Напоминание

"Организация игрового аппарата аккордеониста на начальном этапе обучения"


Автор: Скиридонова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Кольская районная детская школа искусств"
Населённый пункт: город Кола Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация игрового аппарата аккордеониста на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Кольская районная детская школа искусств»

Кольского района Мурманской области»

Методическая разработка

Тема: Организация игрового аппарата аккордеониста

на начальном этапе обучения

Выполнила: Скиридонова Елена Евгеньевна,

преподаватель по классу аккордеона

Кола 2021

Содержание

Введение _______________________________________________________

Особенности посадки ____________________________________________

Особенности постановки рук ______________________________________

Начальные элементы аккордеонной техники ________________________

Заключение _____________________________________________________

Список литературы ______________________________________________

2

Введение

Для начинающих аккордеонистов одной их проблем является умение

приспособиться к инструменту. Успешное развитие техники немыслимо без

правильного выбора посадки учащегося, установки инструмента. Позднее в

процессе музыкального развития учащиеся находят каждый «свою» посадку,

что связано с их творческой индивидуальностью. «Постановка рук», как и

посадка будущего музыканта, формируется в процессе привыкания к

инструменту. Под этим термином принято понимать движение рук,

изменчивость различных положений их во время игры. Известно, что любое

действие требует физического усилия. Из этого следует, что свободное

состояние руки можно считать таким, когда она непринужденно двигаясь по

клавиатуре,

посредством

пальцев

находит

удобные

положения

для

выполнения посильных ей художественных и технических задач. «Рука

должна во время работы испытывать физическое удовольствие и удобство,

так же как слух должен испытывать все время эстетическое наслаждение».

(Н. Метнер). Выработка свободы рук – это сложный процесс, построенный на

ощущениях. Ученик должен «хорошо ощущать руку», «ощущать вес

пальцев». Отсутствие такого ощущения приведет к зажатости руки, поэтому

и надо основу естественных свободных игровых движений закладывать в

начальном периоде обучения. Необходимо научить ребенка находить

удобные

движения,

прислушиваться

к

своим

ощущениям,

учиться

чувствовать свои пальцы рук во время игры.

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте

является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент

знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по

пути освоения инструмента. Это, в свою очередь, предъявляет особые

требования к педагогу, а точнее, к его методике работы, к системе знаний и

навыков, передаваемых учащемуся. Именно к системе, что означает

определённый круг теоретических знаний и игровых навыков в строгой

логической последовательности от простого к сложному.

Правильная

постановка

игрового

аппарата

на

начальном

этапе

обучения очень важна, ведь от нее зависит возможность выразить в

исполнении художественный замысел, избежать зажима игрового аппарата, и

как следствие – дать толчок к большему развитию и усовершенствованию

технических способностей. Правильной считается та посадка, которая удобна

и создает максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость

инструмента.

3

Особенности посадки

Посадка и постановка рук при игре на аккордеоне играют одну из

ведущих ролей. Именно от правильной постановки игрового аппарата на

начальном этапе обучения во многом зависит будущий исполнительский

успех, возможность и способность более чётко и ярко выражать свои

художественные намерения.

Посадка и постановка обуславливаются главным образом характером

конкретно

исполняемой

музыки,

конструктивными

особенностями

инструмента, а также психологическими и анатомо-физиологическими

особенностями самого исполнителя.

Посадка в бытовом, житейском понимании предполагает ощущение

полной раскованности, комфорта, при котором ни руки ни ноги, ни сам

корпус человека не находятся в состоянии совершения целенаправленного

действия. Профессиональная же посадка требует определённого положения

всех частей тела, которое обусловлено характером производимой работы, и

сам

процесс

профессиональной

деятельности

вызывает

наиболее

рациональные и естественные движения.

На аккордеоне следует играть сидя на жёстком или полужёстком стуле,

расположившись примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна

позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста

требуется подставка под ноги, чтобы их ноги не висели в воздухе. Высота

стула должна примерно соответствовать росту музыканта.

