Автор: Галеева Люция Сальмангалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Число имён существительных"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 3-м классе «Изменение имён
существительных по числам"
(по программе «Школа 2100»)
Галеева Люция Сальмангалиевна, учитель начальных классов
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Технология: деятельностный подход.
Место
и
роль
в
изучаемой
теме:
первый
урок
по
теме
«Число
имён
существительных».
Ц е л и :
организовать
деятельность
учащихся
по
восприятию,
осмыслению
и
первичному
запоминанию
новых
знаний;
сформировать
и
развить
ценностное
отношение
к
совместной
деятельности
по
определению
числа
имён
существительных.
Образовательные:
устойчивое
представление
об
изменение
имён
существительных
по
числам;
знакомые
орфограммы,
применять
правила
правописания на письме.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и
способам
решения
новой
задачи;
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающему миру; формировать умение проводить самооценку.
Познавательные: развивать умение ориентироваться в системе знаний, открывать
новое, опираясь на изученный материал; устанавливать причинно-следственные
связи;
развивать
навыки
построения
речевых
высказываний;
развивать
умение
осознанного применения теоретического знания на практике.
Регулятивные: определить и сформулировать тему и цель урока; ставить учебную
задачу и стремиться её выполнить; оценивать правильность выполнения своих и
чужих действий.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; развивать
умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблемы; уметь выражать свои мысли и прислушиваться к мнению других.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.
СЛАЙД
№1
(падающий
снег
+музыка)
Звучит
стихотворение
(см.
Приложение):
«
Воздушные как балеринки
Спускаясь с неба каждый раз
Танцуют белый вальс снежинки
И завораживают нас.
Присмотришься – и сердце радо
От волшебства и красоты». (Е.Кохан)
-- Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), а затем крупные
снежинки ( сели мальчики). И хотя на улице было холодно, снежинки, оказавшись
на земле, улыбнулись друг другу и сказали: «Добрый день!»
--
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок
принесёт
всем
нам
радость
общения,
а
нашими
помощниками
будут
сегодня
зимние слова.
-- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Чистописание.
Слайд № 2
--Какая буква очень похожа на снежинку?
( на слайде появляется буквы Жж)
--- Стала снежинкой буква Ж
Солнце её не растопит уже.
( на доске прописываются буквы Жж)
-- Напишите заглавную строчную буквы Жж 5 раз.
( на слайде появляются слова:
снежинка снежок снежный снежки снежинки)
-- Что можно сказать об этих словах? Какие ещё однокоренные слова знаете? Все ли
слова можно назвать однокоренными? (снежки, снежинки – изменение формы
слова) Какой корень? Что происходит в корне?
( однокоренные : выделить корень)
-- Какое слово лишнее? Почему? (снежный)
( остальные слова существительные, потому что отвечают на вопрос что?)
-- Напишите красиво слово снежный три раза.
III. Введение в тему урока.
--- Сегодня на уроке русского языка мы с вами продолжим по удивительной стране
Имя Существительное. Будем совершенствовать
свои умения и навыки, откроем
для себя новую тайну. А этого вспомним то, что уже знаем.
--- Какие признаки можно определить у имён существительных I столбика?
( род, одушевлённость)
---Какие признаки можно определить у существительных II столбика?
---А почему род определить трудно?
---Чем отличаются слова I столбика от слов II столбика?
(называют один предмет и много предметов)
--- А на каком уроке мы встречаемся с понятием « количество, число предметов»?
( на уроке математики)
--- В русском языке это понятие тоже есть. Какая часть речи обозначает предмет?
Значит мы можем сказать – число имён существительных.
--- Была одна снежинка, а стало - много снежинок.
--- Что случилось со словом снежинка?
(оно изменило свою форму)
--- Значит имена существительные могут изменяться.
IV. Целеполагание.
--- Назовите тему урока.
Слайд №3.( Изменение имён существительных по числам)
--- Ребята надо ли нам это знать? Зачем?
--- Поставьте цель. (1.Выяснить, как изменяются имена существительные по числам.
2. Чем они отличаются.)
(
на слайде появилась первая цель, потом вторая)
Слайд №4 ( Физминутка для глаз)
V. Открытие новых знаний.
1)--Отгадайте
загадки
и
запишите
отгадки
в
столбик
с
комментированием
орфограмм.
