Напоминание

Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии


Автор: Шиманова Галина Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6 им.С.Т.куцева
Населённый пункт: ст.Кушевская Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии
Раздел: полное образование





Назад




Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Планируемые результаты по «Основам смыслового чтения и работы с текстом» в

рамках урочной деятельности.

Поиск информации и понимание прочитанного.

- Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и

анализировать полученную информацию;

- Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации;

- Отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов.

Преобразование и интерпретация информации.

- Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные

тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

- Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

- Прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;

- Определять замысел автора.

Оценка информации.

- Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

- Анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев

требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается

«Преднамеренные ошибки» (умышленное заблуждение).

Пример. Найдите ошибки в тексте и исправьте их

Строение растительной клетки

Клетки кожицы лука плотно прилегают друг другу. Каждая клетка имеет плотную

прозрачную оболочку, в которой есть поры. Под ней находится живое бесцветное вязкое

вещество-кариоплазма, которое медленно движется. В центре клеток находится

небольшое плотное тельце-ядро. Почти во всех клетках, особенно в старых, есть хорошо

заметные полости - пластиды, заполненные растворами питательных веществ. Эти

полости обеспечивают тургор клеток.

Поиск информации в предложенном источнике.

Пример. Прочитайте текст «Лишайники» и выполните задание.

Лишайники.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Зона их распространения от тропиков до

Антарктиды. Лишайники растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах.

Тело лишайника состоит из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей или клеток

цианобактерий. Гриб доставляет водорослям воду с растворенными минеральными

веществами. Водоросли в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества,

которыми питается гриб. Плотно сплетенная нитями гриба, водоросль надежно защищена

от иссушения. Однако прежде чем наступит такое сожительство, проходит долгое время.

Поначалу размножаются грибы и водоросли порознь. Споры гриба, который входит в

состав лишайника не торопятся прорастать и обживаться на новом месте. Они сделают

это, лишь встретив «свою» водоросль, с которой могут образовать новый союз.

Растут лишайники очень медленно, например, ягель (олений мох) за год вырастает всего

на 1-2 мм.

Отличие лишайников от цветковых растений состоит в том, что большинство растений

поглощает воду из почвы при помощи корней, а лишайники впитывают влагу всей

поверхностью слоевища из дождей, росы и тумана. Это свойство позволяет лишайникам

селиться везде, где есть свет - даже на поверхности стекла. Без света органические

вещества в клетках водоросли не образуются и лишайники погибают.

На голых скалах селятся накипные лишайники, на камнях и коре деревьев – листоватые, а

в сосновых борах и тундре разные виды лишайников образуют сплошной ковер из

маленьких кустиков – это кустистые лишайники.

Лишайники в числе первых осваивают безжизненные места, неплодородные каменные

россыпи и пески. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные

породы, а отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения.

Задание. Используя содержание текста «Лишайники» и знание курса, ответьте на

следующие вопросы.

1.

Почему лишайники называют комплексными организмами?

2.

За какую особенность лишайники называют «пионерами растительности»?

3.

Каково практическое значение лишайников?

«Ищу ошибки». Найдите 3 ошибки в приведенном тексте и исправьте их.

1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3.

Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках

грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом

у грибов является гликоген. 6. По способу питания грибы – автотрофы. 7. Грибы

неподвижны, рост их ограничен.

Контрольный опрос на определенную тему.

Клетка – основа строения и

жизнедеятельности организмов.

Этот раздел поможет вам понять:

Клетка - это структурная единица всего

Контрольная работа №1 по теме:

«Клетка – основа строения и

жизнедеятельности организмов»

Вариант № 1

живого на Земле.

Для этого вы должны разобраться в том:

Каковы признаки растительной

клетки

Особенности строения растительной

клетки

Каковы функции частей клетки

Каков химический состав клетки

Как использовать в быту элементарные

биологические знания основ цитологии,

чтобы формулировать правила здорового

образа жизни и знать симптомы

нарушения нормальной

жизнедеятельности живого организма.

Для этого вы должны:

объяснять некоторые процессы,

проходящие в клетке.

