Напоминание

Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в композиции. Создание статичной композиции "Сидит кошка на окошке"


Автор: Приходкина Наталья Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка урока изобразительного искусства
Тема: Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в композиции. Создание статичной композиции "Сидит кошка на окошке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 47 им. М. Ф. Мацулевич»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в

композиции. Создание статичной композиции: «Сидит

кошка на окошке".

Предмет «Основы изобразительной грамоты и

рисование»

Автор-составитель:

Приходкина Н.В.

преподаватель

Новокузнецк, 2021

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2.Цели и задачи урока…………………………………………………………4

3.План урока……………………………………………………………………5

4.Ход урока…………………………………………………………………6 -12

5.Список литературы ………………………………………………………….13

6.Приложение№ 1

7.Приложение № 2

8.Приложение № 3

2

Пояснительная записка.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»

занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных

программы

«Живопись».

Он

является

базовой

составляющей

для

последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Существует форма проведения занятий по учебному предмету, которая

является мелкогрупповой, от 4 до 10 человек. Продолжительность урока– 40

минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю

построить процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия

подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Виды аудиторных занятий: урок, практическое занятие.

Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий: выполнение

домашнего задания учениками; посещение учреждений культуры (выставок,

галерей, музеев и др.); участие в творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности школы.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используют

следующие методы и приемы обучения:

объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий,

иллюстраций);

частично - поисковые (выполнение вариативных заданий);

практические ( упражнения);

наглядные (наблюдение, демонстрация, телевизионные показы;

разъяснение;

личный показ;

рассуждения.

3

Тема урока

«Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в

композиции. Создание статичной композиции: «Сидит кошка на

окошке».

Цель: закрепление знаний о статичной композиции.

Задачи:

1. Учиться создавать статичную композицию, передавать состояние покоя в

композиции, рисовать в определенной последовательности.

2. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие, аккуратность при работе с

красками. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке

эстетические эмоции и полученные представления

3.Развивать фантазию при составлении композиции, творческое мышление,

эстетическое чувство.

Тип урока – комбинированный.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Для преподавателя:

Зрительный ряд: Телевизор, DVD, слайд-презентация, таблицы, схемы.

Материалы: простой карандаш, ластик, бумага А3,учебная доска

Для обучающихся:

Материалы: простые карандаши, ластик, бумага А3, гуашь,кисти,палитра,

тряпочка.

4

План урока:

1. Организационный момент…………………………………………….5мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся……………………………5 мин.

3. Формирование ЗУН …………………………………………………..10 мин.

4.

Практическая

работа

учащихся

и

педагога,

текущий

инструктаж

(индивидуальный, коллективный)..............................................................15 мин.

5. Закрепление пройденного материала…………………………………5 мин.

Итого: 40мин

5

Ход урока

1.

Организационный момент

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока сегодня: «Статика и динамика

в композиции. Состояние покоя в композиции. Создание статичной

композиции: «Сидит кошка на окошке». Цель урока - закрепление знаний о

статичной композиции. Сначала мы с вами вспомним и закрепим наши

знания о том, как можно передать состояние покоя в своей работе. Ранее с

этой темой мы знакомились через аппликацию из геометрических фигур.

Давайте же вспомним и посмотрим, как ведут себя предметы или фигуры,

когда они находятся в состоянии покоя.

2.

Актуализация опорных знаний

Преподаватель:

- Посмотрите на эти фигуры (круг и квадрат), изображенные на плакате. Как

вы думаете, в каком состоянии они находятся: покоя или движения?

(Приложение№1)

Учащиеся:

- Они находятся в состоянии покоя

Преподаватель:

- Правильно, ребята. Посмотрите, как устойчиво стоит квадрат, так же, как

человек стоит на земле. А кругу сложно остановиться, но он может стоять на

одном крае. Это статика, то есть состояние покоя.

6

Преподаватель:

- Посмотрите на другие фигуры (треугольники), изображенные на плакате .