1.
Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю.
В лёд реки одеваю.
Белю поля, дома.
А зовут меня …(зима).
2.
Рыбам зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло.(лёд)
3.
У избы побывал,
Всё окно разрисовал.
У реки погостил
Во всю реку мост мостил.(мороз)
4.
Это что за потолок.
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий! (небо)
5.
Не сосите сорванцы ледяные леденцы
Сам глотаю я пилюльку
Потому что ел … ( сосульку).
6.
Во дворе катали ком
Шляпа старая на нём
Нос приделали и вмиг
7.
Зимой на ветке яблоко
Скорей его сорви.
И вдруг вспорхнуло яблоко (А как живётся птицам зимой?
Ведь это был…(снегирь). Как им помочь?)
8.
Не колючий светло-синий
По кустам развешан … (иней).
9.
До чего ж хорош мороз
Щиплет щёки, уши, нос!
Натяну на лоб ушанку,
Прокачусь с горы на…(санках) – санки
2) Слайд № 5 ( на слайде слова-отгадки)
---
Проверим!
--- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
---
Сколько предметов называет каждое слово? (один-един-единственное число)
--- Образуйте
существительные
называющие много предметов или множество
предметов.
--- Какие существительные у вас получились?
( Какие слова вызвали затруднения?
Почему?)
ВЫВОД:
--- В русском языке есть
имена существительные, которые имеют форму только
множественного числа или единственного числа.
--- В форме какого числа существительные 2 столбика? А первого столбика?
--- Чем отличаются единственное число и множественное числа? ( Окончанием)
--- Какой вывод можно сделать?
3) Слайд №6 (Вывод):
---
1)
Имена
существительные,
обозначающие
один
предмет,
в
форме
единственного числа (ед.ч.).
----2)
Имена
существительные,
обозначающие
много
предметов,
находятся
в
форме множественного числа (мн.ч.).
VI. Развитие учебно-языковых умений.
1) Слайд №7 (Орфографическая минутка).
--- Прочитайте стихотворение. О чём оно? Какое задание надо выполнить?
---Вставите буквы и назовите орфограммы.
( по щелчку вставляются только буквы)
--- В форме какого числа стоят существительные?
(по щелчку появляется снеговик)
8.
Слайд №8(Физминутка
).
2) Работа в парах.
--- Сейчас мы будем работать в парах.
--- На ваших столах карточки со словами.
--- Что вы можете рассказать об этих словах?
--- Как вы думаете, что мы будем с ними делать?
--- 1ряд выписывает им. сущ. ж.р.
2ряд---им.сущ. м.р.
3 ряд---им.сущ. ср.р.
--- Образуйте форму множественного числа, выделите окончания.
Взаимопроверка и парах (передайте тетрадь своему соседу).
----- Проверьте по слайду.
Слайд №9 (слова с выделенными окончаниями
)
--- А как лучше один друг или много друзей? Почему?
---У кого это задание вызвало затруднения? Какое?
--- Кто справился? Молодцы!
--- Какие окончания у имён существительных во мн.ч.?
( на слайде выскакивают буквы – окончания)
2) Выполнение упражнения 250.
--- Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного
числа.
--- Какой вывод можно сделать? Какие окончания могут быть у существительных во
множественном числе?
Вывод: Имена существительные во множественном числе имеют окончания ы,
и, а, я.
ИТОГ УРОКА:
---- Мы выяснили как изменяются имена существительные?
-----Как? (по числам)
----- Что обозначают имена существительные в единственном числе?
----- Что обозначают имена существительные во множественном числе?
------ Мы узнали, чем отличаются имена существительные в единственном числе
и во множественном числе?
----- Чем?
VII. Рефлексия.
Слайд №10 (Смайлики)
---А
сейчас
оцените
свою
работу
на
уроке
при
помощи
смайликов.
---А чтобы вы хорошо запомнили признаки имени существительного
снеговик
решил подарить вам памятки.
( из конверта вынимаются памятки и вручаются детям)
VIII. Домашнее задание.
--- стр.159 – правило выучить, упр. 257.
Слайд №10 (Спасибо за урок)