Автор: Жукова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №14"
Населённый пункт: город Иваново Ивановской области
Наименование материала: конспект урока по математике для 2 класса
Тема: "Как читать текст задачи"
Раздел: начальное образование
Математика
Тема: Как читать текст задачи.
Составила учитель Жукова Екатерина Александровна
1.Пояснительная записка
Урок математики во 2 классе. Учебник В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной
(система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова)
Тип урока: Решение частных задач.
Цели урока:
1)
Образовательные – учить правильно читать текст задачи.
2)
Развивающие – развивать мышление, память, внимание, речь.
3)
Воспитательные – формировать организованность, аккуратность, чувство
коллективизма, интерес к предмету.
Оборудование: сундук, в котором лежат карточки с примерами, белые листы с текстом
задач, голубые и желтые карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
I.
Создание
«ситуации успеха».
- Сегодня мы отправляемся в морское
путешествие на корабле на далёкий
остров за сокровищами капитана Флинта.
Но, чтобы попасть на корабль, нам нужен
билет.
- Для этого нам нужно устно решить
задачи:
1) На одной пальме росло 16 бананов, а
на другой – на 7 бананов меньше.
Сколько бананов росло на второй
пальме?
2) На обед островитяне собрали 14
кокосов. Из 8 кокосов приготовили
кокосовое молоко. Сколько кокосов
осталось на ужин?
3)Ловец жемчуга достал со дна моря 15
раковин. Из них 6 раковин оказались с
белым жемчугом, а остальные – с
чёрным. Сколько раковин с чёрным
жемчугом достал ловец со дна моря?
4)На одном парусном фрегате 10 пушек,
16-7=9 бананов
14-8=6 кокосов
15-6=9 раковин
а на другом – 16 пушек. На сколько
больше пушек на 2 фрегате?
5)Чтобы найти пиратский клад, надо
пройти от старого дуба 12 шагов на
север, а потом 5 шагов на юг. Сколько
шагов отделяет нас от пиратского клада?
- Молодцы, ребята! У нас в руках билет
на корабль. Отправляемся в путь!
16-10=6 пушек
12+5=17 шагов
II.Постановка
учебной задачи.
Постановка проблемы
- На пути нас ждут разные трудности и
неожиданности.
- Положите перед собой белые листы с
заданием.
1)Задача 1
.
- Следите за чтением текста задачи. Я
буду прочитывать задачу по фразам.
- Итак, слушаем внимательно.
На корабле плыли 35 мальчиков.
- Найдите чертёж, который подходит к
началу задачи.
- Читаю вторую фразу.
А девочек на 5 меньше.
- Найдите чертёж, который больше всего
подходит к нашей задаче.
- Наш корабль сел на мель.
- Почему мы до сих пор не смогли найти
подходящий чертёж?
- Читаю последнюю фразу:
Сколько всего детей плыли на
корабле?
- Подберите подходящий чертёж.
- К началу задачи
подходят все 3
чертежа.
- К задаче подходят 1
и 3 чертежи.
- Мы не знаем, что
будет дальше.
- К этой задаче
подходит 3 чертёж.
- Ребята! Почему же сразу вы не смогли
подобрать нужный чертёж?
- У выбранного чертежа поставьте номер
задачи. (1)
- Дополните чертёж.
- Можем ли сразу ответить на главный
вопрос задачи?
-Что не знаем? Покажите на чертеже.
- А что известно про девочек?
- Что будем находить?
- Каким действием?
- Что можно узнать потом?
- Каким действием?
- Запишите решение задачи.
- Ответили на вопрос задачи?
- Запишите ответ.
2)Задача 2.
(коллективное решение)
- Прочитайте задачу.
- Потому что задачу
нужно прочитать до
конца!
- Нет.
- Сколько плыло
девочек на корабле?
- Их было меньше,
чем мальчиков на 5.
- Меньшую
величину.
- Вычитанием.
- Сколько всего
детей плыло на
корабле?
- Сложением.
Проверка на доске
1)35-5=30 (д.)
2)35+30=65 (д.)
- Да.
Ответ: 65 детей.
В сундуке лежало 35 золотых монет, а
серебряных – на 5 меньше. Сколько в
сундуке серебряных монет?
- Какой чертёж подходит? Поставьте
рядом с чертежом цифру 2.
3)Задача 3. (самостоятельная работа)
-Чтобы пришвартоваться к берегу надо
выполнить следующее задание.
- Составьте текст задачи к лишнему
чертежу. Запишите решение.
- Можете использовать для задачи
заданные сюжеты.
Проверка самостоятельной работы
(выслушиваются 2,3 сюжета задачи по
заданному чертежу)
- Запишите решение на доске.
- Почему мы решали задачу сложением?
Физкультминутка
«По морям, по волнам…»
- Нас встречает на берегу пират Флинт.
- Только при условии, что вы выполните
моё задание, я обещаю поделиться
Чертёж
35-5=30(м.)
Ответ: 30 монет.
Задача 3
(примерный текст).
В сундуке лежало
35 золотых монет и
5 серебряных.
Сколько всего
монет лежало в
сундуке?
35+5=40 (м.)
Ответ: 40 монет.
- Мы искали целое.
своими сокровищами, - говорит Флинт.
III.Анализ условий
решения задачи
- Возьмите на столе цветные карточки.
1 вариант ( для слабых)- желтые
карточки
У пирата Флинта было 2 попугая.
Один попугай говорил 11 слов, а
другой на 5 слов больше. Сколько слов
говорил второй попугай?
(Чертёж заполнить).
11+5=16 (с.)
Ответ: 16 слов.
2 вариант (для сильных) – голубые
карточки
У пирата Флинта было 2 попугая.
Один попугай говорил 11 слов, а
другой на 5 слов больше. Сколько
всего слов говорили оба попугая?
(Чертёж заполнить).
1)11+5=16 (с.)
2)11+16=27 (с.)
Ответ: 27 слов.
Проверка работы
- Кто решал как Илья?
- Как Ксения?
-Почему получились разные решения,
хотя сюжет одинаковый?
- Почему были ошибки?
- Ура! Мы нашли клад. Давайте
посмотрим, что там внутри?
Ученики открывают сундук, в нём
лежат карточки с примерами.
- Наши сокровища – это наши знания!
Давайте ещё раз проверим наши силы в
математике.
В это время 2 ребят
работают на доске,
каждый выполняет
свою карточку.
У доски:
1 вариант - Илья
2 вариант - Ксения
Дети отвечают.
- Потому что разные
вопросы.
- Надо читать задачу
до конца.
- Молодцы! Вы решили все примеры.
Ученики по очереди
берут карточку с
примером, решают и
выставляют на
доску.
(выставили в ряд все
карточки)
30-7
60-6
80-3
500-
20
400-
50
100-
30
340-
4
260-
7
IV.Итоговая
рефлексия.
- Понравилось ли вам путешествие?
- Мы много решали задач. От чего
зависит успех решения задачи?
- Почему мы допускали ошибки?
- А теперь хотите узнать моё мнение о
вашей работе на уроке?
(переворачиваю карточки с примерами –
получилось слово:
М
О
Л
О
Д
Ц
Ы
!
).
- Надо читать задачу
до конца.
V.Домашнее задание.
С.69 №239
Задание со
- по желанию.
⁎
Смотри раздаточный материал ниже.
Раздаточный материал.