Аккордеонист имеет три точки опоры: опора на стул и опора ногами на

пол – ноги для удобства опоры рекомендуется слегка расставить. Однако

если полностью ощущать свой вес на стуле, то можно обрести грузную,

«ленивую» посадку. Крайне необходимо ощущать ещё одну точку опоры – в

пояснице! Корпус при этом следует распрямить, грудь немного выставить

вперёд. Именно это ощущение опоры в пояснице придаёт лёгкость и свободу

движениям рук и туловища.

Инструмент

должен

стоять

устойчиво

на

коленях,

находясь

в

параллели с корпусом баяниста. Таким образом, клавиатура располагается на

правом, а мех на левом бедре. Клавиатура должна упираться в правое бедро,

а мех как бы свисает с левого. Левое бедро ни в коем случае не должно

препятствовать раздвижению меха.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно

хорошо отрегулировать плечевые ремни. Два плечевых ремня подгоняются в

соответствии с телосложением исполнителя. Левы ремень должен быть

короче правого. Излишне свободные ремни могут привести к тому, что

аккордеон будет висеть на них, а не стоять на коленях. Практика показывает,

4

что наиболее приемлемой подгонкой плечевых ремней следует считать

такую, при которой между корпусом аккордеона и исполнителем можно

свободно провести ладонью.

В последнее время всё более широкое распространение получает

ремень, который соединяет плечевые ремни на уровне поясницы. Это

новшество

можно

только

приветствовать.

Поскольку

ремни

теперь

приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. Рабочий

ремень левой руки также подгоняется с учётом того, чтобы рука могла

свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем и при разжиме и при

сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь –

корпус

инструмента.

Иногда

для

большей

устойчивости

аккордеон

придерживают подбородком. Этого делать не следует, так как из-за этого

происходит зажатие шейных мышц, что отрицательно сказывается на общей

свободе движений при исполнении. Можно использовать подобный приём

лишь в некоторых случаях, например при тремоло мехом. Конечно,

рациональная установка инструмента ещё не гарантирует достижения успеха

в исполнении. Но для достижения идеала звучания и звукоизвлечения

аккордеон и исполнитель должны вместе составить единый гармоничный

художественный организм.

Особенности постановки рук

О постановке рук при игре также написано немало методической и

прочей литературы, но на практике можно часто увидеть неверное

положение рук при исполнении, которое неизбежно ведёт к зажатиям или

даже к профессиональным заболеваниям.

Так в чём же секрет правильной постановки рук? В сущности, это

наиболее рациональное движения рук. Рука ставится не для фиксации своего

положения, а для того чтобы правильно извлекать звуки. Нельзя заниматься

«постановкой» рук для красивого позирования фотографу. Этот процесс

должен происходить в работе по усвоению всего комплекса музыкально-

исполнительских навыков: над гаммами, арпеджио, а также над этюдами,

пьесами и т.д. Правая и левая рука имеют свои индивидуальные особенности

(способности).

Основным критерием правильной постановки рук является природная

естественность и целесообразность движений. Если в свободном падении

опустить руки вдоль туловища, то пальцы приобретут естественный

полусогнутый вид. Такое их положение не вызывает ни малейшего

напряжения в области кистевого аппарата. Согнув руку в локте, можно

обрести исходную позицию для игры на аккордеоне.

5

Левая рука, разумеется, имеет некоторое отличие в постановке, однако,

ощущение свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечья и плеча

должно быть одинаковым для обеих рук. Плечо и предплечье создают

хорошие условия для контактов пальцев с клавиатурой, они должны

помогать пальцам и кисти рук работать с минимальными затратами.

