Автор: Каналош Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Нечаевская ООШ им. А.В. Горшкова"
Населённый пункт: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д.Нечаевская
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
Раздел: среднее образование
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ:
ВЫЗОВЫ И
ЭФФЕКТИВНЫЕ
ПРАКТИКИ
Выполнила: учитель физики
МБОУ «Нечаевская ООШ им. А.В.Горшкова»
Каналош Н.В.
1. Что стоит за понятием
функциональная грамотность?
Составляющие
функциональной грамотности в
модели PISA.
2. Основные проблемы
формирования
функциональной грамотности.
А. А. Леонтьев: Функционально
грамотный человек — это человек,
который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных
отношений.
Знание
не цель,
а средство.
Компоненты ФГ
- знания сведений, правил, принципов;
-усвоение общих понятий и умений,
составляющих познавательную основу решения
стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности;
-умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
решать конфликты, работать с информацией;
-готовность ориентироваться в ценностях и
нормах современного мира; принимать
особенности жизни для удовлетворения своих
жизненных запросов; повышать уровень
образования на основе осознанного выбора
Основные направления ФГ
1. Математическая грамотность;
2. Читательская грамотность;
3. Естественно-научная грамотность;
4. Глобальные компетенции;
5. Финансовая грамотность;
6. Креативное и критическое мышление.
М е ж д у н а р о д н ы е
с р а в н и т е л ь н ы е и с с л е д о в а н и я
Ф Г
PISA (Programme for International Student Assessment) –
оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в
области математики, чтения и естествознанияю.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)–
Международный проект "Исследование качества чтения
и понимания текста" учащимися начальной школы (4
класс)
TIMSS – оценка качества математического и
естественнонаучного образования в начальной, основной
и средней школе (4, 8 и 11 классы)
М е ж д у н а р о д н ы е
п р о г р а м м а P I S A
Основная цель: оценка функциональной
грамотности 15-летних учащихся в области
математики, чтения и естествознания.
Исследовательский вопрос: Обладают ли
учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им
для полноценного функционирования в
современном обществе?
Циклы исследования: 2000, 2003, 2006,
2009, 2012, 2015, 2018,2021 годы.
ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2021
В 2021 году основное направление
исследования PISA - математическая
грамотность.
Исследование PISA-2021 будет измерять,
насколько эффективно образовательные
системы стран готовят учащихся к
использованию математики во всех
аспектах их личной, общественной и
профессиональной жизни.
Невысокие результаты российских
учащихся в исследованиях PISA
обусловлены следующими основными
причинами:
1) недостаточной практической ориентированностью
содержания образования по русскому языку,
математике и естественнонаучным дисциплинам, их
оторванностью от реалий окружающей жизни;
2) перегруженностью программ и учебников;
3) недостаточным вниманием к формированию
общеучебных и интеллектуальных умений;
4) недостаточным вниманием к формированию и
развитию способности учащихся к осмыслению
информации разного содержания и формы, ее оценке
и использованию для разрешения различных ситуаций,
близких к реальным.
На развитие функциональной
грамотности учащихся влияют
следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные
программы);
2) формы и методы обучения, сот;
3) система диагностики и оценки учебных достижений
обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная
форма, высокий уровень автономии школ в регулировании
учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на
принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания
детей.
Что делать?
Необходимо выстроить процесс
обучения и воспитания так,
чтобы привить воспитаннику
навыки практических
действий, т.е., ключевые
компетентности: умение
анализировать, сравнивать,
выделять основное, давать
адекватную самооценку, быть
самостоятельным, уметь
сотрудничать, проявлять
инициативу, замечать
проблемы и искать пути их
решения.
Функционально грамотная
личность - это человек,
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с
общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например,
умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями
других людей);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия
решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным
областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное
явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на
него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством
взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.