или миокарда или того и другого отдела сердца?

12.

Есть ли существенное отличие характера, интенсивности, локализации и

иррадиации болевого синдрома при ревмокардите?

13.

Какие кожные проявления могут наблюдаться при ОРЛ? Как называется

поражение ревматическим процессом центральной нервной системы?

Развивается ли при этом ревматический порок сердца?

14.

Какие лабораторные показатели можно назвать специфическими для

ОРЛ?

15

ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

дает

оценку

работы

обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает

положительные и отрицательные стороны в ответах, выводит общие оценки

исходя из результатов фронтального опросов, тестового контроля. Затем

каждому

обучающемуся

выставляется

средний

балл

в

журнал

за

подготовленность к домашнему заданию.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Сестринский процесс при ревматизме».

Самостоятельная работа обучающихся:

1.

Реферат на тему: «Современные методы лечения ревматизма».

2.

УИРС на тему: «Уход за больными при ревматизме».

Контрольные вопросы:

1.

Понятие о ревматизме.

2.

Причины развития ревматизма, факторы риска.

3.

Клинические формы ревматизма.

4.

Диагностические исследования при ревматизме.

5.

Основные принципы лечения и ухода за больными при ревматизме.

16

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

6 ЧАСОВ – 270 МИН.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Фронтальный опрос

15 мин

3

Индивидуальный опрос

60 мин

4

Тестовый контроль

15 мин

5

Терминологический диктант (глоссарий)

15 мин

6

Графический диктант

10 мин

7

Решение ситуационных задач

15 мин

8

Просмотр учебного видеофильма

10 мин

9

Отработка практических навыков

40 мин

10

Самостоятельная работа обучающихся в

отделении

60 мин

11

Обобщение, заполнение манипуляционных

тетрадей

15 мин

12

Оценка знаний и умений обучающихся

10 мин

13

Задание на дом

2 мин

17

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проверяется

готовность

аудитории

и

обучающихся

к

занятию,

соответствие

внешнего

вида

требованиям,

наличие

дневников

и

манипуляционных тетрадей, затем проводится перекличка для выявления

отсутствующих.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.

1.

Сущность понятия "ревматизм", «ревмокардит».

2.

Основные причины развития ревматизма.

3.

Симптоматика ревматизма.

4.

Симптоматика суставной формы ревматизма.

5.

Принципы диагностики ревматизма.

6.

Основные

принципы

лечения

и ухода за больными при

ревматизме.

7.

Проблемы пациента и их решение, роль медсестры.

8.

Возможные проблемы пациентов и сестринская помощь.

18

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: выявить уровень подготовленности к домашнему заданию.

1.

Сущность «ревматизма».

2.

Дать определение ревматизма.

3.

Классификация ревматизма.

4.

Факторы риска и этиология ревматизма.

5.

Клинические проявления ревматизма. Осложнения.

6.

Принципы диагностики и лечения, роль медсестры.

7.

Инфекционная безопасность медсестры.

8.

Оценка состояния пациента при ревматизме: сбор информации,

выявление характерных жалоб, предрасполагающих факторов, осмотр,

измерении

температуры,

водный

баланс.

Анализ

собранной

информации и выделение проблем.

9.

Планирование

действий медсестры по

уходу за больным при

ревматизме.

19

Вопросы для тестового контроля знаний

1.Этиология ревматизма

а) бета-гемолитический стрептококк

б) золотистый стафилококк

в) вирусы

г) риккетсии

2.

Нормальный уровень холестерина в крови у взрослых

а) 2,8 ммоль/л

б) 4,0 ммоль/л

в) 5,2 ммоль/л

г) 6,9 ммоль/л

3.

К развитию ревматизма предрасполагает

а) нерациональное питание

б) гиподинамия

в) стрессы

г) очаг хронической инфекции

4.

Основными

причинами

развития

заболеваний

сердечно-сосудистой

системы являются

а) неблагоприятные климатические условия

б) природно-экологические факторы

в) гиперлипидемия

г) рациональное питание

5.

