Автор: Куликова Жанна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №СОШ №10"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Приемы развития смыслового чтения на уроках математики
Раздел: начальное образование
Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
Приемы развития смыслового чтения на уроках математики
Использование стратегии смыслового чтения на уроках математики при
решении текстовых задач.
На
современном
этапе
развития
общества,
характеризующимся
стремительным
возрастанием
объема
научной
информации
и
высокоинтеллектуальными
технологиями
общественного
производства,
необходим человек новой формации, способный к активному творческому
овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях,
умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже
сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только
набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно
воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Тенденции в оценке качества образования
Сейчас
происходит
информационный
взрыв
и
вместе
с
тем
информационный кризис: с одной стороны – ограниченные возможности
человека по восприятию и переработке информации, и с другой стороны,
мощные потоки информации. Мало уметь осваивать и накапливать,
необходимо
уметь
извлекать
информацию
из
разных
источников,
перерабатывать, применять. В ФГОСтандарте, отображающем социальный
заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому
чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе
носит метапредметный характер, является фундаментом всех УУД. Это
значит, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и
развитию умения смыслового чтения.
Смысловое чтение является метапредметным УУД
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа
текста.
Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения.
Стратегии смыслового чтения делятся на предтекстовые, текстовые и
послетекстовые, ориентирующие, готовящие чтеца к встрече с текстом,
управляющие чтением и включающие полученную информацию в систему
понятий, знаний, умений;
Стратегии предтекстовой деятельности
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели
и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями,
терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний,
диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или
заданий,
повышение
скорости
чтения
и
количества
прочтений,
мотивирование
читателя,
включение
механизма
антиципации
-
прогнозирование
содержания,
тематической
и
эмоциональной
направленности, формирование умения и привычки думать до чтения
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его
механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее
подтверждение/отклонение,
контекстуальная
и
смысловая
догадка,
размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо
понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является
остановка
деятельности,
размышление
вслух,
прогноз,
установление
разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития
сюжета.
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала
в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую,
более
масштабную
деятельность.
Стратегии
связаны
с
усвоением,
расширением,
углублением,
обсуждением
прочитанного,
происходит
корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Например:
Ориентировочное просмотровое чтение.
1 класс. Математика. «Решение задач на увеличение числа на несколько
единиц».
Предтекстовый этап:
Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько
единиц»;
Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе
задачи по теме.
Текстовый этап:
Выберите задачу, соответствующую теме.
1) У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых.
Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?
2) На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек
на 4 меньше. Сколько елочек посадили?
3) На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько
больше было мелких тарелок, чем глубоких?
4) В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай,
сколько этажей в соседнем доме.
Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.
Послетекстовый этап:
Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде,
чем вы решите ее;
Если все понятно, запишите решение задачи.
Стратегия смыслового чтения
Ученики младших классов в большинстве случаев обладают наглядно-
действенным и наглядно-образным мышлением и почти не обладают
мышлением абстрактным и логическим. Математика же как наука строится
именно на абстракции и логике, поэтому мы обучаем в основном решению
тех задач, где можно проиллюстрировать или опереться на реальные,
представляемые детьми жизненные картины (ситуации).
Получается, что решение самостоятельное, осознанное требует от ребенка
всего
набора
регулятивных
умений:
от
целеполагания
до
конечной
рефлексии; разъяснение и усвоение – требует коммуникативных умений.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей
уровня математического развития младшего школьника.
Тексты задач составлены так, чтобы ребенок не мог сразу и легко найти
спрятанные в них аналогии, то есть мы должны не натаскивать детей, а
развивать общие способы действий; идя от простого к сложному можно
добиться хороших результатов.
Этапы решения текстовых задач и их связь.
Этапы решения текстовых задач и их связь рассмотрим на примере задачи из
математика 4 класс, часть 2, стр 10, № 7.
В данных задачах применяем виды чтения:
ознакомительное, затем
смысловое, так как требуется точное понимание содержащейся в тексте
информации.
На
первом
этапе
«поиск
информации
и
понимание
прочитанного»
определяем: чтобы решить все задачи, необходимо решить первую, так как в
ней содержатся недостающие данные.
Рисунок-чертеж к задаче можно преобразовать и представить в виде
знакомой схемы.
Впервые встречается схема на встречное движение (чертеж). Можно
применить преобразование и представить в виде знакомой схемы.
Составление вопросов к задаче
При
фронтальном
устном
обсуждении
возможен
прием
составления
вопросов к задаче (что нужно найти).
Учимся задавать вопросы разных типов.
Возможен прием толстые и тонкие вопросы.
Примеры на задаче толстых и тонких вопросов.
Например:
Тонкий вопрос: сколько километров между Кошкино и Березовое?
Толстый: можно ли в этой задаче установить закономерность о взаимосвязи
между скоростью и временем движения?
Ответ: чем больше скорость, тем меньше времени потратишь на движение.
Или толстый вопрос: почему время Оли больше времени Саши?
Ответ: скорость Оли меньше скорости Саши.
Или после решения задачи № 7 В
Толстый вопрос: можно ли обобщить задачи?
И здесь достигнута основная цель: взаимосвязь между скоростью движения и
скоростью любых действий
Задание с серой точкой – предметные умения. Можно составить схему и
решить дома.
Получилась обратная задача.
