Автор: Исаченко Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ Покровская СОШ Октябрьского муниципального округа
Населённый пункт: с. Покровка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование
Тема : Формирование функциональной грамотности на уроках математики.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных
сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания
для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных
ситуациях.
Составляющие математической грамотности:
умение находить и отбирать информацию;
производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:
- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством
математических знаний,
- решать их, используя математические знания и методы,
- обосновывать принятые решения путем математических суждений,
- анализировать использованные методы решения,
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта
PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная грамотность.
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к
осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности
являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать
умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле
полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь
ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить
собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
Очень хорошо это просматривается при подготовке учащихся к ОГЭ. Первые пять
заданий ОГЭ по математике содержат практико-ориентированные задачи, при решении
которых ученику необходимо прочитать текст и ответить на вопросы. Например, в
задачах про шины, при чтении текста ученик должен сам составить формулу, чтобы
решить задачу на нахождение диаметра или радиуса колеса. В задачах про населенные
пункты ребятам необходимо по тексту задачи ответить на вопросы, какими цифрами на
плане обозначены населенные пункты. В задачах про двухкомнатную квартиры , прочитав
текст ответить на вопрос: какими цифрами обозначены помещения. В задачах про формат
листов бумаги необходимо используя текст к задаче ответить на вопрос» какими
порядковыми номерами обозначены размеры листов.
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной
задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим
учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача
часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым,
неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а
в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных
задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:
знаю – не знаю – хочу узнать.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися
предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному
алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-
ориентированные задания, задачи открытого типа.
Задания по формированию математической грамотности на уроках математики
1)
Банк идей ( по определению темы урока) математическое лото, из оставшихся букв
составить слово
2)
Верные или неверные утверждения. В начале урока предложить ответить верно или
неверно, после знакомства с основной информацией попросит вернуться к
вопросам начала урока
3)
Составление кластера ( на доске пишется ключевое слово, от него идут стрелочки,
ученики записывают все, что вспомнилось им по данной теме.
Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности.
1)
Зимняя куртка стоит 2200 р. На весенней распродаже ее можно купить на 33% дешевле.
Сколько можно сэкономить денег, если купить куртку на распродаже?
2)
Найдите в каких- нибудь средствах массовой информации(газеты, журналы, Интернет,
телевидение и т.д.) несколько предложений, в которых используется слово « процент».
3)
На коробке овсяных хлопьев указано: белки 10%, жиры- 15%, углеводы – 55%. Рассчитайте
содержание белков, жиров и углеводов в одной порции хлопьев, масса которой 80 г.
4)
В 2000 г. владелец садового участка взял в банке ссуду 140000р. Для постройки дома. Он
должен был вернуть эти деньги через год с надбавкой 8 %. Какую сумму он должен был
вернуть банку?
5)
Уроки и перемены длятся 6 ч. На уроки уходит 0,75 этого времени. Сколько времени
приходится на все перемены.
6)
На упаковке некоторого товара указаны его стоимость и масса. Сколько стоит 1 кг этого
товара, если 1,5 кг стоит54 р? А если 0,4 кг стоит 25 р?
7)
Цена некоторого товара 98 р за 1 кг. Сколько купили этого товара, если за покупку
заплатили 34,3 р? 441 р?
8)
Представьте себе, что вы помогаете родителям делать ремонт в ванной комнате, которая
имеет длину 3,5 м и ширину 2,5 м. Стены высотой 2,5 м требуется обложить плитками,
исключая окно и дверь, которые занимают 0,1 площади стен. Сколько потребуется плиток
квадратной формы со стороной 25 см?
9)
Огород имеет форму прямоугольника, длина которого 8м, ширина 2,5 м. на 0,4 всей
площади огорода посажена морковь, на остальной лук и чеснок, причем луком засажена
площадь в 4 раза большая, чем чесноком. Какая площадь засажена морковью, лукос и
чесноком в отдельности?
10)
Масштаб плана 1: 1000. Во сколько раз расстояние между двумя точками на плане меньше
расстояния этими же точками на местности? Во сколько раз расстояние на местности
больше соответсвующего расстояния на плане? Используя эти факты, решите задачу:
1) Чему равно расстояние между двумя точками на местности, если на плане оно равно 1,5
см, 12 см?
2) Чему равно расстояние между двумя точками на плане, если на самом деле оно равно
20 м) 350 м? Можно ли на этом плане указать точки, расстояние между которыми на
местности равно 0,5 м?