Основные симптомы ревмокардита

а) головная боль, головокружение, повышение АД

б) слабость, понижение АД

в) снижение аппетита, гектическая лихорадка

г) боль в области сердца, тахикардия, субфебрилитет

6.

Потенциальная проблема пациента при ревмокардите

а) полиартрит

б) повышение АД

в) острая сосудистая недостаточность

20

г) хроническая сердечная недостаточность

7.

Основные симптомы ревматического полиартрита

а) повышение температуры, стойкая деформация суставов

б) поражение крупных суставов, летучесть и симметричность болей

в) поражение мелких суставов, скованность

г) недомогание, моноартрит с деформацией

8.

Наиболее частый исход ревматического эндокардита

а) атеросклероз

б) гипертоническая болезнь

в) порок сердца

г) выздоровление

9.

Поражение кожи при ревматизме

а) диффузный цианоз

б) кольцевидная эритема

в) "сосудистые звездочки"

г) акроцианоз

10. Исход ревматического полиартрита

а) анкилоз

б) деформация сустава

в) кровоизлияние в полость сустава

г) отсутствие остаточных деформаций

11. При ревматизме в общем клиническом анализе крови определяются

а) тромбоцитопения, лейкопения

б) увеличение СОЭ, лейкопения

в) тромбоцитоз, эритроцитоз

г) лейкоцитоз, увеличение СОЭ

12. При лечении ревматизма с этиотропной целью применяется

а) анальгин

б) нитроглицерин

в) пенициллин

г) фурагин

21

13. При лечении ревматизма с патогенетической целью применяются

а) анальгетики

б) нитраты

в) нестероидные противовоспалительные препараты

г) мочегонные

14. Для вторичной профилактики ревматизма применяют

а) анальгин

б) бициллин

в) димедрол

г) фуросемид

15. Бициллинопрофилактика

при

ревматизме

проводится

с

момента

последнего обострения в течение

а) 1 года

б) 2 лет

в) 4 лет

г) 5 лет

Эталон ответа: 1а, 2в, 3г, 4в, 5г, 6г, 7б, 8в, 9б, 10б, 11г, 12в, 13в, 14б, 15г.

22

Терминологический диктант (глоссарий)

Ревматизм – это

Ревмокардит – это

Полиартрит - это

Ревматическая атака – это

Серомукоид – это

Лихорадка – это

Порок сердца – это

23

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1.

Ревматическая атака – это фаза ремиссии ревматизма.

2.

Сердцебиение, одышка – характерные симптомы ревмокардита.

3.

При ревматическом полиартрите поражаются мелкие суставы.

4.

Основной метод диагностики ревматизма – биохимический анализ

крови.

5.

Индометацин относится к глюкокортикоидным средствам.

6.

Основные принципы лечения ревматизма – применение НПВС.

да да

да

нет

нет нет

24

КЛИНИКО - СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Пациент 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое

отделение

с

диагнозом:

ревматизм,

активная

фаза.

Ревматический

полиартрит.

При

сестринском

обследовании

медсестра

получила

следующие

данные: жалобы на повышение температуры до 37,8

С, боли в коленных,

локтевых,

лучезапястных

суставах,

которые

носят

летучий

характер,

неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение

аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание

связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает

беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые,

коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь,

болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в

полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин.

Границы сердца не увеличены, тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс

92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень не

увеличена.

Пациенту назначено:

строгий постельный режим,

диета № 10;

общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови;

ЭКГ;

индометацин по 1 табл. 3 раза в день;

ампициллин по 0,5 4 раза в день в/м;

витамины В

1

6%–1,0 п/к;

витамины В

6

5%–1,0 п/к;

25

аскорбиновая кислота по 1 таблетке 3 раза в день.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте

проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните пациенту суть его заболевания и необходимость соблюдения

строгого постельного режима.

4. Обучите пациента правилам подготовки к биохимическому исследованию

крови.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику измерения АД.

