Автор: Приходкина Наталья Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка урока изобразительного искусства
Тема: Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в композиции. Создание статичной композиции "Сидит кошка на окошке"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 47 им. М. Ф. Мацулевич»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в
композиции. Создание статичной композиции: «Сидит
кошка на окошке".
Предмет «Основы изобразительной грамоты и
рисование»
Автор-составитель:
Приходкина Н.В.
преподаватель
Новокузнецк, 2021
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
2.Цели и задачи урока…………………………………………………………4
3.План урока……………………………………………………………………5
4.Ход урока…………………………………………………………………6 -12
5.Список литературы ………………………………………………………….13
6.Приложение№ 1
7.Приложение № 2
8.Приложение № 3
2
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных
программы
«Живопись».
Он
является
базовой
составляющей
для
последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Существует форма проведения занятий по учебному предмету, которая
является мелкогрупповой, от 4 до 10 человек. Продолжительность урока– 40
минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия
подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Виды аудиторных занятий: урок, практическое занятие.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий: выполнение
домашнего задания учениками; посещение учреждений культуры (выставок,
галерей, музеев и др.); участие в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности школы.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используют
следующие методы и приемы обучения:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
частично - поисковые (выполнение вариативных заданий);
практические ( упражнения);
наглядные (наблюдение, демонстрация, телевизионные показы;
разъяснение;
личный показ;
рассуждения.
3
Тема урока
«Статика и динамика в композиции. Состояние покоя в
композиции. Создание статичной композиции: «Сидит кошка на
окошке».
Цель: закрепление знаний о статичной композиции.
Задачи:
1. Учиться создавать статичную композицию, передавать состояние покоя в
композиции, рисовать в определенной последовательности.
2. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие, аккуратность при работе с
красками. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке
эстетические эмоции и полученные представления
3.Развивать фантазию при составлении композиции, творческое мышление,
эстетическое чувство.
Тип урока – комбинированный.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Для преподавателя:
Зрительный ряд: Телевизор, DVD, слайд-презентация, таблицы, схемы.
Материалы: простой карандаш, ластик, бумага А3,учебная доска
Для обучающихся:
Материалы: простые карандаши, ластик, бумага А3, гуашь,кисти,палитра,
тряпочка.
4
План урока:
1. Организационный момент…………………………………………….5мин.
2. Актуализация опорных знаний учащихся……………………………5 мин.
3. Формирование ЗУН …………………………………………………..10 мин.
4.
Практическая
работа
учащихся
и
педагога,
текущий
инструктаж
(индивидуальный, коллективный)..............................................................15 мин.
5. Закрепление пройденного материала…………………………………5 мин.
Итого: 40мин
5
Ход урока
1.
Организационный момент
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока сегодня: «Статика и динамика
в композиции. Состояние покоя в композиции. Создание статичной
композиции: «Сидит кошка на окошке». Цель урока - закрепление знаний о
статичной композиции. Сначала мы с вами вспомним и закрепим наши
знания о том, как можно передать состояние покоя в своей работе. Ранее с
этой темой мы знакомились через аппликацию из геометрических фигур.
Давайте же вспомним и посмотрим, как ведут себя предметы или фигуры,
когда они находятся в состоянии покоя.
2.
Актуализация опорных знаний
Преподаватель:
- Посмотрите на эти фигуры (круг и квадрат), изображенные на плакате. Как
вы думаете, в каком состоянии они находятся: покоя или движения?
(Приложение№1)
Учащиеся:
- Они находятся в состоянии покоя
Преподаватель:
- Правильно, ребята. Посмотрите, как устойчиво стоит квадрат, так же, как
человек стоит на земле. А кругу сложно остановиться, но он может стоять на
одном крае. Это статика, то есть состояние покоя.
6
Преподаватель:
- Посмотрите на другие фигуры (треугольники), изображенные на плакате .
Вот треугольник вытянулся, как будто человек разлегся на диване. А другой
треугольник напоминает нам балерину, которая поднялась на одной ножке, а
другую вытянула в сторону. Что мы видим движение или покой?
