Автор: Бреева Яна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №59 "Перспектива"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Родительское собрание " Мой ребенок становится трудным"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным…»
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое
поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с
проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими
детьми.
Форма проведения: Дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии:
1. Что вы понимаете под словами «трудный ребёнок»?
2. Как вы думаете, почему ребёнок становится «трудным»? (Это результат
семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или ещё что-то?)
3. Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их
решаете?
4. Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с
детьми, нужны решительные меры или ждать, что ребёнок перерастёт?
5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить
родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
6. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими людьми и искать у
них помощи или, бороться, не вынося мусор из избы?
Подготовительная работа к собранию:
- Тестирование учащихся.
- Подготовка рекомендаций по воспитанию трудного ребёнка.
Ход собрания
1.
Вступительное слово
Уважаемые родители!
Я рада снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания
«Мой ребёнок становится трудным» Слайд 1.
Повестка нашего собрания Слайд 2.
1.
Мой ребенок становится трудным.
2.
Анализ успеваемости за 3 четверть 2020 учебный год.
3.
Программный материал 4 четверти. Завершение учебного года.
4.
Разное.
Поводом выбора темы собрания послужили наблюдения за учащимися
нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении
друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок –
самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый… В
попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребенка мы порой
отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в
пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим
ребенком происходит что-то «не то»: любимое чадо становится неуправляемым,
не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки,
говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу:
1
«Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами».
Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить
о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он
действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и
людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым,
правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о
том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким
уровнем
интеллекта и
обострённым чувством справедливости
. Если они выходят из
повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Слайд 3.
Родители высказывают свои предположения.
Обобщим ваши высказывания. Зачитать учителю. Слайд 3 (анимация)
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не
обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- не хочет учиться;
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом.
Итак, это портрет трудного ребёнка.
Давайте все вместе подумаем над
причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того
чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести
результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме.
2.
Итоги анкетирования.
Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Итоги анкетирования в виде диаграммы проецируются на экран и
одновременно комментируются учителем.
2
Анкета для учеников:
1.
Если ты задержался после школы, то:
А) твоё объяснение опоздания выслушают;
Б) на твоё опоздание не обратят внимания;
В) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то
А) ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты;
В) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
А) отругают;
Б) посочувствуют;
В) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А) молчать;
Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо ,ты:
А) согласишься с этим;
Б) промолчишь;
В)будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели. ты своих обидчиков:
А) простишь, если они попросят прощения;
Б) молча проглотишь обиду;
В) накажешь своих обидчиков при удобном случае.
Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, т.е. он может не
быть трудным, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы
затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
Главными
причинами
появления
трудных
детей
может
являться
следующее: Слайд 10.
- нет контакта с родителями;
- непонимание в семье;
- неприятие ровесниками;
- влияние улицы, телевизора;
- мало занимаются детьми, не уделяют должного внимания;
- ребёнок рождается таким;
- частые скандалы в семье.
Трудный ребёнок – это, прежде всего, неуправляемый ребёнок. С
причинами детской неуправляемости вы можете познакомиться на памятках
SOS.
SOS
Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
3
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе,
если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для
эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям
взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его
природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за :
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым,
чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми
обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Как же себя вести с трудным ребёнком: Слайд 11, 12, 13.
А сейчас вашему вниманию предлагаю некоторые типичные ситуации,
требующие вашего разрешения. (Всё индивидуально
).
Ваши действия,
прокомментируйте. Слайд 14, 15, 16.
Итак, целью сегодняшней беседы было – проанализировать свои подходы к
воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного
ребёнка.
Итог – Слайд 17.
4
SOS Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе,
если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для
эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям
взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его
природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым,
чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми
обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Меры воспитательного воздействия:
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом;
авторитете - к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу.
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье,
родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный
метод воспитания» А.С. Макаренко
5