Правая клавиатура должна быть в поле зрения аккордеониста. Она

должна занимать такое положение, которое бы обеспечило спокойную

работу правой руки без лишнего изгиба запястья. Кисть правой руки должна

представлять собой несколько округлое положение, как будто в руке

находится какой-либо округлый предмет (яблоко, мячик). Локоть правой

руки должен располагаться таким образом, чтобы пальцы не ложились

плашмя на клавиши, но в тоже время локоть не должен быть слишком

приподнят, что смотрится очень не эстетично и мешает исполнению

сложных техничных произведений.

Важно обратить внимание на то, чтобы кисть правой руки не

повисала

безвольно, а являлась как бы естественным продолжением

предплечья. Тыльная сторона кисти и предплечье образуют почти ровную

линию. Одинаково вредны статичные положения руки с выгнутым или

вогнутым запястьем.

Предплечье необходимыми движениями помогает работе кистевого

аппарата. Плечевой сустав у аккордеонистов обычно менее активен. Иногда

есть

возможность

использовать

«тонизирующие»

смены

положений

плечевого сустава левой руки путём исполнения длительного тремоло мехом.

Поднимая и опуская локоть, мы тем самым подключаем в работу новые

группы мышц и даём время отдохнуть другим.

Большой палец левой руки располагается горизонтально на корпусе,

так как не участвует в игре. В правой руке задействованы все пять пальцев.

Они всегда занимают одинаковое положение на клавиатуре. На левой руке

кисть может занимать два положения:

связано с игрой басов и трезвучий,

связано с игрой гаммаобразных пассажей или арпеджио.

На начальном этапе обучения у многих учащихся пальцы во время

игры прогибаются между второй и третьей фалангой. В таком случае

рекомендуется играть глиссандо каждым пальцем поочерёдно. Уловив

нужное ощущение в пальцах правой руки, учащийся успешно перенесёт его в

пальцы левой руки.

Очень важно, чтобы, несмотря на большую физическую нагрузку и

определённые неудобства, игровой аппарат ощущал свободу. Необходимо

6

подчеркнуть, что хороший исполнитель всегда чувствует себя хозяином

инструмента, ему играть удобно и легко.

У

некоторых

аккордеонистов

во

время

исполнения

зачастую

задерживается дыхание. Это говорит об излишнем напряжении и даже

некоторой скованности. Вряд ли стоит специально заботиться о ровном

дыхании, но важно, чтобы оно было естественным, незатруднённым, ведь

организм во время исполнения нуждается в повышенном притоке кислорода.

В процессе исполнения возможны и различные движения корпуса и

даже

самого

аккордеона,

которые

зависят

от

характера

музыки

и

темперамента самого исполнителя.

Артистичное исполнение вызывает и определённую мимику. Всё это

имеет немаловажное значение, поскольку аккордеонист сидит лицом к

публике,

поэтому

и

посадка

и

мимика

должны

быть

эстетически

привлекательными. Ещё французский композитор – клавесинист Ф. Куперен

советовал музыкантам некоторое время поиграть перед зеркалом. Мимика

должна соответствовать содержательной стороне музыки, ведь исполнитель,

слившись

с

инструментом

образует

единый

организм.

Разумеется,

специально заучивать мимику не нужно, следует лишь избавляться от гримас

и

от

каменно-непроницаемого

выражения

лица.

Самое

естественное

выражение

лица

во

время

исполнения

его

одухотворённость,

сосредоточенность на исполняемом музыкальном произведении.

Можно встретить аккордеонистов, обладающих подвижной пальцевой

техникой, но играющих сумбурно, неровно, нервозно. Совершенно очевидно

в таких случаях, что одной физиологической подвижности мало. Для того

чтобы быстро и точно играть, необходимо также быстро и чётко мыслить.

Мысль не должна отставать от пальцев – в противном случае автоматизм

может привести к тому, что пальцы запутаются. Свобода психики и аппарата

даёт гораздо большую уверенность в технически сложных местах (равно как

и наоборот).