Э

ТАЛОНЫ

ОТВЕТОВ

1.Нарушены

потребности:

есть,

пить,

поддерживать

нормальную

температуру тела, быть здоровым, двигаться, общаться, учиться.

Проблемы пациента:

настоящие:

боли в суставе;

лихорадка;

неприятные ощущения в области сердца;

снижение аппетита;

слабость;

плохой сон;

потенциальные:

формирование порока сердца;

риск развития ревмокардита;

сердечная недостаточность.

Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.

2. Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к концу

7-го дня стационарного лечения.

26

Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление

функции суставов к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План

Мотивация

1. Обеспечить лечебно-охранный

режим пациенту

Для создания психоэмоционального

комфорта и профилактики

возможных осложнений заболевания

2. Укрыть теплым одеялом,

обеспечить его теплом

Для снятия болей

3. Обеспечить пациенту обильное,

витаминизированное питье (2–2,5 л)

Для снятия интоксикации и

повышения защитных сил организма

4. Ставить компрессы на область

болезненных суставов по назначению

врача

Для снятия воспаления

5. Следить за диурезом пациента

Для контроля водно-

электролитического баланса

6. Следить за деятельностью

кишечника

Для профилактики запоров

7. Осуществлять контроль за

гемодинамикой пациента

Для ранней диагностики возможных

осложнений

8. Провести беседу с родными по

обеспечению пациента питанием в

соответствии с диетой № 10

Для уменьшения задержки жидкости

в организме

9. Выполнять назначение врача

Для эффективного лечения

Оценка: пациент отмечает исчезновение болей, отеков, восстановление

функций пораженных суставов, демонстрирует знание по профилактике

ревматизма. Цель достигнута.

27

Задача 2

Медсестра вызвана на дом к больной Н., 20 лет. Жалобы на боли в

коленных,

голеностопных,

плечевых

суставах,

высокую

температуру.

Заболела

остро.

Накануне

вечером

поднялась

температура

до

39

0

С,

появились боли в коленных суставах, утром присоединились боли в

плечевых и голеностопных суставах. Из анамнеза выяснилось, что 2 недели

назад больная перенесла ангину.

Объективно: температура 39

0

С. Общее состояние средней тяжести.

Кожа влажная, отмечается припухлость, покраснение кожи над коленными

суставами, резкая болезненность при движении. Дыхание везикулярное.

Тоны сердца приглушенные, ритмичные ЧСС 115 в мин. АД 115/60 мм рт.ст.

Есть кариозные зубы. Миндалины увеличены. Абдоминальной патологии не

выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах

лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

5. Продемонстрируйте

технику

забора

крови

на

биохимическое

исследование.

Эталоны ответов

1. Ревматическая болезнь, ревматический полиартрит.

Обоснование:

1) данные субъективного исследования:

синдром интоксикации, боли в крупных суставах, летучесть боли;

молодой возраст;

наличие очагов хронической инфекции, частые ангины;

связь заболевания с предыдущей ангиной;

28

2) объективные данные:

при осмотре: лихорадка, припухлость и покраснение кожи над пораженными

суставами, ограничение движения в них, гипертрофия миндалин, кариозные

зубы;

при аускультации: приглушение сердечных тонов, тахикардия.

2. Общий анализ крови: увеличение СОЭ, нейтрофилез со сдвигом

лейкоформулы

влево,

биохимический

анализ

крови:

увеличение

фибриногена,

2

-глобулинов, серомукоид, ультразвуковое исследование

сердца, электрокардиография: возможны аритмии, изменения зубца Т.

3. При повторных ревматических атаках - формирование порока сердца,

острая сердечная недостаточность.

4. Пациентку следует госпитализировать и провести стационарное лечение.

Принципы лечения:

Режим постельный.

Диета № 10.

Антибактериальная терапия: антибиотики — пеницилинового ряда.

Нестероидные

противовоспалительные

препараты:

ацетилсалициловая

кислота, вольтарен.

