Напоминание

«Передвижная выставка детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная методика профилактики употребления психоактивных веществ»


Авторы: Анисько Мария Андреевна, Алиева Марина Альбертовна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог; педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом детского творчества "Олимп"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Передвижная выставка детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная методика профилактики употребления психоактивных веществ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУ ДО Дом детского творчества «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга

«Передвижная выставка детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная

методика профилактики употребления психоактивных веществ»

Ключевые слова: передвижная выставка, профилактика употребления психоактивных

веществ, комплексная программа, творческий конкурс.

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является

создание условий, которые способствуют утверждению и развитию среди школьников

мотивации к здоровому образу жизни, препятствующим проявлениям аддиктивного

поведения учащихся.

Здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и

установок в поведении, которые легче выработать в детском и подростковом возрасте, чем

в дальнейшем исправлять во взрослом.

Однако, как показывает отечественный и международный опыт, мало сообщить о

пользе или вреде того или иного фактора для здоровья. Необходимо не простое

информирование

школьников,

а

определенный

психологический

подход

к

ним,

предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья

как одной из ценностей жизни. Только в этом случае, возможно, добиться не только

знаний, но и формирования повседневно применяемых навыков.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через

развитие

личности

формировать

установки

на

здоровый

образ

жизни,

делая

профилактическую работу интересной и результативной.

Сотрудниками отдела профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп»

Выборгского

района

Санкт-Петербурга,

разработаны

целый

ряд

программ

профилактической направленности, которая с успехом реализуется уже несколько лет в

разных дошкольных и школьных учреждениях города.

В поисках новых современных форм профилактической работы родилась идея

антинаркотического конкурса «МОЙ МИР». Конкурс явился саженцем, из которого

выросло

множество

плодотворных

проектов,

объединившихся

в

2020

году

в

комплексную программу по формированию ответственного отношения к здоровью и

жизни, профилактике девиантного поведения посредством создания социальной

рекламы детскими творческими коллективами «МИР, КОТОРЫЙ НУЖЕН МНЕ».

Программа

разрабатывалась

в

соответствии

с

«Концепцией развития

системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до

2025».

Основываясь

на

Концепцию,

главная

цель

комплексной

программы

формирование ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни детей,

подростков и молодежи.

Через участие в программе мы привлекаем подростков к

размышлениям над проблемой распространения и употребления психоактивных веществ

(табака, алкоголя, наркотиков), обращаем внимание на возможность влияния ПАВ на

качество и образ жизни. Кроме того, участие в программе - это возможность для учащихся

проявить свои творческие способности, реализовать познавательные интересы, заложить

фундамент своей будущей жизни.

В районном антинаркотическом конкурсе «Мой мир» участвуют школьники

средней и старшей школы. Ребята демонстрируют не только свой творческий потенциал,

но и свое видение, позицию в отношении проблем развития и социализации

подрастающей

личности.

По

завершению

конкурса

работы,

выполненные

на

остросоциальные темы оформляются в передвижную выставку.

За 14 лет набралась большая коллекция детских работ, которые показываются на

передвижных выставках в различных учреждениях Выборгского района.

Передвижная выставка проводится во время работы городских лагерей, «Дней

Здоровья», различных тематических встреч. Учитывая возрастные особенности ребят,

занятия включают игровые, соревновательные моменты, но в тоже время дают

возможность детям высказывать свою точку зрения, свою позицию по предлагаемым

вопросам, не только в дискуссии, но с помощью творческого образа.

По нашему мнению, инновационность выставки заключается в формате ее

проведения. Представьте себе, как зрители оказываются в музее детской социальной

рекламы. Весь процесс сопровождается специально подобранной музыкой. Специалисты

отдела бережно сформировали стенды в соответствии с различной тематикой («Семья»,

«Что значит быть здоровым?», «Вредные привычки: что с ними делать?», «Мой досуг»,

«Что такое счастье?» и т.д.). Дети с помощью специалиста погружаются в историю

конкурса,

как

он

родился,

на

что

он

направлен.

Формируется

безопасная,

и

исследовательская атмосфера. Зрители останавливаются у каждой работы и анализируют

ее вместе с педагогом-психологом: какой посыл хотел передать юный художник, о чем его

работа? Что мы видим еще, что чувствуем, находясь рядом с работой, какие выводы

можно сделать из пережитого опыта? Дети с интересом включаются в дискуссию,

высказывают свое мнение, делятся своими мыслями по жизненно важным вопросам. Дети

одновременно являются, как зрителями, так и жюри, так как им предоставляется право

оценить все работы и отметить стикерами самые запоминающиеся на их взгляд. А после,

зрители попадают на мастер-класс по социальной рекламе и уже сами, по желанию

выбирая подходящую тему, рисуют свои работы.

Создавая профилактическое занятие педагоги-психологи отдела профилактики

наркозависимости, исходили из того, что искусство развивает и укрепляет личность

ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «взрослым»

миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов

самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе создания творческого

образа, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптивные способности ребенка

к повседневной жизни. Поэтому воспитанникам оздоровительных лагерей мы предложили

не только посмотреть и оценить работы их сверстников, но и самим поучаствовать в

подобном конкурсе.

Большое

значение

имеет

и

взаимодействие

с

педагогами-воспитателями

оздоровительных лагерей, их заинтересованность и поддержка социальной и творческой

активности ребят. До и после занятий мы обсуждаем результаты с воспитателями,

мотивируем их на использование полученных воспитательных результатов в их

дальнейшей деятельности.

Критериями эффективности занятий с использованием передвижной выставки

детских работ профилактической направленности может служить интерес ребят к данной

выставке, активность участия в дискуссии и создании своих творческих работ на

заявленную тему.

Проведение такого занятия требует от специалистов высокой профессиональной

компетенции. Это должно быть умение вести дискуссию, не навязывая своего мнения, но

стимулируя обсуждение актуальных и острых вопросов, которые ставят дети и подростки

перед собой и взрослыми. Специалист, проводящий такое занятие должен правильно

преподносить информацию о ПАВ, об аддикции, учитывая возраст воспитанников, знать,

как эффективно преподносить социально направленные материалы.

Анисько Мария Андреевна,

социальный педагог, педагог-психолог,

Алиева Марина Альбертовна,

педагог-психолог.



В раздел образования