Автор: Трошина Нелли Викторовна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Суземская СОШ № 2 имени В. И. Денисова"
Населённый пункт: п.Суземка Брянской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по алгебре 7 класса в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Планируемые результаты освоения учебного предмета алгебра
Рабочая программа по учебному предмету « Алгебра » адресована
обучающимся 7 класса МБОУ «Суземская СОШ №2» имени
В.И.Денисова.
Разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»в редакции от 29.12.2017 года;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015)
3.Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение,2014
(Стандарты второго поколения).
4.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ
«Суземская СОШ №2». Утверждена приказом от 28 августа 2015 года №83.
5. Учебник " Алгебра Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просве-
щение,
2018)."соответствует
Федеральному
перечню
учебников,
утвержденному
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253.
6.Учебный план МБОУ « Суземская СОШ №2» на 2020-2021 учебный год. Основное
общее образование 5-9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета алгебра
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного
образовательного
стандарта,
определяет
общую
стратегию
обучения,
воспитания
и
развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
математики, которые определены федеральным государственным общеобразовательным
стандартом.
.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих цел
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном
обществе;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способн
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познаний действительности,
создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой
деятельности.
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в
старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин,
применения в повседневной жизни;
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения курса алгебры 7 класса учащиеся должны знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения, системы уравнений для
решения математических и практических задач;
как
с
помощью
свойств
функций описывать
реальные
процессы
и
приводить
примеры таких описаний;
как определяется понятие алгоритма; приводить примеры алгоритмов (описание
правил и действий в различных математических преобразованиях);
как выполняются доказательства в курсе алгебры 7 класса; проводить примеры
доказательств (доказательство формул, свойств).
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления, выражать из формул одну переменную через другую;
выполнять
основные
действия
со
степенями
с
натуральными
показателями;
многочленами;
разложение
многочленов
на
множители;
тождественные
преобразования целых выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
решать задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить
значения
функции,
заданной
формулой,
таблицей,
графиком
по
ее
аргументу;
находить
значение
аргумента
по
значению
функции,
заданной
графиком или таблицей;
строить графики изученных функций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выполнения
расчетов
по
формулам
(на
уроках
алгебры,
геометрии,
физики);
составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
нахождения конкретной формулы в учебнике, справочнике;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения раздела «Элементы логики, комбинаторики, статистики и
теории вероятности» учащиеся должны знать/понимать:
статистические
характеристики:
среднего
арифметического,
размаха
и
моды,
медианы и их использование для анализа и описания информации статистического
характера;
как связаны статистические характеристики между собой и с реальной жизнью,
приводить примеры статистических закономерностей.
Уметь:
проводить
несложные
доказательства,
получать
простейшие
следствия
из
известных
или
ранее
полученных
утверждений,
оценивать
логическую
правильность
рассуждений,
использовать
примеры
для
иллюстрации
и
контрпримеры для опровержения утверждений;
определять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств.
В направлении личностного развития:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических
задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,
в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии при решении задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке
науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и обыкновенную - в виде десятичной, записывать большие и малые числа с
использованием целых степеней десятки;
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями;
находить значения числовых выражений;
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью
величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с
использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область « Алгебра»
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять
подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять
тождественные преобразования рациональных выражений;
Решать линейные уравнения, системы линейных уравнений с двумя переменными;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
Изображать числа точками на координатной прямой;
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между
реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием
аппарата алгебры;
Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при
исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей»
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее
полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры
для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять
таблицы, строить диаграммы и графики;
Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с
использованием правила умножения;
Вычислять средние значения результатов измерений;
Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические
данные;
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
Выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
Распознавания логически некорректных рассуждений;
Записи математических утверждений, доказательств;
Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
Сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного
события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
Понимания статистических утверждений.
Содержание учебного курса
1.Повторение курса математики 6 класса (9часа).
2.Выражения, тождества, уравнения (21ч )
Числовые
выражения
с
переменными.
Простейшие
преобразования
выражений.
Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых
задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная
цель
-
систематизировать
и
обобщить
сведения
о
преобразованиях
алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
3.Функции(10ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле.
График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её
график.
Основная
цель
-
ознакомить
обучающихся
с
важнейшими
функциональными
понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
4. Степень с натуральным показателем (11часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х
2
, у=х
3
и их
графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными
показателями.
5. Многочлены (17 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов
на множители.
Основная
цель
-
выработать
умение
выполнять
сложение,
вычитание,
умножение
многочленов и разложение многочленов на множители.
6. Формулы сокращенного умножения (19 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а
2
- b
2
, (а ± b)
2
= а
2
± 2а b + b
2
, (а ± b)
3
= а
3
± За
2
b + За b
2
± b
3
, (а
± b) (а
2
а b + b
2
) = а
3
± b
3
. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях
выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в
преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
7. Системы линейных уравнений (15 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и
его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем
уравнений.
Основная
цель
-
ознакомить
обучающихся
со
способом
решения
систем
линейных
уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять
их при решении текстовых задач.
8. Повторение (5 часов)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за
курс алгебры 7 класса
Учебно-тематический план
№
п/п
Изучаемый материал
Кол-во
часов
Контрольные
работы
1.
Повторение.
9
1
2.
Выражения, тождества, уравнения
21
2
3.
Функции
8
1
4.
Степень с натуральным показателем
11
1
5.
Многочлены
17
2
6.
Формулы сокращённого умножения
19
2
7.
Системы линейных уравнений
15
1
8.
Повторение курса 7 класса
5
1
Итого
105
11
Тематическое планирование
по алгебре 7 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Дата по
факту
Повторение курса математики 6 класса
9
1.