(Приложение№1)
- Учащиеся:
- Нам кажется, что они в динамике, как будто движутся.
Преподаватель:
- Правильно. Вот вы и вспомнили, как ведут себя фигуры, когда кажется, что
они спокойные - это статика, и когда кажется, что движутся - это динамика.
И в этом они различны. Молодцы.
3. Формирование знаний в изображении статичной композиции «Сидит
кошка на окошке », умений поэтапно выполнять работу и навыков в
смешивании красок и получении разных оттенков
- Теперь посмотрим на слайды и определим, какие котики сидят
неподвижно? А какие котики в движении? Почему? (Приложение № 1)
Преподаватель:
Молодцы, ребята! Итак, нам нужно изобразить кошку на окошке .
Преподаватель:
А теперь отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
7
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Ребята, кто это? (Кошка)
Молодцы, правильно. А теперь стишок!
У кошки шерстка гладкая,
И она, наверное, сладкая.
Потому что Васька рыжий
Часто - шерстку лижет.
А сейчас, как вы уже догадались мы будем рисовать... (Кошку!)
(На доске изображение кошки, заранее выполненное педагогом как образец).
Кошка относится к семейству кошачьих. Семейство кошачьих очень
большое, к диким кошкам относится тигр, лев, леопард, ягуар, пантера, рысь.
А кошка животное домашнее или дикое?
(Ответы детей)
Правильно, кошка домашнее животное!
Ребята, а какого цвета бывают кошки?
8
(Ответы детей)
Правильно! Кошки бывают разной окраски - белой, черной, серой, рыжей и
полосатой.
Посмотрите, какие выразительные глаза у кошки, какие пышные усы. Ребята,
у кого из вас дома живет кошка? Какого она цвета, какие глазки?
(Ответы детей)
Давайте нарисуем кошку в окошке!
Ребята, а какой формы у кошечки голова, туловище, ушки, нос, глаза, усы,
хвост?
(Ответы детей: голова круглая, ушки треугольные, туловище овальное,
круглый нос, полукруглые глаза, пушистые усы и хвост).
2. Поэтапное выполнение рисунка. Практическая деятельность учащихся.
Педагог объясняет и показывает технику рисования на доске.
Ну, а сейчас мы будем рисовать кошку. Лист бумаги располагаем по
вертикали. Рисуем голову в виде круга. Какой формы ушки? (треугольники)
Глаза? (большие полукруглые) Рисуем носик, сразу от него рот и усы
длинные и пушистые. Рисуем овальное туловище. Рисуем полукругом
хвостик. Дорисуем на окне шторки. Шторки можем украсить горошинками.
Дети выполняют рисунок карандашом.
Физкультминутка: пальчиковая гимнастика "Котята". У кошечки нашей есть
10 котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы). Сейчас все котята по парам
стоят (прижимаем кончики пальцев и ладони друг к другу). 2 толстых, 2
ловких, 2 длинных, 2 хитрых. 2 маленьких самых и самых красивых ( не
разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга,
сначала большим пальцем, указательным и т.д.)
9
Умницы! Отдохнули! А теперь сядем на место и разукрасим кошку разными
цветами. Ребята, какого цвета будет ваша кошка? Рыжего, черного, белого, а
может быть полосатого?
Учащиеся выполняют рисунок, подбирают цвета для кошки, окна и штор.
Педагог помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребенку
выполнение работы поэтапно.
3 Итог занятия.
Педагог подводит итоги занятия, организует выставку работ детей.
Ребята, сейчас мы поселим наших кошек в кошкин дом! (Прикрепляем
работы на стенд). Давайте, ребята, еще раз поговорим. Какой формы голова у
кошки? А туловище, ушки, глаза, лапки?
Умницы! Все правильно! Посмотрите, какой замечательный дом получился!
Все кошки красивые, у каждой своя окраска, пушистые усы, выразительные
глаза. Вы хорошо потрудились, все молодцы!
