Напоминание

Технология модульного обучения в системе развивающего обучения


Автор: Миронова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №529 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Технология модульного обучения в системе развивающего обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Технология модульного обучения в системе развивающего обучения

Миронова Н.В.

Целью данной работы было изучить применение технологии модульного

обучения на уроках алгебры в 8 классе.

Задачи:

1.

Развивать коммуникативные навыки.

2.

Развивать регулятивные навыки: научить целеполаганию, контролю и

оценки своей деятельности.

3.

Сформировать у всех учащихся устойчивые познавательные интересы

и способы их удовлетворения своими силами.

В начале работы была проведена входная диагностика на основе

анкетирования.

Анкета

1. Я изучаю алгебру

1) потому, что интересно

2) чтобы получить оценку

3) чтобы стать хорошим специалистом

2. В качестве контроля предпочитаю

1) тест

2) ответ у доски

3) беседу с учителем

3. На уроке мне нравится

1) решать задачи

2) слушать объяснение учителя

3) самостоятельно изучать материал по учебнику и выполнять упражнения

4. Я предпочитаю

1) когда учитель решает примеры и задачи

2) самостоятельно разбирать новые задачи

3) выполнять практические работы в течение всего урока

5. Мне нравится

1) узнавать историю открытий, интересные факты из жизни учёных

2) проводить математические расчёты

6. Мне нравится

1) работать в группе

2) работать самостоятельно

7. Если мне попадётся трудная задачка, то я

1) приложу все усилия для её решения, потому что можно ощутить радость

2) приложу все усилия для её решения, чтобы получить похвалу учителя

3) решать не буду, потому что всё равно не получится

8.Я считаю свои знания по алгебре

1)

низкими

2)

средними

3)

высокими

Сущность блочно - модульного обучения.

Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения.

Модульная технология известна с 1972 года. Основы модульной технологии рассмотрены

в общепедагогической и дидактической литературе.

Основная идея:

Учащийся должен учиться сам.

Учитель осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать,

координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Модульное обучение позволяет достичь полного усвоения базисного компонента

содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с

интересами и склонностями ученика.

Сформировать у всех учащихся устойчивые познавательные интересы и способы

их удовлетворения своими силами.

Развивать интеллект, память и речь учащихся.

Научить коммуникативным умениям.

Сформировать умения осуществлять самопознание на основе рефлексии.

Теоретические основы модульного обучения

1.Модульное обучение базируется на деятельностном подходе.

Разрабатывая задания для учащихся, необходимо ориентировать их на цель,

организовать действия по ее принятию,

включить в задания самоконтроль и самооценку.

Все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности.

2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения. Реализация этой

теории осуществляется путем:

дифференциации содержания и дозы помощи ученику;

организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной,

групповой, в парах смешанного состава.

3. Модульное обучение использует программированное обучение:

четкие действия каждого ученика в определенной логике;

активность и самостоятельность действий;

индивидуализированный темп;

постоянное подкрепление путем сличения хода и результата деятельности;

самоконтроля и взаимоконтроля.

4. Теория проблемного обучение

организация обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку их

решения, что обеспечивает развитие личности школьника.

5. Рефлексивный подход.

Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем

обучения:

Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах.

Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не

только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Ученик в

письменной форме получает от учителя советы:

а) где найти учебный материал;

б) как овладеть им (выучить, составить конспект, схему и т. д.)

в) как проверить правильность выполнения.

Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с

учащимися. Он общается с ними как посредствам модулей, так и непосредственно

с каждым индивидуально.

Каждый работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию,

планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать

работу с отдельными учащимися путем консультирования каждого из них,

дозированной персональной помощью.

Преимущества модульного обучения

В традиционном образовательном процессе заложены неразрешимые

противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным

способом присвоения знаний, а также между преобладающими в школе

объяснительно-иллюстративными способами преподавания и необходимостью

обеспечения деятельностного характера учения. Решить эти противоречия

позволяет модульное обучение.

Использование на уроках алгебры модульной технологии обучения направлено на

достижение следующих целей:

1.

активизация учебного процесса;

2.

повышение уровня усвоения изучаемого материала;

3.

мотивация учения;

4.

развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;

5.

развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески,

самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать,

анализировать и обобщать их.

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им

объединены в одно целое.

Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика –

это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все

этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит

динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога –

от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей.

Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.

Что же дает модульное обучение?

Анализ опыта работы позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный

уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и

эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной

познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную

консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить

пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует

мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения, что поможет им

стать востребованными личностями в дальнейшем.

В результате выходной диагностики были получены следующие результаты:

Методические рекомендации

Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы

курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ),

поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель

(ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ).

На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной

дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается

каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной

деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные

преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее

положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую

значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение

полученных результатов.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически

построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его

результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1. Четкая организация всего учебного процесса;

2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;

3. Сочетание словесных, наглядных методов;

4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение,

взаимоконтроль;

6. Вера учителя в способности ученика.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие

узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под

руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают

материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы,

конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется

большая предварительная работа.

Во-первых, тщательно прорабатывается весь учебный материал темы для каждого урока в

отдельности; выделяются главные основополагающие идеи и формулируется для

учащихся интегрирующая цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик

должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определяется содержание, объем и последовательность учебных

элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбирается дополнительный материал, наглядные пособия, технические

средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Затем пишется методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в

количестве, соответствующем количеству учеников в класс.

Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Она

включает в себя:

- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для

учащихся на уроке);

- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих

программе курса;

- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые

представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся

овладевает различными приемами самообразовательной работы);

- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений

и навыков, полученных на уроке;

- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения

заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической

тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и

самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в

зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения,

степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Контроль учителя.

Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяется

контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

• системный анализ урока;

• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);

• итоговый контроль (по результатам четвертей).

Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет,

творческие работы.

Список литературы

1. Шамова, Т.И. Основы технологии модульного обучения / Т.И.

Шамова, Л.М. Перминова Химия в школе. – 1995. – №2.

2. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А.

Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989.

3.

Рудницкая, С.В. Модульное обучение как целостная система:

автореф. дис. … канд. пед. наук.– СПб., 1996.

4. Галковская, И.В. Самостоятельная познавательная деятельность в

системе модульного обучения: автореф. дис ... канд. пед. наук. – СПб., 1996.

Приложения

Структура программы. Алгебра 8 класс

Тема

Модули

Уроки

Неравенства

1. Числовые неравенства

3-7

2.Неравенства с одним неизвестным.

8-11

3.Системы неравенств.

12-18

Приближенные числа

1. Погрешности приближения.

19-25

2. Практические приемы вычислений.

26-29

Квадратные корни

1.Арифметический квадратный корень

30-34

2.Свойства квадратного корня.

35-43

Квадратные уравнения

1.Квадратные уравнения и его корни.

44-48

2. Решение квадратных уравнений. Приведенные

квадратные уравнения. Теорема Виета.

49-54

3. Уравнения, сводящиеся к квадратным.

55-60

4. Системы квадратных уравнений.

61-66

Квадратичная функция

1. Свойства квадратичной функции.

67-74

2. График квадратичной функции.

75-82

Квадратные

неравенства

1. Аналитический и графический способы

решения.

83-88

2. Метод интервалов.

89-94

Пример модуля.

Тема «Квадратные уравнения»

Модуль 2. Решение квадратных уравнений. Приведенные квадратные уравнения. Теорема Виета.

(6 уроков)

УЭ,

время

Учебный материал с

указанием задания, оценка

Руководство по усвоению

знаний, домашнее задание

УЭ- 0,

1 урок

Цель

дать

определение

формулы корней квадратного

и

приведенного

уравнений.

Формулировка теоремы Виета

и теоремы, обратной теоремы

Виета.

Записать подробный конспект.

ДЗ - Прочитать §§28-29

учебника, ответить на вопросы,

разобрать задачи, выучить

формулы.

УЭ-1

1 урок

Цель

научить

решать

простейшие

квадратные

и

приведенные

квадратные

уравнения

с

применением

формул

корней

квадратного

уравнения.

Входной контроль –СР.

№ 435(1,3,5)

Ответы на вопросы и формулы

§§28-29

Смотри задачи №1,2 §28

№ 437(1,3)

№ 450(1,3,5)

№ 455(1,3)

Оценка

3 – только (1) из всех №№ (4 б)

4 – (1,3) из всех №№ ( 8 б)

5 – все решено (10 б )

Смотри задачу №1 §29

Смотри задачу №3 §29

ДЗ - 435(2,4,6), 437(2,4),

450(2,4,6), 455(2,4)

УЭ-2

1 урок

Цель

применяя

свойства

дискриминанта

научиться

определять

число

действительных

корней

квадратного уравнения.

№ 438(1,3)

№ 439(1,3,5)

№ 441(1,3)

№ 442

№ 444(1,3)

Оценка

3 – только (1) из всех №№ (4 б)

4 – (1,3) из всех №№ ( 8 б)

5 – все решено (10 б )

Смотри конспект и задачи 3,4

§28

Умножить обе части на

наименьшее общее кратное

D>0- два, D=0- один,D<0- нет

Смотри задачу 5 §28

ДЗ – 438(2,4),439(2,4,6), 441(2,4),

443, 444(2,4)

УЭ-3

1 урок

Цель

закрепить

навыки

решения

приведенного

квадратного

уравнения

и

использования теоремы Виета.

1 уровень 2 уровень

№ 456(1,3) № 456(3,5)

№ 457(1,3,5) № 460(1,3)

№ 458(1,3,5) № 461(1,3)

№ 459(1,3) №463

Оценка

1 уровень

3 – только (1) из всех №№ (4 б)

4 – (1,3) из всех №№ ( 8 б)

5 – все решено (10 б )

2 уровень

4 – (1,3) из всех №№ ( 5 б)

5 – все решено (7 б )

Смотри задачу 5 §29 и обратную

теорему

Смотри формулу 5 §29

Смотри задачу 7 §29

ДЗ

1 уровень 2 уровень

№ 456(2,4) № 456(4,6)

№ 457(2,4,6) № 460(2,4)

№ 458(2,4,6) № 461(2,4)

№ 459(2,4) №462(4)

УЭ-4

1 урок

Цель

отработать

навыки

решения

квадратных

уравнений разного типа.

Ученики, набравшие 25-30

баллов помогают ученикам,

набравшим меньше 25 баллов -

разбирают нерешенные задачи,

домашнее задание и проводят

одновременно опрос на знание

формул. Самую слабую группу

забирает учитель.

УЭ-5

1 урок

Цель

проверить

знания,

навыки

и

умения

решения

квадратных уравнений

Выходной контроль –

самостоятельная работа.



В раздел образования