Автор: Соловьева Наталия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ имени Н.А.Некрасова
Населённый пункт: город Почеп, Брянская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Чичиков - господин средней руки"
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Чичиков – господин средней руки»». Анализ 1 главы.
Методические
приемы:
контроль
знаний
учащихся,
беседа
с
учащимися
по
вопросам,
выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» — самого крупного и
наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.
Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет—с осени
1835 г. по осень 1841 г.
Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина.
Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после
окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами»,
отдал ей все свои силы.
По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к
«Ревизору». Гоголь в «Ревизоре» рассказал суровую правду о чиновническом
произволе, о взяточничестве, царившем во всех уголках России.
В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не
только чиновников, но и помещиков — тогдашних «хозяев жизни».
Сюжет произведения прост— поездка Чичикова с целью покупки у
помещиков мёртвых душ — был очень удобен для того, чтобы вывести
разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников,
с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои
сделки по покупке мёртвых душ.
Таким образом, не внешняя история—
приключения Чичикова — составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей
России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души.
Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением
разнообразных типов «Мёртвых душ»— помещиков и чиновников. В поэме
показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о
народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне.
Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая
душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к
родине и веру в её великое будущее.
Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического
общества в поэме показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с
глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству
помещиков и чиновников- плутов Русь. Величественным образом Руси —
необгонимой тройки», несущейся вперёд, — заканчивается поэма.
1.
Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
Манишка – накрахмаленный нагрудник.
Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
Будочник – нижний полицейский чин.
Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
Полицеймейстер – начальник полиции города.
Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
Бостончик – бостон, карточная игра.
Финифть – эмаль по металлу.
Пассаж – случай, происшествие.
2.
План к первой главе
1. Въезд Чичикова в город.
2. Гостиница и комната Чичикова.
3. Общая зала и обед.
4. Улица и городской сад.
5. Визиты.
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие:
создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию
самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры
речи, развитию интереса к изучению поэмы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
1. Въезд Чичикова в город.
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
Что Гоголь пишет о Чичикове?
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком
тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова.
Чичиков — человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного
приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на
себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает,
что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических выражениях передаёт, как о Чичикове
благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём
веку.
2. Гостиница и комната Чичикова.
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как
бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая
гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с
барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед.
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены,
выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу
спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням
приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный
потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели
всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором
сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену,
писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и
везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город,
вообще типичные явления русской жизни).
- Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец
соленый).
4. Улица и городской сад.
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен,
ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
- Далее следует городской пейзаж, как он описан?
( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного
города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными
жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и
городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами.
Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал
другим губернским городам»).
- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился,
благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных
дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
- Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера,
откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского
архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок
собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой
добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке?
( с лишком два)
- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе
щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им
со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо
трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска
и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом.
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед
подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:
одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или
такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
- Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро;
толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их
не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла
поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову.
- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на
самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём
герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную
завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим,
что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей
современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он
разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них
скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только
на основе изучения её.
5. Рефлексия.
6.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и
воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?