Напоминание

"Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников"


Автор: Сотникова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Котлас,Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Роль игры в развитии познавательной деятельности

младших школьников»

Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества».слайд 1

В современной школе возникает насущная

ᴨᴏᴛ

ребность в расширении активных форм обучения. К

таким активным формам обучения относятся игровые

технологии.

Задача учителя – научить каждого ребёнка

самостоятельно учиться, сформировать у него потребность

активно относится к учебному процессу. Одно из средств,

которое окажет реальную помощь ученикам – игра. 2 слайд

Игровые технологии являются одной из уникальных

форм обучения, которая предоставляет возможность сделать

интересными и увлекательными не только работу учащихся

на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по

изучению предме

ᴛᴏʙ

. Занимательность условного мира

игры делает положительной, эмоционально окрашенной

монотонную деятельность по запоминанию, повторению,

закреплению или усвоению информации. А

эмоциональность игрового действа активизирует

познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций

являются эффективным средством обучения и воспитания,

поскольку отход от традиционного построения урока и

введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся

всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление

ряда учебных задач.

В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им

критически оценивать свои знания в действии, привести эти

знания в систему.

В игре, в той или иной роли, должен участвовать

каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое

число учащихся, то все остальные должны выполнять роли

контролёров, судей, учителя.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от

места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она

может быть проведена на любом этапе урока и на уроке

каждого типа.

Если игра используется на уроке объяснения нового

материала, то в ней должны быть запрограммированы

практические действия детей с группами предме

ᴛᴏʙ

или

рисунками.

Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают

и запоминают сообщённые знания.

При организации игр на уроках необходимо продумать

следующие вопросы:

1. Какие умения и навыки школьники освоят в

процессе игры?

2. Какому моменту игры следует уделить особое

внимание?

3. Как обеспечить участие всех ребят в игре? И т.д.

Мои первоклашки очень любят «заселять домики» 3 слайд

на уроках математики . Это простая игра на изучение

состава числа. Использовать её можно на любом этапе

урока. И принимать участие может практически каждый

ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она

способствует быстрому и прочному запоминанию состава

числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной

деятельности.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой.

Самое обычное решение примеров можно преподнести так,

что работа эта не покажется детям скучной и утомительной.

Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный

̆

характер, включить в работу элементы соревнования. Форма

игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют

задание.

В начале урока, во время проведения устного счёта,

провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в

три столбика. По команде учителя к доске выходят по

порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я

открываю примеры, и ученики приступают к выполнению

действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на

место. К доске выходит следующий ученик и решает

пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без

ошибок решит все примеры.

В случае одинаковых результа

ᴛᴏʙ

учитывается

организованность, дисциплина каждой группы.

Список подобных игр можно продолжать довольно долго.

Все они способствуют развитию внимания,

вычислительных навыков, прививают детям чувство

коллективизма, ответственности.

Правила игры должны быть простыми и чётко

сформулированными. Материал игры посильныи

̆

для всех

детей.

1. Дидактический материал прост и по

изго

ᴛᴏʙ

лению, и по использованию.

2. Игра интересна только в том случае, если в ней

принимает участие каждый ребёнок. Длительное ожидание

своей очереди снижает интерес.

3. Подведение результа

ᴛᴏʙ

должно быть чётким и

справедливым.

Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что

для многих учащихся уроки русского языка достаточно

ᴄᴫᴏ

жные, поэтому не вызывают повышенного интереса.

Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной

грамотности. Для того чтобы пробудить интерес к занятиям,

повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на

разных этапах урока. С помощью различных ребусов,

кроссвордов на одном дыхании проходит работа над

словарными словами. (4 слайд). Такие виды заданий

развивают у детей логическое мышление, способствуют

лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и

быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными

помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры.

Причём загадки можно использовать при изучении

различных орфограмм. Таких, как парные согласные на

конце слова, безударные гласные в корне слова и т.д.

Загадки помогают развивать образное и логическое

мышление, умение выделять существенные признаки и

сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума,

сообразительность. Можно предложить детям

самостоятельно составить загадки о каких-либо известных

предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же

целью провожу игру «Исключи лишнее».

