Напоминание

Формирование социально активной и развитой личности


Автор: Соловьева Софья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Концепция формирования личности на основе взаимодействия духовно-нравственного развития и развивающего обучения
Тема: Формирование социально активной и развитой личности
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 18

Концепция формирования личности на основе

взаимодействия духовно-нравственного

развития и развивающего обучения.

Разработал:

Учитель начальных классов

Соловьева Софья Павловна

2017 год

Концепция формирования личности, разработана на основе взаимодействия

духовно-нравственного развития и развивающего обучения.

«Счастье — это внутреннее состояние цельной личности».

Анхель де Куатье.

«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен

уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок

почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира».

Д. И. Писарев

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый

гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми

правами и свободами, несет равные обязанности. В соответствии с

вышесказанным на мой взгляд воспитание развитой личности является

основной задачей воспитания и обучения.

ЛИЧНОСТЬ — это

человек как общественное и природное существо,

наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В

психологии

понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1.

Любой человек, обладающий сознанием. 2.Человек, обладающий таким

уровнем психики, который делает его способным управлять своим

поведением и психическим развитием.

Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л.

Рубинштейн).

Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является

объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых —

субъектом познания, общения и деятельности.

Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что

субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует

активность, самостоятельность субъекта, преобразующую функцию психики

по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности

могут быть использованы для построения теоретической модели личности

как системы.

Личность можно представить как систему в виде шести форм

активности: переживание, деятельность, поведение, общение,

самоуправление, восприятие.

Почему данная концепция основывается на сочетании духовно-

нравственного развития и развивающего обучения?

Развивающее обучение заключается в ориентации учебного процесса

на потенциал возможности человека и на их реализацию. Теория

развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А.

Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и

др.

Развивающее обучение базируется на 3 основных принципах обучения:

- диалогичность;

- проблемность;

- индивидуализация.

Основная идея данного обучения заключается в том, что обучение

ведет за собой развитие.

Развивающее обучение – это формы и методы обучения,

ориентирующиеся на развитие физических, познавательных и

нравственных способностей учащихся путём использования их

потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.

Теория начала формироваться в конце 1950-х — 1970-е годы в

работах Л.

В.

Занкова, Д.

Б.

Эльконина, В.

В.

Давыдова, в трудах которых

эта проблема изложена наиболее фундаментально.

Обучение является ведущей движущей силой психического развития

ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и

других способностей. Продвижение в развитии становится условием

глубокого и прочного усвоения знаний. Ярче и полнее раскрыть способности

ребенка позволяет работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка.

Под зоной ближайшего развития ребенка понимается та область действий и

задач, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но это по

его силам, и он сможет с этим справиться при четком руководстве

преподавателя. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого,

завтра уже будет относиться к внутреннему достоянию ребенка, будет его

новой способностью, умением, знанием.

Таким образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка.

Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие

дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности,

принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами,

осознание ребенком процесса учения и многие другие.

В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся

задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении

специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы

решения, новых способов действия. В отличие от традиционного метода

обучения, в развивающем обучении на первом месте выступает не только

актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и

выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана

решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем

использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей

между известным и неизвестным. Следовательно, уже в процессе обучения

обучающийся поднимается на новую ступень развития как

интеллектуального, так и личностного.

Роль преподавателя заключается в организации учебной деятельности,

которая направлена на формирование познавательной самостоятельности,

развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется посредством вовлечения

учащегося в различные виды деятельности.

Вовлекая ученика в учебную деятельность, преподаватель направляет

педагогическое воздействие, которое основывается на учете ближайшей

зоны развития ребенка, на возникновение и совершенствование знаний,

умений и навыков.

Центральным звеном развивающего обучения является

самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая

основана на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои

действия в соответствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик усваивает

конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами

действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

В духовно-нравственной консолидации российского общества, его

сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении

социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни

в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему

своей страны, образованию отводится ключевая роль.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,

трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации,

искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко

духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере

общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом

школьной жизни.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу

взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими

субъектами

социализации – семьей, общественными организациями, религиозными

объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и

спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия

является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся.

Концепция

определяет:

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

детей и молодежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе которых

возможна

духовно-нравственная

консолидация

многонационального

народа Российской Федерации;

основные социально-педагогические условия и принципы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция духовно-нравственного развития охватывает различные

сферы развития обучающихся:

- в сфере личностного развития воспитание обучающихся.

- в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и

воспитание обучающихся.

- в сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие

и воспитание обучающихся.

Данные две концепции направленны на развитие учащихся, но именно

в своем взаимодействии они направленны на разносторонне развитие

личности.

Целью концепции формирования личности на основе взаимодействия

духовно-нравственного развития и развивающего обучения

является, создание в школе условий для развития социально активной

личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую

активность и гражданственность.

Указанная цель требует решения ряда задач:

1) создание условий развития и воспитания творческой

индивидуальной личности ребенка;

2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в

котором они живут, и способов самоопределения в них;

3)

содействие

формированию

сознательного

отношения

ребенка

к

своему

здоровью

как

естественной

основе

умственного,

физического,

трудового и нравственного развития;

4)предоставление

учащимся

возможностей

выбора

творческой

деятельности и способов ее реализации;

5) усиление культурной, духовной, гражданской направленности

общего образования в целях повышения адаптивных возможностей

школьников;

6) развитие научных основ в изучаемых предметах.

Принципы концепции развития и воспитания личности:

нравственный пример педагога;

социально-педагогическое партнерство;

интеграции программ духовно-нравственного воспитания и

развивающего обучения;

социальная востребованность воспитания;

Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает

отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития,

стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.

Принцип природосообразности - предполагает, что образование

должно основываться на научном понимании естественных и социальных

процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека

как её неотъемлемой части; развивать у неё" ответственность за дальнейшую

эволюцию ноосферы в целом и самого себя.

Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование

должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных

общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной

национальной и региональной культуры.

Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает

воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует

навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и

культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть

направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном

самоопределении в социальном окружении.

Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие

только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и

оказывает влияние на всю систему.

Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома,

найти своё место в семье-школе.

Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается

в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой

ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения

продвижения вперёд, достижения поставленной цели.

Принцип творческой самодеятельности.

Принцип обратной связи.

Принцип здравого смысла.

Демократизм.

Дисциплина и порядок.

Стимулирование и вознаграждение.

Данная концепция обучения и воспитания предлагает свое понимание

содержания параметров социально активной и развитой личности.

Социально активная и развитая личность – это культурный,

воспитанный человек, являющийся не только с психологической точки

зрения личностью, но и научившийся развиваться и самообразовываться с

различных сторон: духовной, научной, творческой, политической,

гуманистической, патриотической. Личность, умеющая самостоятельно

оценивать ситуацию и принимать решения для дальнейшего разрешения

проблемных ситуаций.

Методы реализации:

- межпредметные связи,

- внеклассные мероприятия,

- беседа,

- урок,

- классный час

- ролевые игры.

Деятельность, используемая для достижения цели:

диагностическая,

учебно-познавательная,

трудовая,

общественно-полезная,

эстетическая,

художественно-творческая,

ценностно-ориентировочная,

спортивно-оздоровительная,

коррекционная.



В раздел образования