Повторение «Вычисление значений выражений»
1
2.09
2.
Повторение темы «Положительные и отрицательные
числа »
1
4.09
3.
Повторение. Решение текстовых задач.
1
7.09
4.
Повторение. Коэффициент.
1
9.09
5.
Повторение. Подобные слагаемые.
1
11.09
6.
Повторение. Приведение подобных слагаемых.
1
14.09
7.
Повторение. Решение уравнений.
1
16.09
8.
Повторение. Решение задач с помощью уравнений.
1
18.09
9.
Стартовая контрольная работа.
1
Глава I. Выражения, тождества, уравнения
21
10.
Числовые выражения
1
11.
Выражения с переменными
1
12.
Выражения с переменными
1
13.
Сравнение значений выражений
1
14.
Сравнение значений выражений
1
15.
Свойства действий над числами
1
16.
Свойства действий над числами
1
17.
Тождества. Тождественные преобразования
выражений
1
18.
Тождества. Тождественные преобразования
выражений
1
19.
Контрольная работа №1 по теме «Числовые
выражения. Выражения с переменными»
1
20.
Уравнение и его корни
1
21.
Линейное уравнение с одной переменной
1
22.
Линейное уравнение с одной переменной
1
23.
Решение задач с помощью уравнений
1
24.
Решение задач с помощью уравнений
1
25.
Решение задач с помощью уравнений
1
26.
Среднее арифметическое, размах, мода
1
27.
Среднее арифметическое размах, мода
1
28.
Медиана как статистическая характеристика
1
29.
Решение задач по теме «Статистические
характеристики»
1
30.
Контрольная работа №2 «Уравнения.
Статистические характеристики»
1
Глава II Функции (8часов)
8
31.
Что такое функция
1
32.
Вычисление значений функции по формуле
1
33.
График функции
1
34.
Прямая пропорциональность и её график
1
35.
Прямая пропорциональность и её график
1
36.
Линейная функция и её график
1
37.
Линейная функция и её график
1
38.
Контрольная работа №3 по теме «Функции»
1
Глава III. Степень с натуральным показателем
(11 часов)
11
39.
Определение степени с натуральным показателем
1
40.
Умножение и деление степеней
1
41.
Умножение и деление степеней
1
42.
Возведение в степень произведения и степени
1
43.
Возведение в степень произведения и степени
1
44.
Одночлен и его стандартный вид
1
45.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в
степень
1
46.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в
степень
1
47.
Функции y = x ² и y = x ³ и их графики
1
48.
Функции y = x ² и y = x ³ и их графики
1
49.
Контрольная работа №4 по теме «Степень с
натуральным показателем»
1
Глава IV. Многочлены (17 часов)
17
50.
Многочлен и его стандартный вид
1
51.
Сложение и вычитание многочленов
1
52.
Сложение и вычитание многочленов
1
53.
Умножение одночлена на многочлен
1
54.
Умножение одночлена на многочлен
1
55.
Умножение одночлена на многочлен
1
56.
Вынесение общего множителя за скобки
1
57.
Вынесение общего множителя за скобки
1
58.
Вынесение общего множителя за скобки
1
59.
Контрольная работа №5 по теме «Многочлены.
Произведение одночлена на многочлен»
1
60.
Умножение многочлена на многочлен
1
61.
Умножение многочлена на многочлен
1
62.
Умножение многочлена на многочлен
1
63.
Разложение многочлена на множители способом
группировки
1
64.
Разложение многочлена на множители способом
группировки
1
65.
Разложение многочлена на множители способом
группировки
1
66.
Контрольная работа №6 по теме «Произведение
многочленов»
1
ГлаваV. Формулы сокращённого умножения (19
часов)
19
67.
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух
выражений
1
68.
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух
выражений
1
69.
Разложение на множители с помощью формул
квадрата суммы и квадрата разности
1
70.
Разложение на множители с помощью формул
квадрата суммы и квадрата разности
1
71.
Разложение на множители с помощью формул
квадрата суммы и квадрата разности
1
72.
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
73.
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
74.
Разложение разности квадратов на множители
1
75.
Разложение разности квадратов на множители
1
76.
Разложение на множители суммы и разности кубов
1
77.
Разложение на множители суммы и разности кубов
1
78.
Контрольная работа №7 по теме «Формулы
сокращенного умножения»
1
79.
Преобразование целого выражения в многочлен
1
80.
Применение различных способов для разложения
многочлена на множители
1
81.
Применение различных способов для разложения
многочлена на множители
1
82.
Применение преобразований целых выражений
1
83.
Применение преобразований целых выражений
1
84.
Применение преобразований целых выражений
1
85.
Контрольная работа №8 по теме
«Преобразование целых выражений»
1
Глава VI. Системы линейных уравнений (15
часов)
15
86.
Линейные уравнения с двумя переменными
1
87.
График линейного уравнения с двумя переменными
1
88.
Системы линейных уравнений с двумя
переменными
1
89.
Системы линейных уравнений с двумя
переменными
1
90.
Способ подстановки
1
91.
Способ подстановки
1
92.
Способ подстановки
1
93.
Способ сложения
1
94.
Способ сложения
1
95.
Способ сложения
1
96.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
97.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
98.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
99.
Решение систем уравнений различными способами
1
100.
Контрольная работа №9 по теме «Решение систем
линейных уравнений»
1
Повторение за курс 7 класса -5 часов
5
101.
Решение линейных уравнений
1
102.
Формулы сокращенного умножения
1
103.
Итоговый зачёт за курс 7 класса
1
104.
Итоговая контрольная работа
1
105.
Работа над ошибками
1