Автор: Старенченко Елена Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Нахабинская гимназия №4»
Населённый пункт: г.Нахабино Московскоой обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время
Старенченко Е.В., учитель начальных классов МБОУ «Нахабинская гимназия №4»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи –
вооружить обучающихся знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и
навыки, как основу учебной деятельности. Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть
образовательного процесса.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор,
свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка
занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе – это такое понятие, которое может
охарактеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или
физическая. Задачи внеурочной деятельности:
Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в
содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной
деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в
проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит
учителю.
С помощью проектной деятельности развивается критическое мышление, творческие
способности, навыки распознать, оценить и решить проблему. Это относится как к
старшеклассникам, так и к ученикам из младших классов. И хотя ученикам младших классов
непросто освоить проектную деятельность, но их необходимо привлекать к ней уже с первых
лет обучения. Ведь основные ценности, качества личности и характер отношений формируются
именно в этом возрасте. Если игнорировать этот факт и не придавать значения этому возрасту
как важному в формировании проектной деятельности, но нарушится последовательность
этапов обучения и многие школьники не могут в будущем освоить в полной мере этот вид
деятельности.
Этапы проектной деятельности.
Проектная деятельность детей из младшей школы состоит из 4-х основных этапов:
1.
мотивационный (преподаватель обозначает основную идею занятия,
а учащиеся
анализируют ее и предлагают свои решения);
2.
подготовительно-планирующий (ученики вначале при помощи педагога, а затем с
нарастающей самостоятельностью определяют тему, цели, задачи данного проекта, планируют
действия по достижению его целей и задач, выясняют, по каким параметрам будут оцениваться
результаты и качество совместной деятельности.);
3.
информативно-операционный (ученики занимаются сбором информации, постепенно
выполняя проектировочную деятельность; преподаватель помогает, корректирует их работу,
направляет советом и обеспечивает недостающими сведениями);
4.
оценочно-рефлексивный (школьники проводят презентации своих проектов, обсуждают
свою работу и работы товарищей, самостоятельно оценивают готовые проекты в письменной
или устной форме. Учитель участвует в анализе и оценке готовых работ учащихся).
Такая схема проектной деятельности позволяет ученикам, сталкиваясь с трудностями,
самостоятельно преодолевать их, развивает мышление, инициативу, волевые качества, которые
необходимо для получения хорошего результата.
При организации работы в начальных классах школы надо учитывать ряд особенностей
детей этого возраста, как психических, так и физических.
Выбор темы.
Начало работы предусматривает выбор темы. Темы я обычно беру из тех предметов,
которые изучают школьники, или из смежных тематик. Основной принцип выбора темы в том,
чтобы выбрать такую область, которая хорошо известна ученикам и важна для них.
Сбор информации.
В процессе разработки темы дети учатся собирать, хранить и свободно пользоваться
информацией. Сведения ребята ищут в различных источниках классического типа: школьная и
городская библиотеки, энциклопедии, экскурсии и другие самые разнообразные источники.
Можно использовать материалы с дисков и видеокассет.
Также нужно учить школьников использовать материалы их встреч с различного рода
специалистами, которые проводят в школах беседы. Надо учить детей анализировать
полученную информацию, задавать вопросы, записывать и запоминать сведения, которые
потом могу пригодиться им в их проектной деятельности. Экскурсии могут дать ребятам много
информации – о технической стороне процесса (например, экскурсия на трикотажную
фабрику). Учащиеся должны уметь пользоваться Интернетом для нахождения нужных им
данных.
Всю
собранную
информацию
школьники
должны
уметь
систематизировать,
распределить, она должна храниться в виде записей, графических изображений, ксерокопий.
Помимо этого, учеником необходимо научить использовать методы и приемы проектной
деятельности и в повседневной учебной деятельности. Для этого их почаще надо спрашивать о
том, какие по их мнению навыки им будут необходимы для успешного осуществления их
проекта; что нужно для того, чтобы овладеть ими; как можно научиться этим умениям и в каких
областях жизни можно будет применить эти навыки впоследствии.
Огромное значение имеет развитие у учеников младших классов умения осмысленного и
целенаправленного получения знаний и навыков, важных для конкретного проекта. Причем
важны самостоятельность поиска ими решений. Ни в коем случае нельзя навязывать
информацию извне, необходимо побудить в них познавательный интерес и поиск. Для этого
важно задавать им вопросы типа: «Какие знания вам нужны для успешного выполнения этого
задания? Где можно наиболее полно узнать о предмете изучения?» и т.д.
По времени каждый проект длится от одного до двух уроков, а иногда одну-две недели
как во время уроков так и внеурочно. Такие короткие по времени проекты подготавливают
школьников к более длительным заданиям – длящимся месяц, четверть, а иногда и полугодие.
Методы повышения активности.
Для повышения активности процесса познания учеником на уроках по проведению
исследовательской работы можно использовать:
загадки, шарады, логические и творческие задания, а также задачи-шутки и ребусы;
игровые путешествия, в ходе которых на урок к детям приходят герои сказок и других
художественных произведений;
взаимосвязь исследуемого материала с наглядным дидактическим материалом и яркими
зрительными образами;
игровые исследования, изучение фантастических объектов;
В ходе работы над проектным заданием с учениками младших классов я организую
тематические экскурсии, наблюдения во время прогулок за исследуемыми объектами,
различного вида опросы и интервью учениками конкретных людей, которые оценивают детские
проекты. Например, преподавателей, родителей, других участников проекта, школьную
медсестру и других лиц, которые могут участвовать в проектах типа: «Хлеб всему голова»,
«Лимонад: вред или польза?», «Пар, вода и снег», «Радуга», «Тайна природных явлений», «Что
плавает, а что – тонет?» и других.