понимать, к каким последствиям

приводит нарушение важнейших

функций организма (обмен веществ,

питание, дыхание).

Часть 1. Задания с одним вариантом

ответа

1. Молодая клетка отличается от старой

клетки тем, что в ней

А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В)

много хлоропластов Г) крупные вакуоли

А2. Форму грибной клетке придает

А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г)

цитоплазма

3. Цитоплазма в животной клетке

А) придает клетке форму В) обеспечивает

поступление веществ в клетку

Б) выполняет защитную функцию Г)

осуществляет связь между частями клетки

4. Органические вещества клетки

А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и

калия Г) минеральные соли

5. Органические вещества клетки,

выполняющие строительную и

энергетическую функцию

А) белки Б) жиры В) углеводы Г)

нуклеиновые кислоты

6. Растительную клетку можно узнать по

наличию в ней

А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г)

хлоропластов

7. Живые организмы, клетки которых

не имеют оболочки (клеточной стенки)

А) бактерии Б) грибы В) растения Г)

животные

8. Общим для большинства

растительных и грибных клеток

является

А) наличие ядра Б) способ питания В)

наличие хлоропластов Г) строение

оболочки

Часть 2.

1. Выберите три признака, характерных

только для растительных клеток

А) наличие митохондрий и рибосом Г)

клеточная стенка из целлюлозы

Б) наличие хлоропластов Д) запасное

вещество – гликоген

В) запасное вещество - крахмал Е) ядро

окружено двойной мембраной

2. Установите соответствие между

перечисленными функциями и частями

клетки

Функции Части клетки

А) отвечает за наследственность 1. Ядро

Б) граница 2. Клеточная мембрана

В) участвует в делении клетки

Г) обмен веществ

Д) форма

Е) защита

3. Вставьте в текст «Строение клетки»

пропущенные термины из

предложенного перечня, используя при

этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых,

хорошо заметны полости – (А)____,

которые заполнены (Б)_______. В

цитоплазме растительной клетки находятся

многочисленные мелкие тельца – (В)_____.

Они могут быть разных цветов. Зелёные –

(Г)_______, участвуют в процессе

(Д)________; оранжевые – хромопласты,

придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4.

оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7.

пластиды

Пользуясь текстом «Неорганические

вещества», ответьте на вопросы.

Вода составляет около 80% массы клетки; в

молодых быстрорастущих клетках — до

95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке

велика. Она является основной средой и

растворителем, участвует в большинстве

химических реакций, перемещении

веществ, терморегуляции, образовании

клеточных структур, определяет объем и

упругость клетки. Большинство веществ

поступает в организм и выводится из него в

водном растворе. Биологическая роль воды

определяется специфичностью строения:

полярностью ее молекул и способностью

образовывать водородные связи, за счет

которых возникают комплексы из

нескольких молекул воды. Если энергия

притяжения между молекулами воды

меньше, чем между молекулами воды и

вещества, оно растворяется в воде. Такие

вещества называют гидрофильными (от

греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю).

Это многие минеральные соли, белки,

углеводы и др. Если энергия притяжения

между молекулами воды больше, чем

энергия притяжения между молекулами

воды и вещества, такие вещества

нерастворимы (или слаборастворимы), их

называют гидрофобными (от греч. «фобос»

— страх) — жиры, липиды и др.

1. В каких клетках можно наблюдать

максимальное содержание количества

воды?

2. Какие вещества называются

гидрофобными?

3. Какая основная роль воды в клетке?

Взаимный диктант

Один ученик из пары читает свой

текст по предложениям, другой

пишет (диктуют друг другу так, как

диктует всему классу учитель, но без

предварительного чтения текста в

целом).

Другой ученик (т.е. тот, кто перед

этим писал) читает, а первый,

прежде диктовавший, пишет.

Потом каждый берет тетрадь своего

соседа (партнера) и без

заглядывания в карточку проверяет

написанный им диктант.

Открывают карточки и по карточкам

проверяют вторично, но уже вместе

— сначала один диктант, потом —

второй.

Допустивший ошибки под

контролем диктовавшего делает

устный разбор своих ошибок.

