Напоминание

Конструирование индивидуальных траекторий развития и преемственности начального и основного среднего образования по математике на уроках и внеурочной деятельности.


Автор: Шаварикова Светлана Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Южная средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Городовиковского района, п.Южный, РК
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование индивидуальных траекторий развития и преемственности начального и основного среднего образования по математике на уроках и внеурочной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




ЧОУ ДПО ИПКиПП, Инновационные педагогические технологии и методики преподавания

математики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

Шаварикова Светлана Борисовна,

учитель математики, высшая квалификационная категория,

МКОУ «Южная средняя общеобразовательная школа», Городовиковский район,

Калмыкия, РФ

Конструирование индивидуальных траекторий развития и преемственности начального

и основного среднего образования по математике на уроках и внеурочной деятельности.

Краткая аннотация работы:

Данная работа может представлять интерес для учителей, проводящих стартовую

работу. Важно на данном этапе определить уровень знаний, умений, навыков,

логического мышления, темп восприятия и выполнения заданий. На основе

результатов работы учитель определяет технологии, методы и формы работы.

Ученики – должны показать умение использовать свои знания на практике.

1.Содержание

Индивидуальная траектория развития или образовательный маршрут - это персональный

путь реализации личностного потенциала ребенка в образовательном процессе.

Рассматривая данный процесс при переходе от начальной в основную

общеобразовательную школу, важно помнить о том, что ребенок должен привыкнуть к

каждому учителю предметнику. Теряется внимание обучающегося: он рассматривает

новую обстановку, прислушивается к произношению, адаптируется в условиях работы по

новым формам и методам работы. Изменяется уровень восприятия получаемой

информации. Помочь ребенку освоить новый материал, новый предмет на основе

полученных знаний в начальной школе, используя проблемный диалог, – цель учителя на

данном этапе. Важно оценить возможности каждого ребенка. Это необходимо для

выстраивания траектории развития. Требовать от ребенка непосильных решений –

невозможно. Пюрвя Мучкаевич Эрдниев говорил: «Учите детей доказывать теорему на

основе логических рассуждений. После доказанной теоремы обязательно пусть ребенок

напишет, что это он доказал и поставит восклицательный знак. Это окрыляет! Вы научите

учеников любить ваш предмет!». Говорил это с восхищением, заряжал своей энергией,

своим стремлением вести диалог. Для него слушатели были собеседниками. Мы знали,

что есть авторы, доказавшие теорему, но дать возможность прийти к тому же выводу, на

основе своих рассуждений - это дать возможность поверить в свои способности!

2.1.Введение

Я считаю, что для проведения стартовой диагностики, необходимо изучить какие

элементы содержания, освоенные в прошлом году, будут включены в работу; объем;

какие качества ребенка интересуют в данный момент учителя (быстрота восприятия,

уровень восприятия, умение работать в группе или индивидуально); скорость письма,

чтения; уровень понимания прочитанного текста. Все это поможет учителю построить

свой урок в доступной для обучающихся форме.

Инновационная деятельность учителя

это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на

преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания,

создание

условий, для достижения новых целей

Задания стартовой работы.

Задания: 1. Решить деформированные равенства.

12+16=

12+ =28

+16=28

28 - =12 28 - =16

Задание 2: Составить задачи по данным деформированным равенствам.

Задание3. Решить деформированные равенства.

12х3=

12х =36 х3=36 36: =12 36: =3

Задание 4. Составить по данным деформированным равенствам текст задач.

Решение деформированных равенств и составление задач позволяет достичь целостности

и осмысление знаний. Можно определить по времени выполнения уровень логического

мышления. Составление текста задач позволяет определить практическую

направленность: умение применить изучаемый материал в любых жизненных ситуациях,

т.е. формирует предметную компетентность. Эти задания дают возможность проверить

умение обучающегося сопоставлять соответствие данных равенства и соответствие их

условию задачи.

Задание 5.

В первый день скосили 30 га посевов, во второй день скосили в 2 раза больше, чем в

первый день. В третий день скосили на 15 га меньше, чем во второй. Сколько гектар

посевов скосили в третий день?

Эта задача поможет выявить способности ребенка решать задачу в несколько действий, но

уже по данному условию. Умение из одной задачи сделать несколько и решить

всевозможные варианты, которые могут возникнуть при рассмотрении проблемной

ситуации за короткий промежуток времени под силу каждому обучающемуся,

работающему по технологии УДЕ. Ребенок, изучающий математику с практической

направленностью, использующий рисунки, чертежи, развивающий зрительную память –

лучше усваивает материал, следовательно, снижается стресс, исчезает страх перед

поставленной задачей, возникает желание понять, получить удовлетворение от

достигнутого, а это и есть одна из целей учителя: научить ребенка мыслить. Этому учил

на спецкурсах по методике преподавания математики Эрдниев Пюрвя Мучкаевич.

Отличительная его черта: не заставлять заниматься математикой, а увлечь, показав

красоту решения задачи, красоту доказательства теорем.

Задание 6.

Прямая задача

30 га

в 2 раза

на 15 га

?

Обратная задача

?

в 2 раза

на 15 га

45 га

Вторая обратная

задача

30 га

?

на 15 га

45 га

Третья обратная

задача

30 га

в 2 раза

?

45 га

Составить обратные задачи и решить.

Эту работу можно провести во время внеурочной деятельности. Задания могут ребята

получить на листах, заполняя только пропущенные строки, а можно дать через проектор.

Так при возникновении затруднений легче комментировать ответы на вопросы и для всех

будут созданы равные условия. Каждый ребенок может высказать свое мнение, какие

виды заданий вызвали затруднение и почему. Можно предложить детям создать свой

проект, в котором указать цель, содержание, виды и формы работы над повышением

уровня знаний: участие в олимпиадах, оказание помощи одноклассникам, участие в

предметных неделях, выпуск газет, выступления по темам: «Из истории математики»,

«Занимательная математика», «Выдающиеся ученые», «Мои достижения». Использовать

изученный материал при создании проекта (диаграммы, графики). Защита проекта. Это

поможет обучающимся, формируя познавательные умения, повысить свой уровень знаний

и лучше понять ваш предмет, активизировать свою работу. Использование технологии

УДЕ поможет обучающимся в дальнейшем доказывать прямые и обратные теоремы,

использовать граф – схемы.

Технология УДЕ - это универсальная технология,

помогающая работать учителю творчески, а в рамках реализации ФГОС сделать учеников

обучающимися.

Литература

1.

Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть

1.-М.: Просвещение, 1992.:-175с.

2.

Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть

2.-М.: Просвещение, 1992.:-225с.

3.

Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2

классах. АУ РК «РИА «Калмыкия»», 2014:-309с.

4.

Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 3-4 класс

М.:

Просвещение, 1995.:-300с.



В раздел образования