Напоминание

дифференцированное обучение


Автор: Татьяна Васильевна Матвеева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ с.Сальское"
Населённый пункт: Дальнереченского района Приморского края
Наименование материала: урок по теме "Предлог как часть речи"
Тема: дифференцированное обучение
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАН - конспект урока

Тема: предлог как часть речи.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

образовательные:

углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги,

выявлять их функцию.

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка;

развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с

таблицами, кластерами.

Предметные:

-обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать

предлоги с другими частями речи;

-умение отличать предлоги друг от друга по значению.

Метапредметные:

-формировать умение различать предлоги и приставки.

Личностные:

развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку

через выполнение упражнений.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций.

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 2 изд-е – М.:

Просвещение.

Оборудование, дополнительные материалы. Слайд-презентация, листы

оценивания, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный этап.

( Слайд 1)

-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит

многое успеть. Вы готовы?

2.Этап целеполагания.

(Слайд 2)

Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет.

- О каких частях речи пойдет сегодня разговор? (служебных частях

речи). Какие служебные части речи вам известны?

(Слайд 3)

- О какой служебной части речи следующая загадка? Отгадайте загадку

и сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.

Ученики отвечают:

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

- Молодцы, ребята!

Тема урока - Предлог как часть речи

Подумайте, чему будем учиться сегодня. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ

УРОКА, ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ БУДЕМ НАУЧИТЬСЯ?

( Слайд 4)

Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей

речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

ПРОГОВОРИТЬ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.

РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ

2.

ОТЛИЧАТЬ ИХ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

3.

НА КАКИЕ ГРУППЫ ОНИ ДЕЛЯТСЯ

3 ЭТАП: Стадия осмысления

1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей

речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,

местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория

состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?

(самостоятельные и служебные)

Давайте вспомним, чем отличаются служебные части речи от

самостоятельных (знаменательных)?

(СЛАЙД 7)

НА СЛАЙДЕ ВЫ ВИДИТЕ ПРИЗНАКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И

СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. РАСПРЕДЕЛИТЕ В СООТВЕТСТВИИ С

ТЕМ, КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПРИЗНАК.

ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО ЦИФРЫ.

Раздаточный материал. 1- самостоятельные части речи;

2- служебные части речи.

Работа проводится в парах.

В результате коллективной работы делается вывод, что особенности

служебных частей речи таковы: (устно)

-А ТЕПЕРЬ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ЭТАЛОНУ. ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ.

ВСЕ СПРАВИЛИСЬ? КТО-ТО ДОПУСТИЛ ОШИБКУ? ОБЪЯСНИТЬ!

МОЖНО ПРИБЕГНУТЬ К ПОМОЩИ ДЕТЕЙ.

(СЛАЙДЫ 8,9)

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1) есть лексическое и

грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно

1) нет лексического и

грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами

предложения;

4) не употребляются без

самостоятельной части речи

Работа с листом оценивания №1

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

4.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ, ЧТО ВАЖНЫМ ИТОГОМ НАШЕЙ РАБОТЫ БУДЕТ

УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ. ДЛЯ ЭТОГО ПРИМЕНИТЕ ТЕ

ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ В ХОДЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ,

И ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1.

Мини-исследование текста по теме. (Учитель объясняет

последовательность действий). РАБОТАЕТ НА УМЕНИЕ

РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ

( СЛАЙД 10)

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них

наиболее употребительные (сколько раз повторяется каждый предлог в

тексте). Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения

отрывок?)

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот

склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и,

подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На

полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и

самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает

золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и

дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой

щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его

выражение тоски и ужаса.

(К, около, в, на, с, в, в, на, с, на, в)

Вывод:

-наиболее употребительными являются предлог В, НА

-Со словами какой части речи употребляются предлоги?

( сущ., мест.)

Ребята, на слайде вы видите предлоги. Подумайте, по какому принципу

распределены данные предлоги?

ВЫХОДЯТ НА СТРУКТУРУ ПРЕДЛОГОВ: ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ.

САМИ ДАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

ПРОСТЫЕ – ЭТО

СОСТАВНЫЕ - ЭТО

ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ ИЛИ СПРАВОЧНИКИ.

2.

Теперь выполняем упр.360 в тетрадях.

Те, кто хочет получить «5» упр. 360 – все задания;

Те, кто хочет получить «4» упр.360- задание1,2,3;

Те, кто хочет получить «3» упр. 360- задание 1.

На выполнение 5-7 минут

Проверяем выполнение.

3.

Выходим на понятие производные и непроизводные предлоги

путем анализа следующих предложений.

-Около калитки растет дуб.

-Они ходили вокруг да около.

-У калитки растет дуб.

-В течение всего урока ребята активно работали.

-В течении реки много порогов.

О правописании производных предлогом мы будем говорить на

следующих уроках.

Использую прием «Я – МЫ – ТЫ».

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги,

распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов,

выясните, какие из них наиболее употребительные (сколько раз повторяется

каждый предлог в тексте).

(Учащиеся с НУВ находят непроизводные предлоги).

Памятка: Непроизводные предлоги не образованы от других частей

речи:

в, на, за, от, к, с, через...

Производные предлоги возникли в результате перехода из

самостоятельных частей речи:

1. из существительных:

ввиду, вследствие, насчёт, при помощи...

2. деепричастий:

несмотря на, спустя, благодаря, не считая...

3. наречий:

около, после, возле, вдоль, мимо, внутри, согласно...

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку.

Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и

краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и

лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию,

заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по

два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его

во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя

порезался.)

4.

Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички,

придумайте название и создайте кластер. Это задание поможет нам

подвести итог урока. (Ребята по одному выходят к доске, берут

таблички и составляют кластер).

5.

Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи,

самостоятельные, служебные, имя существительное, имя

прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие,

предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые,

составные, по составу, по значению, по происхождению).

-На работу 5-7 минут.

6.

Контрольно-оценочный этап.

По составленному кластеру сделайте вывод о том, каких результатов мы

достигли.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

Заслушивание ответов.

Ответ: Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3. Научились распознавать предлоги, отличить от других частей речи.

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

7 этап. Домашнее задание. Упр.328 (Слайд 17)

Домашнее задание дается по уровням ( ученик с ВУВ, СУВ, НУВ)

Раздаточный материал

1 группа.

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у

каких частей речи предлоги находятся ?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой

шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом,

доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... ….

площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий

уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните,

какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот

склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и,

подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На

полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и

самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает

золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и

дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой

щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его

выражение тоски и ужаса.

3 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги,

распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов,

выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку.

Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и

краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и

лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию,

заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по

два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его

во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя

порезался.)

4 группа. Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички,

придумайте название и создайте кластер.

Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи,

самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное,

имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица,

непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению,

по происхождению).

Лист оценивания (Ф.И.)____________________________________________

+ или -

№ задания

«5»

«4»

«3»

не справился

1 задание

2 задание

__________________________________________________________________

_

Работа в группах.

+ или –

Активно работали

6 человек _____

5 человек _____

4 человека _____

3 человек _____

2 человека _____

1 человек _____

Дополнительное задание (распределительный диктант)

+ или –

полностью

частично

не справился

выполнил

задание



В раздел образования