Таким

образом,

при

посадке

очень

важным

остаётся

умение

распределять энергию, направлять её в нужное русло. Несмотря на большие

физические нагрузки при игре, надо научиться расслаблять во время игры

работающие мышцы, избегать статических напряжений, не закрепощать

корпус, шею, следить за отсутствием напряжения в области гортани. Публика

не должна замечать физических усилий. Тяжёлый, изнурительный труд

никогда не выглядел эстетически привлекательно. Девиз «лёгкость и

свобода!» должен быть всегда актуален, и особенно на начальном этапе

обучения, когда закладываются основы посадки и постановки.

7

Начальные элементы аккордеонной техники

Вся техника аккордеониста может быть подразделена на мелкую

(пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику

звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается исполнитель-

аккордеонист, начиная с прикосновения к клавише, можно назвать техникой.

На начальном этапе работы можно выделить следующие элементы

исполнительской техники.

Взятие одного звука.

Принципы звукоизвлечения достаточно просты: подушечки пальцев должны

чётко осязать каждую нажимаемую клавишу. Необходимо воспитать

бережное отношение к каждой клавише, к извлечению одного тона – так

называемой «молекулы» музыкального звука.

Последовательное исполнение двух или нескольких нот в одной

позиции.

Последовательность

пальцев

может

быть

разнообразной.

Правильно

подобранная

аппликатура

помогает

добиться

большей

активности

и

ритмической чёткости. При этом крайне необходимо следить, чтобы замах

пальцев был минимален.

Гаммообразные пассажи, выходящие за пределы одной позиции.

Прежде чем говорить об исполнении последовательно двух или более нот в

одной позиции, нужно уяснить, что такое позиция. Игра в позиции – это

исполнение группы нот в определённой части звукоряда без перемещения

руки вдоль клавиатуры. При игре на аккордеоне пассажи исполняются тремя

способами организации аппликатуры:

подкладыванием пальцев;

перекладыванием пальцев;

последовательным расположением пальцев.

Перекладывание пальцев чаще применяется при восходящем движении,

подкладывание – при нисходящем (это в большинстве случаев, хотя

встречаются и обратные варианты). Последовательное расположение пальцев

применяется и в восходящем, и в нисходящем движении. Игра в позиции

предполагает аппликатуру с последовательным расположением пальцев,

каждое подкладывание или перекладывание пальца переводит кисть в новую

позицию. От регулярной работы над гаммами игровой аппарат обретает

хорошую

техническую

форму

и

практически

готов

к

исполнению

большинства встречающихся из подобного рода пассажей. Гамма должна

звучать легко, красиво. Необходимо следить за ровностью штрихов,

нюансов, за слаженным дуэтом обеих рук и за качеством звука. Следует

избегать толчков, особенно при смене меха, а также при смене позиций.

8

Чтобы не ощущалась смена позиций, нужно, нажав клавишу, сразу же

подготовить другой палец

для

нажатия

следующей клавиши. Кисть

объединяющим движением должна помогать свободной работе пальцев. При

этом важным фактором является активное движение предплечья, которое

должно задавать тон пальцам, а нив коем случае не отставать от них.

Игра двойными нотами.

Под двойными нотами понимается игра различными интервалами: от

секунды до октавы, а иногда и больше. Наиболее часто встречающимися

интервалами являются терции. Есть специально написанные этюды на

отработку интервальной техники игры, состоящие преимущественно из

различных интервалов. При исполнении интервалов идёт воздействие на

целую группу кистевых мышц, так как в их исполнении участвуют два

пальца. Очень многое в успешном исполнении интервалов зависит также от

удобно подобранной аппликатуры.

Аккорды.

Аккорды играются при активном замахе кисти. Аппликатура в

аккордах может быть статичной (например, игра только тремя пальцами:

большим, средним и мизинцем – на тонические трезвучия) или меняющейся

(на обращения аккордов). Играть аккорды– не простая задача. Исполнение

отдельных аккордов имеет свои особенности. Во-первых, нужно строго

относиться к одновременной атаке всех звуков аккорда, чтобы не было

арпеджирования или так называемого «кваканья». Во-вторых, слуховой

контроль должен быть обращён и на одновременное снятие, особенно при

игре на piano. Нужно приспособиться к своему инструменту, знать все его

акустические особенности.