4. Практическая работа учащихся и педагога, текущий
инструктаж (индивидуальный, коллективный)
Поэтапное выполнение практической работы.
Преподаватель:
Определяемся с выбором формата:
вертикальный;
горизонтальный.
10
Намечаем рисунок карандашом:
рисуем кошку на окошке;
рисуем шторки на окошке;
Выполняем композицию гуашью в цвете:
изображаем фон;
окружение выполняем большой кистью;
кошку изображаем кистью меньшего размера.
Учащиеся:
Выполняют рисунок карандашом.
Преподаватель:
Ребята,
поднимитесь,
пожалуйста,
давайте
с
вами
подвигаемся, сменим вид нашей деятельности.
Учащиеся:
После 10 минут практического занятия, учащиеся выполняют упражнения на
снятие напряжения, расслабление мышечного тонуса.
Динамическая пауза «Я по улице гулял»
Мы по улице гуляли
Галок и ворон считали:
11
Ходьба на месте
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять –
5.
Закрепление пройденного материала
Преподаватель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.
1.Кого мы изображали?
2.В каком состоянии нарисовали кошечку? В движении, или нет?
3. На чем сидит кошка?
4.Какие сложности возникли?
5.Что понравилось в своей работе?
Учащиеся: отвечают на вопросы преподавателя.
Итак, ребята, мы с вами хорошо потрудились, вы старались. Молодцы.
А теперь давайте посмотрим работу каждого из вас.
Просмотр работ, комментарии преподавателя.
Выставление оценок с их комментарием.
Выдача домашнего задания, его комментарий.
12
Список литературы
1. Сокольникова Н.М. Основы композиции. М:Титул,1993г.149 стр.
2. Питерских А.С. Изобразительное искусство, М: Просвещение, 2008г.
56 стр.
3.Афанасьева Е.Н. Правила композиции, М: Просвещение, 2001г.45 стр.
13
Приложение № 1
Фигуры в состоянии покоя, кажется, что они замерли
Фигуры в состоянии динамики, кажется, что они движутся.
14
Приложение № 2
15
Самоанализ
При планировании данного урока по основам изобразительной грамоты
и рисованию, были учтены особенности обучающихся 1 класса по программе
1/8.Урок занимает важное место в разделе данного курса обучения. Данный
урок
знакомит
с
новыми
терминами,
правилами
изобразительной
деятельности и неразрывно связан с предыдущими уроками программы, на
которых мы начали изучать статику и динамику. На уроке решались
следующие задачи:
а) учиться создавать статичную композицию, передавать состояние
покоя в композиции, рисовать в определенной последовательности;
б)сформировать
художественное
восприятие
формы
предметов,
выработать трудолюбие, сосредоточенность при рисовании;
в) развивающая задача - развитияу обучающихсяхудожественной
формы мышления, передачи цветового решения в композиции на занятиях,
развитие самостоятельного творчества. Просматривалась взаимосвязь этих
задач.
Выбранная структура словесного и практического методов урока
является наиболее рациональной для освоения нового материала и
закрепления ранее полученных навыков. Сочетание практических и
теоретических форм обучения выбрано как наиболее подходящий метод, так
как поэтапный показ и одновременный рассказ преподавателем о правилах
композиции с аналогичной практической работой обучающихся, даёт
лучший результат для освоения новой сложной темы и рационального
использования времени.
Учебный кабинет использовался рационально. Иллюстративным
материалом для обучающихся послужили нарисованные преподавателем
схемы последовательного выполнения рисунка, а также картинки и работы
других учащихся. За счёт всего этого, а также за счёт общего творческого
настроя обеспечивалась высокая работоспособность в течении урока,
общение и хорошая психологическая атмосфера.
16
В целом, реализовать поставленные задачи удалось. Обучающиеся с
энтузиазмом выполнили задания. Просмотр и обсуждение работ показали,
что каждый справился с творческой работой, добился желаемого результата.
17