Профилактика:

первичная:

повышение защитных сил организма (рациональное питание, закаливание,

занятия физическими упражнениями, нормализация режима труда и отдыха,

улучшение жилищно-бытовых условий);

санация очагов хронической инфекции;

своевременное лечение заболеваний стрептококковой этиологии;

вторичная:

бициллинопрофилактика;

диспансерное

наблюдение

за

пациентами,

перенесшими ревматизм.

29

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Преподаватель выбирает из группы успевающего обучающегося,

который принимает зачет у остальных по технике выполнения следующих

практических манипуляций: уход за тяжелобольным и методы ухода за ними:

кормление, смена нательного и постельного белья, правила подготовки к

исследованию крови, демонстрирует технику

забора крови на анализ

согласно

алгоритму

данной

манипуляции,

внутривенная

инъекция,

внутримышечная инъекция, внутривенное капельное введение растворов.

При

этом

преподаватель

внимательно

контролирует

ответы

обучающихся, следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций,

инфекционной безопасности.

ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

дает

оценку

работы

обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает

положительные и отрицательные стороны в их ответах, выводит общие

оценки, исходя из результатов фронтального, индивидуального опросов,

тестового контроля, терминологического диктанта, решения ситуационных

задач, демонстрации практических навыков по проведению венепункции,

внутримышечной инъекции. Затем каждому обучающемуся выставляется

средний балл в журнал за подготовленность к домашнему заданию и

отдельно оценка в манипуляционную тетрадь за выполнение практических

навыков.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Сестринский процесс при пороках сердца».

30

ПРИЛОЖЕНИЯ

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Внутривенное введение лекарственного вещества

Места введения: 1) поверхностные вены локтевого сгиба, предплечья,

кисти, области голеностопного сустава.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1.

Снять все предметы с рук (кольца, часы).

2.

Провести гигиеническую антисептику рук, надеть:

- фартук;

- нарукавники;

- очки;

- перчатки;

- маску.

3.

Подготовить манипуляционный столик к работе.

4.

Установить доброжелательные отношения и провести психологическую

подготовку больного.

5.

Подготовить к работе ампулу с лекарственным веществом: сверив

название, концентрацию, дозировку с листом назначений, срок годности,

прозрачность и целостность ампулы.

6.

Взять стерильный шарик с антисептиком и обработать шейку ампулы

сверху вниз, предварительно освободив её от лекарственного вещества.

После чего шарик взять четвёртым и пятым пальцами левой руки.

7.

Надпилить шейку ампулы и вскрыть её с помощью вышеуказанного

шарика.

8.

Вскрыть упаковку шприца, собрать его. Проверить проходимость иглы.

9.

Набрать в шприц необходимое количество лекарственного вещества,

отдозировать его.

31

10.

Сменить иглу, поместив использованную в дез.раствор. Не снимая

колпачка, вытеснить из шприца воздух и каплю лекарственного вещества.

11.

Подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку.

12.

Усадить или уложить больного, подложить под руку клеенчатую

подушечку.

13.

Наложить жгут на 10-12 см выше предполагаемого места инъекции

поверх салфетки или рубашки так, чтобы свободные концы жгута были

направлены вверх.

14.

Проверить наличие пульса на лучевой артерии. Сделать массирующие

движения ребром ладони по направлению к локтевому сгибу, предложив

больному поработать «кулачком». Пальпировать вену при сжатом кулаке.

15.

Обработать руки в перчатках антисептиком.

16.

Стерильным

пинцетом

взять

3

стерильных

шарика

и

смочить

антисептиком. Обработать двумя шариками инъекционное поле (1-ым

широко, 2-ым непосредственно место инъекции), 3-ий шарик положить на

место предполагаемой инъекции.

Основной этап выполнения манипуляции.

17.

Взять шприц с лекарственным веществом, снять колпачок с иглы, убрать

с места инъекции ватный шарик, захватив его 4 и 5 пальцами левой руки.

18.

Большим пальцем левой руки натянуть кожу ниже места инъекции и

фиксировать вену.

19.

Не меняя положения шприца в руке и держа иглу срезом вверх,

проколоть кожу, осторожно пунктировать вену до ощущения попадания в

пустоту. Слегка продвинуть иглу по ходу вены.