У каждого проекта обязательно должно быть успешное окончание и результат, который
вызывает гордость. Ребенок должен ощущать, то вложенный им труд не пропал даром, а
результат превзошел все ожидания.
Прензентация проекта.
И наконец, последний завершающий этап, который заканчивает любой наш проект-это
защита или презентация проекта.
Обычно мы оформляем презентацию в форме:
˗
театрального представления;
˗
устного журнала;
˗
викторины типа «Что? Где? Когда?», включающей темы из нашего проекта;
˗
выставкой рисунков, скульптур или других поделок, связанных по теме с нашим
проектом;
˗
стенгазет, плакатов, брошюр или книг.
После завершения работы над каждым проектом дети делятся его результатами. Они
непременно должны слышать похвалу и одобрение. Так они обретают уверенность в себе и
учатся не бояться трудностей и препятствий, которых немало на пути начинающего школьника.
Полезно также ученикам проводить и самооценку своей работы – это помогает им
развить самокритику и видение перспектив развития своей исследовательской деятельности.
Презентацию ученикам помогаю сделать я, иногда привлекая родителей.
Презентация представляет собой выступление детей с рассказом о проделанной работе.
При этом для наглядности проводится выставка изделий, созданных детьми во время своей
проектной работы. После презентации изделия, изготовленные участниками проекта, можно
подарить людям, потребности которых исследовали ученики, знакомым и родным учащихся
или передать в детские сады.
Очень полезной бывает организация научно-практических конференций, на которых
можно продемонстрировать свою презентацию о проделанной работе.
Тех учащихся, кто особенно отличился при выполнении проектной работы, я награждаю
грамотами и дипломами, а также памятными подарками. При этом необходимо отметить и
похвалить каждого школьника, принимавшего участие в работе.
Можно разделить награды на номинации. Делать это необходимо с таким расчетом,
чтобы каждый созданный проект занял призовое место в какой-либо из номинаций. К примеру,
названия номинаций могут быть такими: «Юмористический проект», «Гражданский проект»,
«Медицинский проект» и другие.
Кроме индивидуальных призов обычно готовлю один общеклассный приз, поощряющий
весь класс. Это может быть экскурсия в планетарий, поход в лес и другие интересные занятия.
Работа с родителями.
В организации проектной деятельности учащихся младших классов большое значение
имеет контакт с родителями учеников. Главное-это построить свою работу так, чтобы родители
не выполняли работу детей вместо них, иначе становится бессмысленной сама идея проектной
работы учеников.
Родители могут помочь нужными сведениями, советом, проявить живой интерес к
работе детей. Такое участие лишь подстегнет любознательность и трудолюбие школьников и
поможет им добиться поставленной цели. Главное, чтобы не был нарушен принцип
самостоятельности в проектной деятельности младших школьников.
Для правильного информирования родителей важно проводить с ними беседы и
собрания, во время которых родители знакомятся с понятием проектной работы младших
школьников, ее сутью, целями и качествами, которые проектная деятельность вырабатывает у
детей. На таких собраниях родителям нужно объяснять, на какие этапы делится проектная
работа и как они могут поучаствовать в ней.
Участвуя в совместной работе над проектом, дети и родители учатся лучше понимать
друг друга, они становятся настоящими друзьями. Родители осознают, насколько велика
важность развития исследовательской деятельности среди детей. Любое дело в рамках
проектах,
которое
они
делают
вместе,
сближает
их
и способствует
возникновению
доверительных отношений.
Вместе они узнают, откуда взялись компьютеры, собирают информацию о советских
мультфильмах, о деревьях и животных, узнают, откуда взялись валенки и почему звезды светят
ночью.
В
итоге
получается
интересная
познавательная
работа,
сделанная
командой
преподаватель-ребенок-родитель.
К примеру, таким вышел наш проект «Девять рецептов ухи». Ученики вместе с
родителями собирали рецепты ухи, потом выбрали самый вкусный, получивший главный приз,
и приготовили эту уху во время похода.
«Я – исследователь».
Во время занятий дети проводят наблюдения, олимпиады, экскурсии, соревнования. При
помощи программы «Проектная деятельность» мной реализована в течение учебного года идея
развития у учащихся младших классов умения самостоятельно находить, сохранять и
использовать новую информацию т.е. формировала у младших школьников умение учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Проектная деятельность приносит свои плоды. В большинстве групп, занимающихся
работой над проектами, выделяется небольшая группа детей-лидеров, которые сами берут
управление проектом и контролем над качеством его выполнения и помощью отстающим.
В результате своего исследования я сделала вывод, что проектная работа больше всего
подходит для детей 3-4 классов. Дети в этом возрасте уже могут вполне осознанно делать
проекты, понимая их практическую и теоретическую ценность.
Во 2 – 4 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие
проекты, с которыми дети выходили на научно-практическую конференцию и занимали
достойные места: «Все профессии важны», «Кока-кола: вред или польза?», «Тайны мыльных
пузырей», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Гороховый конструктор», «Что такое танграм?»,
«Чудо-фартук для прабабушки».
Следует отметить, что проектная деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест
в учебном процессе нашей школы и используется как одно из средств развития познавательной,
творческой активности школьников.