Напоминание

"Число имён существительных"


Автор: Галеева Люция Сальмангалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Число имён существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 3-м классе «Изменение имён

существительных по числам"

(по программе «Школа 2100»)

Галеева Люция Сальмангалиевна, учитель начальных классов

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Технология: деятельностный подход.

Место

и

роль

в

изучаемой

теме:

первый

урок

по

теме

«Число

имён

существительных».

Ц е л и :

организовать

деятельность

учащихся

по

восприятию,

осмыслению

и

первичному

запоминанию

новых

знаний;

сформировать

и

развить

ценностное

отношение

к

совместной

деятельности

по

определению

числа

имён

существительных.

Образовательные:

устойчивое

представление

об

изменение

имён

существительных

по

числам;

знакомые

орфограммы,

применять

правила

правописания на письме.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и

способам

решения

новой

задачи;

воспитывать

бережное

отношение

к

окружающему миру; формировать умение проводить самооценку.

Познавательные: развивать умение ориентироваться в системе знаний, открывать

новое, опираясь на изученный материал; устанавливать причинно-следственные

связи;

развивать

навыки

построения

речевых

высказываний;

развивать

умение

осознанного применения теоретического знания на практике.

Регулятивные: определить и сформулировать тему и цель урока; ставить учебную

задачу и стремиться её выполнить; оценивать правильность выполнения своих и

чужих действий.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; развивать

умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблемы; уметь выражать свои мысли и прислушиваться к мнению других.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.

СЛАЙД

№1

(падающий

снег

+музыка)

Звучит

стихотворение

(см.

Приложение):

«

Воздушные как балеринки

Спускаясь с неба каждый раз

Танцуют белый вальс снежинки

И завораживают нас.

Присмотришься – и сердце радо

От волшебства и красоты». (Е.Кохан)

-- Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), а затем крупные

снежинки ( сели мальчики). И хотя на улице было холодно, снежинки, оказавшись

на земле, улыбнулись друг другу и сказали: «Добрый день!»

--

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок

принесёт

всем

нам

радость

общения,

а

нашими

помощниками

будут

сегодня

зимние слова.

-- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Чистописание.

Слайд № 2

--Какая буква очень похожа на снежинку?

( на слайде появляется буквы Жж)

--- Стала снежинкой буква Ж

Солнце её не растопит уже.

( на доске прописываются буквы Жж)

-- Напишите заглавную строчную буквы Жж 5 раз.

( на слайде появляются слова:

снежинка снежок снежный снежки снежинки)

-- Что можно сказать об этих словах? Какие ещё однокоренные слова знаете? Все ли

слова можно назвать однокоренными? (снежки, снежинки – изменение формы

слова) Какой корень? Что происходит в корне?

( однокоренные : выделить корень)

-- Какое слово лишнее? Почему? (снежный)

( остальные слова существительные, потому что отвечают на вопрос что?)

-- Напишите красиво слово снежный три раза.

III. Введение в тему урока.

--- Сегодня на уроке русского языка мы с вами продолжим по удивительной стране

Имя Существительное. Будем совершенствовать

свои умения и навыки, откроем

для себя новую тайну. А этого вспомним то, что уже знаем.

--- Какие признаки можно определить у имён существительных I столбика?

( род, одушевлённость)

---Какие признаки можно определить у существительных II столбика?

---А почему род определить трудно?

---Чем отличаются слова I столбика от слов II столбика?

(называют один предмет и много предметов)

--- А на каком уроке мы встречаемся с понятием « количество, число предметов»?

( на уроке математики)

--- В русском языке это понятие тоже есть. Какая часть речи обозначает предмет?

Значит мы можем сказать – число имён существительных.

--- Была одна снежинка, а стало - много снежинок.

--- Что случилось со словом снежинка?

(оно изменило свою форму)

--- Значит имена существительные могут изменяться.

IV. Целеполагание.

--- Назовите тему урока.

Слайд №3.( Изменение имён существительных по числам)

--- Ребята надо ли нам это знать? Зачем?

--- Поставьте цель. (1.Выяснить, как изменяются имена существительные по числам.

2. Чем они отличаются.)

