Напоминание

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики


Автор: Каналош Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Нечаевская ООШ им. А.В. Горшкова"
Населённый пункт: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д.Нечаевская
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
Раздел: среднее образование





Назад




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ:

ВЫЗОВЫ И

ЭФФЕКТИВНЫЕ

ПРАКТИКИ

Выполнила: учитель физики

МБОУ «Нечаевская ООШ им. А.В.Горшкова»

Каналош Н.В.

1. Что стоит за понятием

функциональная грамотность?

Составляющие

функциональной грамотности в

модели PISA.

2. Основные проблемы

формирования

функциональной грамотности.

А. А. Леонтьев: Функционально

грамотный человек — это человек,

который способен использовать все

постоянно приобретаемые в течение

жизни знания, умения и навыки для

решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных

отношений.

Знание

не цель,

а средство.

Компоненты ФГ

- знания сведений, правил, принципов;

-усвоение общих понятий и умений,

составляющих познавательную основу решения

стандартных задач в различных сферах

жизнедеятельности;

-умения адаптироваться к изменяющемуся миру;

решать конфликты, работать с информацией;

-готовность ориентироваться в ценностях и

нормах современного мира; принимать

особенности жизни для удовлетворения своих

жизненных запросов; повышать уровень

образования на основе осознанного выбора

Основные направления ФГ

1. Математическая грамотность;

2. Читательская грамотность;

3. Естественно-научная грамотность;

4. Глобальные компетенции;

5. Финансовая грамотность;

6. Креативное и критическое мышление.

М е ж д у н а р о д н ы е

с р а в н и т е л ь н ы е и с с л е д о в а н и я

Ф Г

PISA (Programme for International Student Assessment) –

оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в

области математики, чтения и естествознанияю.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)–

Международный проект "Исследование качества чтения

и понимания текста" учащимися начальной школы (4

класс)

TIMSS – оценка качества математического и

естественнонаучного образования в начальной, основной

и средней школе (4, 8 и 11 классы)

М е ж д у н а р о д н ы е

п р о г р а м м а P I S A

Основная цель: оценка функциональной

грамотности 15-летних учащихся в области

математики, чтения и естествознания.

Исследовательский вопрос: Обладают ли

учащиеся 15-летнего возраста, получившие

обязательное общее образование,

знаниями и умениями, необходимыми им

для полноценного функционирования в

современном обществе?

Циклы исследования: 2000, 2003, 2006,

2009, 2012, 2015, 2018,2021 годы.

ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2021

В 2021 году основное направление

исследования PISA - математическая

грамотность.

Исследование PISA-2021 будет измерять,

насколько эффективно образовательные

системы стран готовят учащихся к

использованию математики во всех

аспектах их личной, общественной и

профессиональной жизни.

Невысокие результаты российских

учащихся в исследованиях PISA

обусловлены следующими основными

причинами:

1) недостаточной практической ориентированностью

содержания образования по русскому языку,

математике и естественнонаучным дисциплинам, их

оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию

общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и

развитию способности учащихся к осмыслению

информации разного содержания и формы, ее оценке

и использованию для разрешения различных ситуаций,

близких к реальным.

На развитие функциональной

грамотности учащихся влияют

следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные

программы);

2) формы и методы обучения, сот;

3) система диагностики и оценки учебных достижений

обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная

форма, высокий уровень автономии школ в регулировании

учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на

принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания

детей.

Что делать?

Необходимо выстроить процесс

обучения и воспитания так,

чтобы привить воспитаннику

навыки практических

действий, т.е., ключевые

компетентности: умение

анализировать, сравнивать,

выделять основное, давать

адекватную самооценку, быть

самостоятельным, уметь

сотрудничать, проявлять

инициативу, замечать

проблемы и искать пути их

решения.

Функционально грамотная

личность - это человек,

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с

общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например,

умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями

других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия

решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным

областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное

явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на

него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством

взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.



В раздел образования