Берутся любые три слова, к примеру , «собака»,

«помидор», «солнце». Надо оставить только те слова,

которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно

слово «лишнее», исключить.

Очень важно на уроках русского языка и чтения

развивать воображение детей. Воображение ребёнка

развивается постепенно, по мере приобретения им

реального жизненного опыта.

Важно понимать - для развития воображения и

творчества детей, необходимо расширять их реальныи

̆

жизненныи

̆

опыт. Здесь помогут игры на составление

рассказов с использованием отдельных слов. Например: а)

девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож,

кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связныи

̆

рассказ,

используя эти слова.

Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся

начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясныи

̆

солнечныи

̆

день. По улице шла девочка и вела на поводке

смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Изученныи

̆

в процессе игровой деятельности материал

забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем

материал, при изучении которого игра не использовалась.

Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически

сочетается занимательность, делающая процесс учёбы

доступным и увлекательным для школьников.

Следуя этому процессу строю уроки чтения. Очень

важно научить детей понимать прочитанный текст.

Понимание текста зависит от многих факторов:

способности сосредоточить внимание, подключить

воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнивать и

т.д.

Также, я практикую целенаправленное установочное

чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я

использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца

своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает

ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает

следующие два абзаца.

Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания,

правильного восприятия.

Успешное обучение чтению предполагает

необходимость определенной подго

ᴛᴏʙ

ки и, прежде всего,

воспитания у читателя навыков так называемой

пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении

читающего легко и быстро переключаться на разные

режимы чтения – от замедленного к ускоренному и

наоборот.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие

виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”.

Учащимся очень нравятся эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места,

называя только страницу, остальные должны найти это

место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети

очень радуются, когда первыми успевают найти абзац,

который читает ведущий.

“Мнимое слово”.

Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова,

учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с

исправлением. Данный вид чтения привлекателен для

учащихся тем, что они имеют возможность поправить

самого учителя, что поднимает их собственныи

̆

авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как

“чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и

хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Поскольку все дети обладают своими, только им

свойственными качествами и уровнем развития, задания на

уроках дифференцируются с учетом индивидуальных

особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для

каждого из них.

В учебные занятия включен материал разной степени

ᴄᴫᴏ

жности - от необходимого минимума до возможного

максимума. Дидактические игры, игровые упражнения

являются не только формой усвоения знаний, но и

способствуют общему развитию ребенка,

ᴇᴦᴏ

познавательных процессов и коммуникативных

способностей.

Сюжетно-ролевые игры также носят, преимущественно,

коллективныи

̆

характер. Основные компоненты ролевой

игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и

роль.

Усваивая разные понятия на уроках, учащиеся становятся

«участниками» событий, представляют себя специалистами

разных профессий. Ролевую игру можно го

ᴛᴏʙ

ить за

ᴘẚʜᴇ

е,

можно проводить с одним учеником, с группой учащихся

или со всем классом.

Подвижные игры – важнейшее средство воспитания детей,

особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от

играющих активных двигательных действий, направленных

на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности

подвижных игр школьников – их соревновательный,

творческий, коллективныи

̆

характер.

В них проявляется умение действовать за команду в

меняющихся условиях.

Наблюдая за детьми во время уроков физкультуры и

динамических пауз, я заметила, что ребята становятся

сплочённее, активнее. Повышается чувство ответственности

и самоотдачи.

На уроке игра предоставляет возможность младшему

школьнику испытать радость умственного напряжения,

преодоления интеллектуальных трудностей, которое

доставляет решение учебных задач.

Использование игровых методов в обучении формирует у

детей такие необходимые для становления учебной

деятельности качества, как общее положительное

отношение к школе и учебному предмету. Желание

постоянно расширять свои возможности и способности,

«строить» себя в сотворчестве с учителем и

одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и

самооценки.

Специфическое влияние игровых приёмов и игровых

элемен

ᴛᴏʙ

предоставляет возможность преодолеть у одних

учеников отставание в темпе работы на уроке, у других –

замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

Кроме прочего , опыт показывает, что задача педагога при

применении игровых приёмов заключается, прежде всего в

том, чтобы, выбрав тот или иной приём, адекватно

определить его место в сочетании с прямыми приёмами

обучения



В раздел образования