(

на слайде появилась первая цель, потом вторая)

Слайд №4 ( Физминутка для глаз)

V. Открытие новых знаний.

1)--Отгадайте

загадки

и

запишите

отгадки

в

столбик

с

комментированием

орфограмм.

1.

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю.

В лёд реки одеваю.

Белю поля, дома.

А зовут меня …(зима).

2.

Рыбам зиму жить тепло

Крыша – толстое стекло.(лёд)

3.

У избы побывал,

Всё окно разрисовал.

У реки погостил

Во всю реку мост мостил.(мороз)

4.

Это что за потолок.

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий! (небо)

5.

Не сосите сорванцы ледяные леденцы

Сам глотаю я пилюльку

Потому что ел … ( сосульку).

6.

Во дворе катали ком

Шляпа старая на нём

Нос приделали и вмиг

7.

Зимой на ветке яблоко

Скорей его сорви.

И вдруг вспорхнуло яблоко (А как живётся птицам зимой?

Ведь это был…(снегирь). Как им помочь?)

8.

Не колючий светло-синий

По кустам развешан … (иней).

9.

До чего ж хорош мороз

Щиплет щёки, уши, нос!

Натяну на лоб ушанку,

Прокачусь с горы на…(санках) – санки

2) Слайд № 5 ( на слайде слова-отгадки)

---

Проверим!

--- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

---

Сколько предметов называет каждое слово? (один-един-единственное число)

--- Образуйте

существительные

называющие много предметов или множество

предметов.

--- Какие существительные у вас получились?

( Какие слова вызвали затруднения?

Почему?)

ВЫВОД:

--- В русском языке есть

имена существительные, которые имеют форму только

множественного числа или единственного числа.

--- В форме какого числа существительные 2 столбика? А первого столбика?

--- Чем отличаются единственное число и множественное числа? ( Окончанием)

--- Какой вывод можно сделать?

3) Слайд №6 (Вывод):

---

1)

Имена

существительные,

обозначающие

один

предмет,

в

форме

единственного числа (ед.ч.).

----2)

Имена

существительные,

обозначающие

много

предметов,

находятся

в

форме множественного числа (мн.ч.).

VI. Развитие учебно-языковых умений.

1) Слайд №7 (Орфографическая минутка).

--- Прочитайте стихотворение. О чём оно? Какое задание надо выполнить?

---Вставите буквы и назовите орфограммы.

( по щелчку вставляются только буквы)

--- В форме какого числа стоят существительные?

(по щелчку появляется снеговик)

8.

Слайд №8(Физминутка

).

2) Работа в парах.

--- Сейчас мы будем работать в парах.

--- На ваших столах карточки со словами.

--- Что вы можете рассказать об этих словах?

--- Как вы думаете, что мы будем с ними делать?

--- 1ряд выписывает им. сущ. ж.р.

2ряд---им.сущ. м.р.

3 ряд---им.сущ. ср.р.

--- Образуйте форму множественного числа, выделите окончания.

Взаимопроверка и парах (передайте тетрадь своему соседу).

----- Проверьте по слайду.

Слайд №9 (слова с выделенными окончаниями

)

--- А как лучше один друг или много друзей? Почему?

---У кого это задание вызвало затруднения? Какое?

--- Кто справился? Молодцы!

--- Какие окончания у имён существительных во мн.ч.?

( на слайде выскакивают буквы – окончания)

2) Выполнение упражнения 250.

--- Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного

числа.

--- Какой вывод можно сделать? Какие окончания могут быть у существительных во

множественном числе?

Вывод: Имена существительные во множественном числе имеют окончания ы,

и, а, я.

ИТОГ УРОКА:

---- Мы выяснили как изменяются имена существительные?

-----Как? (по числам)

----- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

----- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

------ Мы узнали, чем отличаются имена существительные в единственном числе

и во множественном числе?

----- Чем?

VII. Рефлексия.

Слайд №10 (Смайлики)

---А

сейчас

оцените

свою

работу

на

уроке

при

помощи

смайликов.

---А чтобы вы хорошо запомнили признаки имени существительного

снеговик

решил подарить вам памятки.

( из конверта вынимаются памятки и вручаются детям)

VIII. Домашнее задание.

--- стр.159 – правило выучить, упр. 257.

Слайд №10 (Спасибо за урок)



В раздел образования