Здесь уместно сказать, что при решении такого вида задач (стр.6 № 1 а,б,в,г)
формируется функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом
(оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной
связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку
возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят
способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях
получения информации из текста и в целях передачи такой информации в
реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем,
только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность
обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа
профессиональной
деятельности.
Часто
выявляется
в
ситуациях
столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не
может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо
устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд
метапредметных умений и навыков:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
-
извлечение необходимой информации из прослушанных или
прочитанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
-
свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей;
-
понимание
и
адекватная
оценка
языка
средств
массовой
информации»
Младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового
чтения:
– ознакомительное
чтение,
направленное
на
извлечение
ключевой
информации или выделение главного содержания текста или книги;
–
поисковое/просмотровое
(выборочное)
чтение,
предполагающее
нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного
факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и
точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель
чтения,
направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу
чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения.
Этап 1. Анализ задачи
Обеспечивает правильное чтение задачи (правильное прочтение слов и
предложений, правильную расстановку логических ударений) и делает
акцент на то, что необходимо внимательно слушать условие задачи, для того,
чтобы понимать ситуацию.
Проводит совместно с учащимися разбиение текста задачи на смысловые
части.
Сообщает учащимся о важности постановки перед собой ряда вопросов,
касающихся
условия
задания,
которые
в
дальнейшем
помогут
им
самостоятельно найти его решение.
- - О чем задача?
- - Какие предметы, понятия, объекты описываются в задаче?
- - Что требуется узнать /доказать/ найти?
- - Что известно в задаче?
- - Что неизвестно в задаче?
Проводит контроль учащихся при осуществлении поиска необходимой
информации в условии задачи, если необходимо корректирует данный
процесс.
Этап 2. Схематическая запись условия задачи
Предлагает представить ситуацию, описанную в задаче, при помощи
различных средств математики (рисунки, схемы, таблицы др.), имеющихся в
условии задачи, тем самым дает возможность осознать её условие и
требования.
Отмечает, что для лучшего восприятия текста задачи, можно провести его
переформулировку и/или построить словесную или письменную модель, с
использованием различных средств математики: рисунки, схемы, таблицы и
др.
Осуществляет данные действия совместно с учащимися, чтобы в дальнейшем
они могли проделывать их самостоятельно (построение материальной или
материализованной модели).
Этап 3. Поиск способа решения задачи (Возможны два основных пути
поиска способа решения задачи: синтетический и аналитический)
Синтетический метод
(Необходимо найти совокупность простых задач, решение которых приведет
к выполнению требований основной задачи.)
1. Проводит во время дискуссии с учащимися целенаправленные пробы
различных сочетаний из данных задачи.
2. Осуществляет совместно с учащимися выбор наиболее приемлемого в
данных условиях способа решения задачи (из выявленных способов).
Аналитический метод
1. При фронтальной работе с классом учитель ставит перед учащимися
вопрос: «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос данной задачи?»
2. Показывает учащимся, что при поиске способа решения важно не только
отвечать на его вопросы, а самому себе задавать подобного рода вопросы.
3. Контролирует учащихся при совместном поиске необходимой информации
в системе памяти, а также при соотнесении условия и заключения задачи с
имеющимися знаниями и опытом.
4. Обеспечивает совместный поиск плана решения задачи и проводит его
корректировку на основе предварительной апробации.
5.
Контролирует
в
ходе
беседы
процесс
соотнесения
интуитивных
соображений учащихся с условием задачи и процесс фиксирования ими
определенного плана решения задачи.
Этап 4. Осуществление решения задачи
Осуществляет
реализацию
плана
решения
во
всех
его
деталях
с
одновременной корректировкой через соотнесение с условием задачи и
выбранным базисом.
Показывает на примере образец оформления решения или излагает его в ходе
совместной дискуссии с учащимися, чтобы они в дальнейшем могли
самостоятельно использовать необходимый способ оформления решения
задачи.
Обеспечивает устное и/или письменное выполнение каждого пункта плана
решения задачи. Выносит результат решения на обычной или интерактивной
доске, чтобы учащиеся видели грамотное оформление решения задачи, могли
сравнить его со своим решением и скорректировать его при необходимости.
Этап 5. Проверка решения задачи
Проводит критический анализ результата, для того чтобы все учащиеся
убедились, правильно ли выполнено решение и удовлетворяет ли оно всем
требованиям задачи.
Этап 6. Исследование решения задачи
Показывает, что при решении многих задач учащимся необходимо уметь
устанавливать:
- - при каких условиях задача имеет решение, сколько различных
решений;
- - при каких условиях задача вообще не имеет решения.
Этап 7. Формулировка ответа на вопрос задачи
Формулирует вместе с учащимися ответ на вопрос задачи в зависимости от
её исходных требований:
- - полным предложением в устной и/или письменной форме,
- - без обосновывающей части в устной и/или письменной форме.
Поясняет учащимся возможность записи краткого ответа с помощью
специальных знаков или условных обозначений. Показывает это на одном-
двух примерах, для того чтобы учащиеся имели представление как это делать
самостоятельно.
Этап 8. Анализ решения задачи
Показывает, как производится анализ выполненного решения, в частности
устанавливает:
- - существует ли более рациональный способ решения,
- - нельзя ли задачу обобщить,
- - какие выводы можно сделать из этого решения и т.д.
Отмечая важность проделанных действий, показывает, для чего решалась
задача и выявляет существенную и потенциально полезную информацию.