20.

Потянуть поршень на себя. Появление крови в шприце свидетельствует о

нахождении иглы в вене.

21.

Развязать жгут левой рукой. Повторно убедиться, что игла в вене, потянув

поршень на себя.

32

22.

Левой рукой медленно ввести лекарственное вещество внутривенно,

справившись о самочувствии больного. Оставить в шприце 0,5-1,0 мл

раствора.

23.

Прижать к месту инъекции 3-ий шарик, смоченный антисептиком, извлечь

иглу. Шарик оставить на месте инъекции на 3-5 минут, согнув руку в

локте

24.

При необходимости положить на место инъекции сухой стерильный

шарик или давящую повязку.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

25.

Для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в 1-ой

промыть шприц с иглой, во 2-ой - заполнить иглу дез.раствором, снять ее

отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время,

согласно инструкции по применению дез. средства.

26.

Шприц в разобранном виде поместить в контейнер (емкость №3) для

дезинфекции инструментов медназначения. Экспозицию отсчитывать с

момента выполнения последней манипуляции.

27.

Обработать дезинфектантом подушечку, жгут, фартук, нарукавники,

манипуляционный стол, кушетку и другие рабочие поверхности.

28.

Использованные

шарики

замочить

в

контейнер

соответствующей

маркировки

29.

Снять с себя маску, очки, нарукавники, передник, перчатки. Перчатки

замочить в дез.раствор согласно инструкции. Руки помыть под проточной

водой с мылом.

33

Выполнение внутримышечной инъекции

Места

введения:

1) верхний наружный

квадрант ягодицы; 2)

дельтовидная мышца плеча; 3) область средней трети бедра (передне-боковая

поверхность).

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1.

Снять все предметы с рук (кольца, часы).

2.

Провести гигиеническую антисептику рук, надеть

- фартук;

- перчатки;

3.

Подготовить манипуляционный столик к работе.

4.

Установить доброжелательные отношения и провести психологическую

подготовку больного.

5.

Подготовить к работе ампулу (флакон) с лекарственным веществом:

сверив название, концентрацию, дозировку с листом назначений, срок

годности, прозрачность и целостность ампулы (флакона).

6.

Взять стерильный шарик с антисептиком обработать верхнюю треть

шейки

ампулы

сверху

вниз,

предварительно

освободив

её

от

лекарственного вещества, (металлическую обкатку и 1/3 флакона).

7.

Надпилить шейку ампулы и вскрыть её с помощью вышеуказанного

шарика

(вскрыть

металлическую

крышечку

флакона

продезинфицированными ножницами, вторым стерильным шариком,

смоченным антисептиком, обработать резиновую пробку флакона).

8.

Проверить срок годности шприца, целостность упаковки.

9.

Вскрыть упаковку шприца, собрать его. Проверить проходимость иглы.

10.

Набрать в шприц необходимое количество лекарственного вещества.

11.

Сменить иглу, поместив использованную в дез.раствор. Не снимая

колпачка, вытеснить из шприца воздух и отдозировать лекарственное

вещество.

12.

Подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку.

34

13.

Уложить больного. Условно разделить ягодицу на четыре части,

пропальпировать верхний наружный квадрант.

14.

Обработать руки в перчатках антисептиком.

15.

Стерильным

пинцетом

взять

2

стерильных

шарика

и

смочить

антисептиком. Обработать одним шариком инъекционное поле сверху

вниз: одной стороной широко, другой - узко, второй шарик оставить в

левой руке.

Основной этап выполнения манипуляции.

16.

Взять

шприц

в

правую

руку,

снять

колпачок

с

иглы

шприца,

зафиксировать канюлю 5-м пальцем, остальными охватить цилиндр, 2-й

палец – на поршень шприца.

17.

Фиксировать кожу в месте инъекции 1-2 пальцами левой руки.

18.

Быстрым движением ввести иглу под прямым углом в ткани, оставив не

введенным 0,5-1,0 см до муфты иглы.

19.