Переносы руки и скачки.

Это, в сущности, один и тот же элемент, разница лишь во времени: перенос

руки делается обычно не спеша (на него обычно бывает достаточно времени),

а скачки исполняются в быстрых темпах. Одним из условий точного

попадания на нужную клавишу является «предслышание» соответствующего

звука. Когда исполняются различные интервалы в пределах октавы, то

пальцы уже автоматически правильно берут необходимый интервал. При

выполнении скачка рука описывает своеобразную дугу между двумя точками

(Г. Нейгауз называл эту дугу кратчайшим расстоянием между двумя

клавишами). Пальцы во время перемещения руки могут едва касаться

клавиатуры.

Тем

самым

достигается

экономия

в

движениях

и,

соответственно, во времени. Аккордеонист имеет право при исполнении

скачка посмотреть на правую клавиатуру. Посмотреть же на левую у

аккордеониста

практически

нет

возможности.

Поэтому

для

лучшей

9

ориентации можно сделать на некоторых кнопках отметки: ямочки и

насечки.

Заключение

В данной работе были рассмотрены общие подходы к

организации

игрового аппарата аккордеониста на начальном этапе обучения.

Успешное освоение всех тонкостей техничного исполнения зависит от

правильной посадки и постановки рук, которые должны прививаться с

первых же занятий на аккордеоне. Педагог должен следить и контролировать

посадку и постановку руки пока ученик сам не усвоит эти основные правила,

пока навык правильной посадки и постановки не будет доведён до

автоматизма.

В посадке очень важно следить за тем, чтобы ученик сидел на самом

краю стула, чтобы аккордеон стоял прочно на коленях, а не болтался между

ног. Важно также и то, чтобы высота стула, размер инструмента, натяжение

ремней соответствовали росту и комплекции учащегося, чтобы не возникало

дискомфорта при исполнении.

Такие же закономерности есть и для постановки руки при исполнении.

Необходимо держать руку под определённым углом к клавиатуре, чтобы она

не свисала и не была слишком высоко занесена над клавишами. Ученик

должен иметь возможность в трудных по исполнению местах подглядывать

на правую клавиатуру.

В работе было выделено несколько элементов техники для начального

этапа освоения инструмента. Это начиная с исполнения отдельных звуков и

заканчивая исполнением нескольких звуков, аккордов (многоголосия).

Каждый из этих элементов имеет свои особенности и тонкости при

исполнении, особенности аппликатуры. Необходимо для каждого учащегося

персонально выбрать комплекс упражнений и этюдов для развития тех или

иных технических элементов. При разучивании специальных упражнений и

этюдов идёт разработка кистевых мышц, выработка автоматического навыка

исполнения того или иного элемента техники. Всё это в дальнейшем

способствует более быстрому и эффективному результату при разучивании

различных музыкальных произведений.

Роль правильного подхода к организации игрового аппарата очень

важна.

Это целенаправленная техническая работа, которая предшествует

конечному результату – публичному выступлению.

10

Список литературы

Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М., изд. В. Катанского, 2004.

Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1, Изд. Музыка, М. 1994г.

Двилянский М.Самоучитель игры на аккордеоне, «Советский композитор»,

М., 1988г.

Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. Методическое пособие, М. Музыка,

2004г.

Иванова Аз. Руководство игры на аккордеоне, изд. «Музыка», Л.,1990г.

Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.,1998.

Фридрих Липс. Искусство игры на баяне.- М.: Музыка, 1985

Говорушко П. Основы игры на баяне. Л.: Госуд. Муз. Изд-во, 1963.

Хрестоматия аккордеониста, Изд. «Музыка», М., 1990г.

Лазарева А.Д. Учимся играя: пособие для преподавателей, детей и родителей

Харьков: Крок, 1997г.

11



В раздел образования