Каждый в своей тетради записывает

разбор своих ошибок.

Снова берут тетради друг друга, еще

раз все просматривают и ставят свои

подписи: «Проверял ……»,

«Проверяла «….».

1.Какое вещество используют для

определения содержания крахмала.

2.Одно из органических веществ, которое в

клетке используется как вещество запаса.

3.Химический элемент, содержание

которого в клетке 17%.

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в

клубнях картофеля.

5.Общее название солей, содержащихся в

клетке.

6.Органические вещества, необходимые в

клетке для получения энергии.

7.Группа веществ, к которым относятся

вода и минеральные соли.

8.Органические вещества, играющие

большую роль во всех жизненных

процессах клетки.

9.Что мы получим, добавив к размолотым

зернам пшеницы воду? 10.Растительный

белок, оставшийся после промывания теста.

11.Цвет воды с крахмалом после

добавления раствора йода.

12.Часть картофеля, в которой при

проведении лабораторной работы мы

обнаружили крахмал.

Или

пропущены буквы, необходимо вставить их

и объяснить значение термина:

Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка,

хл_р_пласт, хл_р_фи__, м_т_хондрия,

хр_м_пласт, ц_л_юлоза, п_гмент.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные

источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются

разнообразные приемы работы с текстом учебника:

1. найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;

2.уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение

“редактор”);

3.поставь вопросы к данному абзацу;

4.составь суждение по тексту параграфа...;

6.выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

6.расскажи по опорным словам (разверни информацию);

7.заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;

8.создай таблицу (сверни информацию) по ...;

9.составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы

изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

10.составь набор понятий темы...;

11.составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”,

следовательно”, “если, то”;

12.зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность

символов;

составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного

текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания

предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями,

законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами,

параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы

жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации

внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать

алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

Запишите тему, выделите ключевые слова.

Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

Приведите примеры.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе

актуализации знаний

Опыт показывает, что если ученики сами формируют цель, они добиваются большего, чем

запланировали. Повышению познавательного интереса способствуют такие методические

приемы, как «Привлекательная цель», «Определи тему и цель сам».

Прием «Определи тему и цель сам». Из предложенного текста учащиеся выделяют

главную мысль и формулируют тему и цель урока.

Пример. 6 класс. Тема «Расселение и распространение живых организмов»

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться.

Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем,

другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной

остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался

приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном

одиночестве.

Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной,

прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг

друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался

жадный старик себе смены».

- Почему дуб не дождался смены? (ответы детей: все ростки погибали под дубом, там

было тесно и темно)

- Что же нужно было сделать семенам? (ответы детей: семенам растений нужны новые

места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению).

Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь?

Мудрая природа придумала для этого много способов.

Как вы думаете, с каким явлением в жизни организмов мы сегодня будем знакомиться?

(ответы детей: с расселением и распространением организмов).

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе

проверки домашнего задания

Начало урока — это, чаще всего, проверка домашнего задания, и дети это не очень любят.

Но такие приемы, как «Верно-неверно», «Лови ошибку», «Горячий стул» позволяют мне

проверить знание материала, а в некоторых случаях создать игровую и соревновательную

атмосферу на уроке.

Прием «Верю – не верю». Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет повто-

рение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

Он помогает активизировать учащихся, подготовить, помочь им вспомнить все, что им

известно по данной теме. Учащиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит

узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или

противоречит их знаниям. Я этот приём использую при фронтальной работе, для того

чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Пример. 5 класс. Тема «Почва как среда обитания»

«Верите ли вы, что…»

- … почва и камень родственники?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … почва – наша кормилица?

Универсальный прием, который можно использовать на уроках по всем школьным

дисциплинам, - «Лови ошибку». В представленном учителем тексте ученики ищут

ошибки группой или индивидуально. Время выполнения задания заранее определяется

учителем. Этот приём активизирует внимание учащихся, формирует умение

анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически

оценивать полученную информацию.

Пример. 7 класс. Тема «Рыбы: внешнее и внутренне строение».

Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок.

Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн.

видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб

полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они

покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб

расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания.Как и у

ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Ответ:

1.

Рыбы – позвоночные животные.

2.

Современных видов рыб около 30 тыс. видов.

3.

Наука, изучающая рыб – ихтиология.

4.

Губы впервые в эволюции появляются у млекопитающих. У рыб губ нет.

5.

У рыб нет век.

6.

Ноздри рыб не предназначены для дыхания, они открываются в органы обоняния.

7.

У ланцетника нет боковой линии.

Прием «Горячий стул». К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу,

спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя

слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Пример. 5 класс. Тема «Увеличительные приборы».

Ученику предлагается определить по подсказкам учащихся части микроскопа.

Предметное стекло

Окуляр

Зеркало

Предметный столик

Регулировочные винты

Штатив

Объектив

Прием «Составь пары». Установите соответствие между первым и вторым столбиком.

Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

Пример. 8 класс. Тема «Строение и функции отделов головного мозга».

Задание: соотнесите отделы головного мозга с выполняемыми ими функциями.

Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

А) продолговатый мозг

1.

Обеспечивает согласованность движений, равновесия

тела и координацию движения.

Б) мозжечок

1.

Управляет сердечной деятельностью, дыханием,

пищеварением, обеспечивает защитные реакции:

чихание, моргание, кашель, рвоту.

В) средний мозг

1.

Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен

веществ и постоянство внутренней среды.

Г) промежуточный мозг

1.

Регулирует и контролирует работу всех органов,

отвечает за сознание, память, мышление, речь.

Д) большое полушарие

переднего мозга

1.

Расположены центры зрения и слуха, центры

мышечного тонуса и позы.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе

изучения нового материала

Повторить ранее изученное, найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё

это очень важно, но большое место в учебном процессе занимает этап изучения нового

материала. Никак не перестаю удивляться английской народной мудрости о коне и

водопое. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к

активной работе? Как научить его новому, не заставляя «пить насильно», а вызвав «жаж-

ду» к знаниям? Необходимо «...перестроить учебно-воспитательный процесс так, чтобы в

нем много времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная,

самостоятельная деятельность учеников». Наиболее эффективными методическими

приемами, побуждающими к самостоятельной деятельности, и способствующие

развитию навыков смыслового чтения: «Кластер», «Ты – мне, я – тебе», «Свой конспект –

своя опора», «Составь определение», «Шпаргалка для друга».

Прием «Кластер». Графическое отображение материала, показывающее внутренние и

внешние связи предметов и явлений. Я записываю тему урока как «сердцевину» кластера,

вместе с детьми формулируем и записываем вопросы, на которые в течение урока

обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в

процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и

анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и

делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей

систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение.Я

применяю его на этапе изучения нового материала, закрепления.

Пример. 5 класс. Тема «Организменная среда обитания»

Условия для жизни

Характеристика среды

Организменная среда обитания

Приспособления организмов для обитания в данной среде

Примеры организмов, населяющих среду бактерии грибы растения животные

растения бактерии грибы животные

Прием «Ты – мне, я – тебе».Ученики работают в парах или группах. Они

задают вопросы друг другу по теме урока. Данный приём повышает интерес к учебному

материалу и формирует умение формулировать вопросы.

Пример. 6 класс. Тема «Расселение и распространение организмов»

Задание: прочитать статью и составить вопросы. После этого играем в цепочку:

тот,

кто задает вопрос, может направить его любому в классе, а другой, ответив на

вопрос, задает свой вопрос следующему.

Расселение бактерий

Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были

бактерии. Бактерии – самая древняя группа организмов из тех, которые сейчас

существуют на Земле. Они давно живут на нашей планете - около 3,5

миллиардов лет. Когда бактерии появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни

растений. На протяжении почти миллиарда лет бактерии были единственными живыми

существами на Земле.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах

Антарктиды при температуре – 83

0

С и в горячих источниках, где температура достигает +

90

о

С, а также в знаменитом Мертвом море. Живут бактерии и в воде, и в продуктах

питания, и в воздухе, в организме человека и животных, куда они попадают вместе с

пищей и водой. Многие бактерии переносятся насекомыми и грызунами.

Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн

лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на

глубине нескольких километров – везде находили бактерии.

Прием «Свой конспект – своя опора». Ученик составляет конспект или план материала

учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа.

Пример 9 класс. Тема «Состав и структура сообщества».

В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель

предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный

вопрос или по данной теме.

Прием «Составь определение». Сформировать умение преобразовывать текстовую

информацию для дальнейшего использования. Учащиеся сами конструируют понятия,

сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

Пример. 6 класс. Тема «Фотосинтез».

Учащимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин

«фотосинтез» и составить из нихопределение.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе

обобщения и систематизации знаний

Практически во всех типах урока присутствует такой этап, как обобщение и

систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень

разнообразны: можно использовать такие же приемы, как и для проверки домашнего

задания, но я применяю еще и такие, как «Кроссворд», «Синквейн», «Допиши

предложения», «Составьте тест».

Прием «Кроссворд». Учащимся предлагается решить кроссворд по теме, составленный

учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много

терминов.

Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система человека».

Прием «Синквейн». Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

первая строка – тема;

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной

теме;

пятая строка – слово- синоним к теме синквейна.

Пример. 10 класс. Тема «Сущность жизни, основные свойства живого».

Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по

теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают

предложения.

Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система»

Допиши предложения

1.

Химическая переработка пищи во рту идёт с помощью …

2.

Механическая обработка пищи во рту идет с помощью …

3.

Подвижный механический орган во рту, покрытый слизистой оболочкой …

4.

Количество зубов у взрослого человека …, из них резцов - …, … - 4, малых

коренных - …, … - 12.

5.

В ротовую полость открываются протоки …

Прием «Составьте тест».Ученик составляет тест по изученной теме.Тип теста

определяется учителем или самостоятельно учеником.

Пример. 9 класс. Тема «Строение клетки»

Тест должен состоять из вопросов, на каждый из которых предусматривается 4 варианта

ответа.

1.

Какой органоид синтезирует АТФ:

1.

митохондрии 3) лизосомы

2.

аппарат Гольджи 4) рибосомы

2. Какие пластиды присутствуют в клетках животных:

1.

хлоропласты 3) лейкопласты

2.

хромопласты 4) не имеют пластид.

3. Небольшие округлые тела, внутри которых находятся ферменты, расщепляющие

белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты:

1.

лизосомы 3) клеточные включения

2.

рибосомы 4) ядро

Прием «Работа с таблицей». Пользуясь таблицей, выберите верные утверждения.

Пример 1. (Пример задания из сборника по подготовке к ОГЭ по биологии)

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов

позвоночных», выберите верные утверждения.

1) Из представленных в таблице млекопитающих наибольшую продолжительность жизни

имеет человек.

2) Из представленных в таблице птиц лебедь дольше всего проживет в зоопарке.

3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется.

4) Из представленных в таблице животных наименьшую продолжительность жизни имеет

колибри.

5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется.

Пример 2. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

Группа 1

Группа 2

корова

крокодил

собака

слон

овца

лев

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих

животных в группы?

1) покров тела 2) источник питания 3) одомашнивание 4) характер передвижения

На разных этапах урока с помощью таких приемов могут быть сформированы и развиты

коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные

действия. В книге А.Гина описано множество интересных приемов, а также приводится

способ их систематизации в виде «конструктора урока», в котором по вертикали распо-

ожены основные этапы комбинированного урока, а по горизонтали –названия приемов

обучения. Многие приемы педагогической техники, предложенные А. Гином, направлены

на развитие навыка смыслового чтения. В зависимости от выбранного типа урока, я

подбираю различные приемы. В представленной мною таблице я разместила те из них,

которые предлагаю своим ученикам на уроках и на занятиях по подготовке к экзаменам.

ВЫВОД:

Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков

смыслового чтения, помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить

учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл

прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать

положительную мотивацию к чтению. А для учащихся - это возможность освоения и

развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-

следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных

(формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе,

выступать с сообщениями) компетенций.



В раздел образования