Ввести лекарственное вещество, надавливая на поршень большим

пальцем левой руки.

20.

Извлечь иглу, приложив к месту инъекции шарик с антисептиком,

удерживая его до остановки кровотечения.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

21.

Для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в 1-ой

промыть шприц с иглой, во 2-ой - заполнить иглу дез.раствором, снять ее

отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время,

согласно инструкции по применению дез. средства.

22.

Шприц в разобранном виде поместить в контейнер (емкость №3) для

дезинфекции

инструментов

медицинского

назначения.

Экспозицию

отсчитывать с момента выполнения последней манипуляции.

23.

Обработать дезинфектантом фартук, манипуляционный стол, кушетку и

другие рабочие поверхности.

24.

Использованные

шарики,

перчатки

замочить

в

соответствующий

контейнер. Руки помыть под проточной водой с мылом.

35

Внутривенные капельные вливания

Алгоритм действий при сборке системы:

1. Проверите герметичность упаковочного пакета, срок годности, наличие

колпачков на иглах. Осмотрите флакон с лекарством, убедитесь в

названии, дозировке вводимого лекарства, в сроке годности.

2. Вымойте и обработайте руки двумя ватными шариками, смоченными

спиртом (см.обработку рук).

3. Вскройте упаковочный пакет и достаньте систему (работать на рабочем

столе), положите на крышку стерилизатора, на стерильную салфетку,

стерильный лоток.

4. Алюминиевую крышку обработайте ватным шариком со спиртом,

пинцетом, взятым из дез.раствора вскройте алюминиевую крышку

флакона и обработайте резиновую пробку флакона ватным шариком со

спиртом.

5. Снимите колпачок с иглы воздуховода (короткая трубка с фильтром) и

введите ее до упора в пробку флакона, свободный конец воздуховода

закрепите на флаконе аптечной резинкой на уровне дна флакона.

6. Закройте винтовой зажим, снимите колпачек с иглы на коротком конце

системы и введите эту иглу в пробку флакона.

7. Переверните флакон и закрепите его на штативе.

8. Поверните капельницу в горизонтальное положение, снимите иглу с

колпачком на конце длинной трубки системы и откройте зажим, медленно

заполните капельницу до половины объема.

9. Закройте зажим и возвратите капельницу в исходное положение. Фильтр

должен быть полностью погружен в жидкость для переливания.

10. Откройте зажим, медленно заполните систему (то есть длинную трубку)

до полного вытеснения воздуха и появления капель из соединительной

канюли в резиновой трубке.

11. Проверьте отсутствие пузырьков воздуха в системе - система заполнена.

12. Положите в стерильный лоток пять ватных шариков, иглу с колпачком,

36

стерильную салфетку. Приготовьте две полоски лейкопластыря, жгут,

подушечку, перчатки.

Последовательность действий:

1. Наденьте перчатки.

2.

Наложите

жгут,

обработайте

перчатки

двумя

ватным

шариками,

смоченными спиртом.

3. Обработайте двумя стерильными шариками место инъекции.

4. Произведите венепункцию иглой от системы.

5. Когда из канюли иглы покажется кровь, развяжите жгут, откройте зажим и

"струя в струю" соедините иглу с системой,

6. Закрепите иглу двумя лейкопластырями.

7. Вытрите кровь ватным тампоном, смоченным спиртом, положите

использованный тампон в 3% раствор хлорамина.

8. Отрегулируйте количество капель (40-60 в мин. или по назначению врача).

9.

Закройте

стерильной

салфеткой.

Во

время

вливания

следите

за

самочувствием пациента, за иглой, чтобы не вышла из вены, за количеством

капель, чтобы поступал раствор, не было перегиба трубок.

37

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского

дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к

предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа

«Гэотар-Медиа» 2008.

3.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.

– Ростов н/д.: Феникс, 2002.

4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.

Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному

медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –

М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

6.Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело в

терапии, АН-МИ - М, 2000.

7.Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, Феникс, Ростов-

на-Дону - 2002.

8.Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -

1999.



В раздел образования