Автор: Шаварикова Светлана Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Южная средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Городовиковского района, п.Южный, РК
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование индивидуальных траекторий развития и преемственности начального и основного среднего образования по математике на уроках и внеурочной деятельности.
Раздел: среднее образование
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Инновационные педагогические технологии и методики преподавания
математики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
Шаварикова Светлана Борисовна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
МКОУ «Южная средняя общеобразовательная школа», Городовиковский район,
Калмыкия, РФ
Конструирование индивидуальных траекторий развития и преемственности начального
и основного среднего образования по математике на уроках и внеурочной деятельности.
Краткая аннотация работы:
Данная работа может представлять интерес для учителей, проводящих стартовую
работу. Важно на данном этапе определить уровень знаний, умений, навыков,
логического мышления, темп восприятия и выполнения заданий. На основе
результатов работы учитель определяет технологии, методы и формы работы.
Ученики – должны показать умение использовать свои знания на практике.
1.Содержание
Индивидуальная траектория развития или образовательный маршрут - это персональный
путь реализации личностного потенциала ребенка в образовательном процессе.
Рассматривая данный процесс при переходе от начальной в основную
общеобразовательную школу, важно помнить о том, что ребенок должен привыкнуть к
каждому учителю предметнику. Теряется внимание обучающегося: он рассматривает
новую обстановку, прислушивается к произношению, адаптируется в условиях работы по
новым формам и методам работы. Изменяется уровень восприятия получаемой
информации. Помочь ребенку освоить новый материал, новый предмет на основе
полученных знаний в начальной школе, используя проблемный диалог, – цель учителя на
данном этапе. Важно оценить возможности каждого ребенка. Это необходимо для
выстраивания траектории развития. Требовать от ребенка непосильных решений –
невозможно. Пюрвя Мучкаевич Эрдниев говорил: «Учите детей доказывать теорему на
основе логических рассуждений. После доказанной теоремы обязательно пусть ребенок
напишет, что это он доказал и поставит восклицательный знак. Это окрыляет! Вы научите
учеников любить ваш предмет!». Говорил это с восхищением, заряжал своей энергией,
своим стремлением вести диалог. Для него слушатели были собеседниками. Мы знали,
что есть авторы, доказавшие теорему, но дать возможность прийти к тому же выводу, на
основе своих рассуждений - это дать возможность поверить в свои способности!
2.1.Введение
Я считаю, что для проведения стартовой диагностики, необходимо изучить какие
элементы содержания, освоенные в прошлом году, будут включены в работу; объем;
какие качества ребенка интересуют в данный момент учителя (быстрота восприятия,
уровень восприятия, умение работать в группе или индивидуально); скорость письма,
чтения; уровень понимания прочитанного текста. Все это поможет учителю построить
свой урок в доступной для обучающихся форме.
Инновационная деятельность учителя
это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на
преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания,
создание
условий, для достижения новых целей
Задания стартовой работы.
Задания: 1. Решить деформированные равенства.
12+16=
12+ =28
+16=28
28 - =12 28 - =16
Задание 2: Составить задачи по данным деформированным равенствам.
Задание3. Решить деформированные равенства.
12х3=
12х =36 х3=36 36: =12 36: =3
Задание 4. Составить по данным деформированным равенствам текст задач.
Решение деформированных равенств и составление задач позволяет достичь целостности
и осмысление знаний. Можно определить по времени выполнения уровень логического
мышления. Составление текста задач позволяет определить практическую
направленность: умение применить изучаемый материал в любых жизненных ситуациях,
т.е. формирует предметную компетентность. Эти задания дают возможность проверить
умение обучающегося сопоставлять соответствие данных равенства и соответствие их
условию задачи.
Задание 5.
В первый день скосили 30 га посевов, во второй день скосили в 2 раза больше, чем в
первый день. В третий день скосили на 15 га меньше, чем во второй. Сколько гектар
посевов скосили в третий день?
Эта задача поможет выявить способности ребенка решать задачу в несколько действий, но
уже по данному условию. Умение из одной задачи сделать несколько и решить
всевозможные варианты, которые могут возникнуть при рассмотрении проблемной
ситуации за короткий промежуток времени под силу каждому обучающемуся,
работающему по технологии УДЕ. Ребенок, изучающий математику с практической
направленностью, использующий рисунки, чертежи, развивающий зрительную память –
лучше усваивает материал, следовательно, снижается стресс, исчезает страх перед
поставленной задачей, возникает желание понять, получить удовлетворение от
достигнутого, а это и есть одна из целей учителя: научить ребенка мыслить. Этому учил
на спецкурсах по методике преподавания математики Эрдниев Пюрвя Мучкаевич.
Отличительная его черта: не заставлять заниматься математикой, а увлечь, показав
красоту решения задачи, красоту доказательства теорем.
Задание 6.
Прямая задача
30 га
в 2 раза
на 15 га
?
Обратная задача
?
в 2 раза
на 15 га
45 га
Вторая обратная
задача
30 га
?
на 15 га
45 га
Третья обратная
задача
30 га
в 2 раза
?
45 га
Составить обратные задачи и решить.
Эту работу можно провести во время внеурочной деятельности. Задания могут ребята
получить на листах, заполняя только пропущенные строки, а можно дать через проектор.
Так при возникновении затруднений легче комментировать ответы на вопросы и для всех
будут созданы равные условия. Каждый ребенок может высказать свое мнение, какие
виды заданий вызвали затруднение и почему. Можно предложить детям создать свой
проект, в котором указать цель, содержание, виды и формы работы над повышением
уровня знаний: участие в олимпиадах, оказание помощи одноклассникам, участие в
предметных неделях, выпуск газет, выступления по темам: «Из истории математики»,
«Занимательная математика», «Выдающиеся ученые», «Мои достижения». Использовать
изученный материал при создании проекта (диаграммы, графики). Защита проекта. Это
поможет обучающимся, формируя познавательные умения, повысить свой уровень знаний
и лучше понять ваш предмет, активизировать свою работу. Использование технологии
УДЕ поможет обучающимся в дальнейшем доказывать прямые и обратные теоремы,
использовать граф – схемы.
Технология УДЕ - это универсальная технология,
помогающая работать учителю творчески, а в рамках реализации ФГОС сделать учеников
обучающимися.
Литература
1.
Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть
1.-М.: Просвещение, 1992.:-175с.
2.
Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть
2.-М.: Просвещение, 1992.:-225с.
3.
Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2
классах. АУ РК «РИА «Калмыкия»», 2014:-309с.
4.
Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 3-4 класс
М.:
Просвещение, 1995.:-300с.