Вот треугольник вытянулся, как будто человек разлегся на диване. А другой

треугольник напоминает нам балерину, которая поднялась на одной ножке, а

другую вытянула в сторону. Что мы видим движение или покой?

(Приложение№1)

- Учащиеся:

- Нам кажется, что они в динамике, как будто движутся.

Преподаватель:

- Правильно. Вот вы и вспомнили, как ведут себя фигуры, когда кажется, что

они спокойные - это статика, и когда кажется, что движутся - это динамика.

И в этом они различны. Молодцы.

3. Формирование знаний в изображении статичной композиции «Сидит

кошка на окошке », умений поэтапно выполнять работу и навыков в

смешивании красок и получении разных оттенков

- Теперь посмотрим на слайды и определим, какие котики сидят

неподвижно? А какие котики в движении? Почему? (Приложение № 1)

Преподаватель:

Молодцы, ребята! Итак, нам нужно изобразить кошку на окошке .

Преподаватель:

А теперь отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

7

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Ребята, кто это? (Кошка)

Молодцы, правильно. А теперь стишок!

У кошки шерстка гладкая,

И она, наверное, сладкая.

Потому что Васька рыжий

Часто - шерстку лижет.

А сейчас, как вы уже догадались мы будем рисовать... (Кошку!)

(На доске изображение кошки, заранее выполненное педагогом как образец).

Кошка относится к семейству кошачьих. Семейство кошачьих очень

большое, к диким кошкам относится тигр, лев, леопард, ягуар, пантера, рысь.

А кошка животное домашнее или дикое?

(Ответы детей)

Правильно, кошка домашнее животное!

Ребята, а какого цвета бывают кошки?

8

(Ответы детей)

Правильно! Кошки бывают разной окраски - белой, черной, серой, рыжей и

полосатой.

Посмотрите, какие выразительные глаза у кошки, какие пышные усы. Ребята,

у кого из вас дома живет кошка? Какого она цвета, какие глазки?

(Ответы детей)

Давайте нарисуем кошку в окошке!

Ребята, а какой формы у кошечки голова, туловище, ушки, нос, глаза, усы,

хвост?

(Ответы детей: голова круглая, ушки треугольные, туловище овальное,

круглый нос, полукруглые глаза, пушистые усы и хвост).

2. Поэтапное выполнение рисунка. Практическая деятельность учащихся.

Педагог объясняет и показывает технику рисования на доске.

Ну, а сейчас мы будем рисовать кошку. Лист бумаги располагаем по

вертикали. Рисуем голову в виде круга. Какой формы ушки? (треугольники)

Глаза? (большие полукруглые) Рисуем носик, сразу от него рот и усы

длинные и пушистые. Рисуем овальное туловище. Рисуем полукругом

хвостик. Дорисуем на окне шторки. Шторки можем украсить горошинками.

Дети выполняют рисунок карандашом.

Физкультминутка: пальчиковая гимнастика "Котята". У кошечки нашей есть

10 котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы). Сейчас все котята по парам

стоят (прижимаем кончики пальцев и ладони друг к другу). 2 толстых, 2

ловких, 2 длинных, 2 хитрых. 2 маленьких самых и самых красивых ( не

разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга,

сначала большим пальцем, указательным и т.д.)

9

Умницы! Отдохнули! А теперь сядем на место и разукрасим кошку разными

цветами. Ребята, какого цвета будет ваша кошка? Рыжего, черного, белого, а

может быть полосатого?

Учащиеся выполняют рисунок, подбирают цвета для кошки, окна и штор.

Педагог помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребенку

выполнение работы поэтапно.

3 Итог занятия.

Педагог подводит итоги занятия, организует выставку работ детей.

Ребята, сейчас мы поселим наших кошек в кошкин дом! (Прикрепляем

работы на стенд). Давайте, ребята, еще раз поговорим. Какой формы голова у

кошки? А туловище, ушки, глаза, лапки?

Умницы! Все правильно! Посмотрите, какой замечательный дом получился!

