Авторы: Анисько Мария Андреевна, Алиева Марина Альбертовна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог; педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом детского творчества "Олимп"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Передвижная выставка детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная методика профилактики употребления психоактивных веществ»
Раздел: дополнительное образование
ГБУ ДО Дом детского творчества «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга
«Передвижная выставка детских конкурсных работ «Мой мир», как инновационная
методика профилактики употребления психоактивных веществ»
Ключевые слова: передвижная выставка, профилактика употребления психоактивных
веществ, комплексная программа, творческий конкурс.
В современном образовательном процессе жизненно необходимым является
создание условий, которые способствуют утверждению и развитию среди школьников
мотивации к здоровому образу жизни, препятствующим проявлениям аддиктивного
поведения учащихся.
Здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и
установок в поведении, которые легче выработать в детском и подростковом возрасте, чем
в дальнейшем исправлять во взрослом.
Однако, как показывает отечественный и международный опыт, мало сообщить о
пользе или вреде того или иного фактора для здоровья. Необходимо не простое
информирование
школьников,
а
определенный
психологический
подход
к
ним,
предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья
как одной из ценностей жизни. Только в этом случае, возможно, добиться не только
знаний, но и формирования повседневно применяемых навыков.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через
развитие
личности
формировать
установки
на
здоровый
образ
жизни,
делая
профилактическую работу интересной и результативной.
Сотрудниками отдела профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп»
Выборгского
района
Санкт-Петербурга,
разработаны
целый
ряд
программ
профилактической направленности, которая с успехом реализуется уже несколько лет в
разных дошкольных и школьных учреждениях города.
В поисках новых современных форм профилактической работы родилась идея
антинаркотического конкурса «МОЙ МИР». Конкурс явился саженцем, из которого
выросло
множество
плодотворных
проектов,
объединившихся
в
2020
году
в
комплексную программу по формированию ответственного отношения к здоровью и
жизни, профилактике девиантного поведения посредством создания социальной
рекламы детскими творческими коллективами «МИР, КОТОРЫЙ НУЖЕН МНЕ».
Программа
разрабатывалась
в
соответствии
с
«Концепцией развития
системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до
2025».
Основываясь
на
Концепцию,
главная
цель
комплексной
программы
–
формирование ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни детей,
подростков и молодежи.
Через участие в программе мы привлекаем подростков к
размышлениям над проблемой распространения и употребления психоактивных веществ
(табака, алкоголя, наркотиков), обращаем внимание на возможность влияния ПАВ на
качество и образ жизни. Кроме того, участие в программе - это возможность для учащихся
проявить свои творческие способности, реализовать познавательные интересы, заложить
фундамент своей будущей жизни.
В районном антинаркотическом конкурсе «Мой мир» участвуют школьники
средней и старшей школы. Ребята демонстрируют не только свой творческий потенциал,
но и свое видение, позицию в отношении проблем развития и социализации
подрастающей
личности.
По
завершению
конкурса
работы,
выполненные
на
остросоциальные темы оформляются в передвижную выставку.
За 14 лет набралась большая коллекция детских работ, которые показываются на
передвижных выставках в различных учреждениях Выборгского района.
Передвижная выставка проводится во время работы городских лагерей, «Дней
Здоровья», различных тематических встреч. Учитывая возрастные особенности ребят,
занятия включают игровые, соревновательные моменты, но в тоже время дают
возможность детям высказывать свою точку зрения, свою позицию по предлагаемым
вопросам, не только в дискуссии, но с помощью творческого образа.
По нашему мнению, инновационность выставки заключается в формате ее
проведения. Представьте себе, как зрители оказываются в музее детской социальной
рекламы. Весь процесс сопровождается специально подобранной музыкой. Специалисты
отдела бережно сформировали стенды в соответствии с различной тематикой («Семья»,
«Что значит быть здоровым?», «Вредные привычки: что с ними делать?», «Мой досуг»,
«Что такое счастье?» и т.д.). Дети с помощью специалиста погружаются в историю
конкурса,
как
он
родился,
на
что
он
направлен.
Формируется
безопасная,
и
исследовательская атмосфера. Зрители останавливаются у каждой работы и анализируют
ее вместе с педагогом-психологом: какой посыл хотел передать юный художник, о чем его
работа? Что мы видим еще, что чувствуем, находясь рядом с работой, какие выводы
можно сделать из пережитого опыта? Дети с интересом включаются в дискуссию,
высказывают свое мнение, делятся своими мыслями по жизненно важным вопросам. Дети
одновременно являются, как зрителями, так и жюри, так как им предоставляется право
оценить все работы и отметить стикерами самые запоминающиеся на их взгляд. А после,
зрители попадают на мастер-класс по социальной рекламе и уже сами, по желанию
выбирая подходящую тему, рисуют свои работы.
Создавая профилактическое занятие педагоги-психологи отдела профилактики
наркозависимости, исходили из того, что искусство развивает и укрепляет личность
ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «взрослым»
миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов
самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе создания творческого
образа, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптивные способности ребенка
к повседневной жизни. Поэтому воспитанникам оздоровительных лагерей мы предложили
не только посмотреть и оценить работы их сверстников, но и самим поучаствовать в
подобном конкурсе.
Большое
значение
имеет
и
взаимодействие
с
педагогами-воспитателями
оздоровительных лагерей, их заинтересованность и поддержка социальной и творческой
активности ребят. До и после занятий мы обсуждаем результаты с воспитателями,
мотивируем их на использование полученных воспитательных результатов в их
дальнейшей деятельности.
Критериями эффективности занятий с использованием передвижной выставки
детских работ профилактической направленности может служить интерес ребят к данной
выставке, активность участия в дискуссии и создании своих творческих работ на
заявленную тему.
Проведение такого занятия требует от специалистов высокой профессиональной
компетенции. Это должно быть умение вести дискуссию, не навязывая своего мнения, но
стимулируя обсуждение актуальных и острых вопросов, которые ставят дети и подростки
перед собой и взрослыми. Специалист, проводящий такое занятие должен правильно
преподносить информацию о ПАВ, об аддикции, учитывая возраст воспитанников, знать,
как эффективно преподносить социально направленные материалы.
Анисько Мария Андреевна,
социальный педагог, педагог-психолог,
Алиева Марина Альбертовна,
педагог-психолог.