Автор: Митькина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 89"
Населённый пункт: г. Новокузнецка, Кемеровской области
Наименование материала: методическая презентация к уроку литературы
Тема: Изучение тропов на уроке литературы в 6 классе
Раздел: среднее образование
ТРОПЫ
Составила:
Учитель русского языка и
литературы
Митькина Н.В.
МБОУ «ООШ № 89»
г. Новокузнецк.
Предназначено для урока литературы
в 6 классе.
Цели:
повторение основных видов тропов;
совершенствование навыков и умений различать
тропы в текстах художественного стиля;
продолжение работы по совершенствованию культуры
речи;
развитие навыков работы с текстом художественного
произведения;
формирование и закрепление в сознании учащихся
бережного отношения к родной речи через осознание
художественной ценности русского языка и
литературы.
Тропы –
это использование слов и
фраз в переносном значении.
Тропы делают речь более
образной , обогащают её.
Мета
́
фора — слово или выражение,
употребляемое в переносном значении, в
основе которого лежит сравнение
неназванного предмета или явления с
каким-либо другим на основании их
общего признака.
В саду горит костёр рябины красной.
(С.А.Есенин)
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках.
(С.Я.Маршак)
Эпитет
– это художественное определение,
выделяющее в предмете или явлении те его
качества, свойства или признаки, на
которые писатель хочет обратить особое
внимание.
Конструкция эпитета:
Прилагательное + существительное
Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
на печальные поляны льет печально свет она.
(А.С. Пушкин)
Олицетворение – изображение
неодушевленных предметов как
одушевленных, при котором они
наделяются свойствами живых существ:
даром речи, способностью мыслить и
чувствовать.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя:
то как зверь она завоет, то заплачет, как
дитя.
(А.С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом.
(М.Ю. Лермонтов)
Сравнение - образное выражение, построенное
на сопоставлении двух предметов, понятий или
состояний, обладающих общим признаком, за
счет которого усиливается художественное
значение первого предмета.
Простейшая форма сравнения выражается обычно с
помощью подсобных слов:
как, точно, будто, словно, подобно,
как бы, как будто, похож на .
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий
сахар лежит.
(Н.А. Некрасов)
Гипе
́
рбола
— стилистическая фигура
явного и намеренного преувеличения, с
целью усиления выразительности и
подчёркивания сказанной мысли.
В сто сорок солнц закат пылал.
(В.В.Маяковский)
Шаровары были в таких широких
складках, что если бы раздуть их, то в
них можно бы поместить весь двор с
амбарами и строением.
(Н.В.Гоголь)
Значение тропов в речи:
Усиление разнообразности ,
художественной
выразительности речи.