Все кошки красивые, у каждой своя окраска, пушистые усы, выразительные

глаза. Вы хорошо потрудились, все молодцы!

4. Практическая работа учащихся и педагога, текущий

инструктаж (индивидуальный, коллективный)

Поэтапное выполнение практической работы.

Преподаватель:

Определяемся с выбором формата:

вертикальный;

горизонтальный.

10

Намечаем рисунок карандашом:

рисуем кошку на окошке;

рисуем шторки на окошке;

Выполняем композицию гуашью в цвете:

изображаем фон;

окружение выполняем большой кистью;

кошку изображаем кистью меньшего размера.

Учащиеся:

Выполняют рисунок карандашом.

Преподаватель:

Ребята,

поднимитесь,

пожалуйста,

давайте

с

вами

подвигаемся, сменим вид нашей деятельности.

Учащиеся:

После 10 минут практического занятия, учащиеся выполняют упражнения на

снятие напряжения, расслабление мышечного тонуса.

Динамическая пауза «Я по улице гулял»

Мы по улице гуляли

Галок и ворон считали:

11

Ходьба на месте

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я считать опять –

5.

Закрепление пройденного материала

Преподаватель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

1.Кого мы изображали?

2.В каком состоянии нарисовали кошечку? В движении, или нет?

3. На чем сидит кошка?

4.Какие сложности возникли?

5.Что понравилось в своей работе?

Учащиеся: отвечают на вопросы преподавателя.

Итак, ребята, мы с вами хорошо потрудились, вы старались. Молодцы.

А теперь давайте посмотрим работу каждого из вас.

Просмотр работ, комментарии преподавателя.

Выставление оценок с их комментарием.

Выдача домашнего задания, его комментарий.

12

Список литературы

1. Сокольникова Н.М. Основы композиции. М:Титул,1993г.149 стр.

2. Питерских А.С. Изобразительное искусство, М: Просвещение, 2008г.

56 стр.

3.Афанасьева Е.Н. Правила композиции, М: Просвещение, 2001г.45 стр.

13

Приложение № 1

Фигуры в состоянии покоя, кажется, что они замерли

Фигуры в состоянии динамики, кажется, что они движутся.

14

Приложение № 2

15

Самоанализ

При планировании данного урока по основам изобразительной грамоты

и рисованию, были учтены особенности обучающихся 1 класса по программе

1/8.Урок занимает важное место в разделе данного курса обучения. Данный

урок

знакомит

с

новыми

терминами,

правилами

изобразительной

деятельности и неразрывно связан с предыдущими уроками программы, на

которых мы начали изучать статику и динамику. На уроке решались

следующие задачи:

а) учиться создавать статичную композицию, передавать состояние

покоя в композиции, рисовать в определенной последовательности;

б)сформировать

художественное

восприятие

формы

предметов,

выработать трудолюбие, сосредоточенность при рисовании;

в) развивающая задача - развитияу обучающихсяхудожественной

формы мышления, передачи цветового решения в композиции на занятиях,

развитие самостоятельного творчества. Просматривалась взаимосвязь этих

задач.

Выбранная структура словесного и практического методов урока

является наиболее рациональной для освоения нового материала и

закрепления ранее полученных навыков. Сочетание практических и

теоретических форм обучения выбрано как наиболее подходящий метод, так

как поэтапный показ и одновременный рассказ преподавателем о правилах

композиции с аналогичной практической работой обучающихся, даёт

лучший результат для освоения новой сложной темы и рационального

использования времени.

Учебный кабинет использовался рационально. Иллюстративным

материалом для обучающихся послужили нарисованные преподавателем

схемы последовательного выполнения рисунка, а также картинки и работы

других учащихся. За счёт всего этого, а также за счёт общего творческого

настроя обеспечивалась высокая работоспособность в течении урока,

общение и хорошая психологическая атмосфера.

16

В целом, реализовать поставленные задачи удалось. Обучающиеся с

энтузиазмом выполнили задания. Просмотр и обсуждение работ показали,

что каждый справился с творческой работой, добился желаемого результата.

17



В раздел образования