Автор: Соловьева Софья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Концепция формирования личности на основе взаимодействия духовно-нравственного развития и развивающего обучения
Тема: Формирование социально активной и развитой личности
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 18
Концепция формирования личности на основе
взаимодействия духовно-нравственного
развития и развивающего обучения.
Разработал:
Учитель начальных классов
Соловьева Софья Павловна
2017 год
Концепция формирования личности, разработана на основе взаимодействия
духовно-нравственного развития и развивающего обучения.
«Счастье — это внутреннее состояние цельной личности».
Анхель де Куатье.
«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен
уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок
почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира».
Д. И. Писарев
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый
гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми
правами и свободами, несет равные обязанности. В соответствии с
вышесказанным на мой взгляд воспитание развитой личности является
основной задачей воспитания и обучения.
ЛИЧНОСТЬ — это
человек как общественное и природное существо,
наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В
психологии
понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1.
Любой человек, обладающий сознанием. 2.Человек, обладающий таким
уровнем психики, который делает его способным управлять своим
поведением и психическим развитием.
Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн).
Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является
объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых —
субъектом познания, общения и деятельности.
Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что
субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует
активность, самостоятельность субъекта, преобразующую функцию психики
по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности
могут быть использованы для построения теоретической модели личности
как системы.
Личность можно представить как систему в виде шести форм
активности: переживание, деятельность, поведение, общение,
самоуправление, восприятие.
Почему данная концепция основывается на сочетании духовно-
нравственного развития и развивающего обучения?
Развивающее обучение заключается в ориентации учебного процесса
на потенциал возможности человека и на их реализацию. Теория
развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А.
Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и
др.
Развивающее обучение базируется на 3 основных принципах обучения:
- диалогичность;
- проблемность;
- индивидуализация.
Основная идея данного обучения заключается в том, что обучение
ведет за собой развитие.
Развивающее обучение – это формы и методы обучения,
ориентирующиеся на развитие физических, познавательных и
нравственных способностей учащихся путём использования их
потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.
Теория начала формироваться в конце 1950-х — 1970-е годы в
работах Л.
В.
Занкова, Д.
Б.
Эльконина, В.
В.
Давыдова, в трудах которых
эта проблема изложена наиболее фундаментально.
Обучение является ведущей движущей силой психического развития
ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и
других способностей. Продвижение в развитии становится условием
глубокого и прочного усвоения знаний. Ярче и полнее раскрыть способности
ребенка позволяет работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка.
Под зоной ближайшего развития ребенка понимается та область действий и
задач, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но это по
его силам, и он сможет с этим справиться при четком руководстве
преподавателя. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого,
завтра уже будет относиться к внутреннему достоянию ребенка, будет его
новой способностью, умением, знанием.
Таким образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка.
Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие
дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности,
принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами,
осознание ребенком процесса учения и многие другие.
В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся
задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении
специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы
решения, новых способов действия. В отличие от традиционного метода
обучения, в развивающем обучении на первом месте выступает не только
актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и
выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана
решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем
использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей
между известным и неизвестным. Следовательно, уже в процессе обучения
обучающийся поднимается на новую ступень развития как
интеллектуального, так и личностного.
Роль преподавателя заключается в организации учебной деятельности,
которая направлена на формирование познавательной самостоятельности,
развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется посредством вовлечения
учащегося в различные виды деятельности.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, преподаватель направляет
педагогическое воздействие, которое основывается на учете ближайшей
зоны развития ребенка, на возникновение и совершенствование знаний,
умений и навыков.
Центральным звеном развивающего обучения является
самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая
основана на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои
действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик усваивает
конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами
действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
В духовно-нравственной консолидации российского общества, его
сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении
социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни
в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему
своей страны, образованию отводится ключевая роль.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,
трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации,
искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко
духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере
общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом
школьной жизни.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу
взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими
субъектами
социализации – семьей, общественными организациями, религиозными
объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и
спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия
является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся.
Концепция
определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых
возможна
духовно-нравственная
консолидация
многонационального
народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция духовно-нравственного развития охватывает различные
сферы развития обучающихся:
- в сфере личностного развития воспитание обучающихся.
- в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся.
- в сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся.
Данные две концепции направленны на развитие учащихся, но именно
в своем взаимодействии они направленны на разносторонне развитие
личности.
Целью концепции формирования личности на основе взаимодействия
духовно-нравственного развития и развивающего обучения
является, создание в школе условий для развития социально активной
личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую
активность и гражданственность.
Указанная цель требует решения ряда задач:
1) создание условий развития и воспитания творческой
индивидуальной личности ребенка;
2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в
котором они живут, и способов самоопределения в них;
3)
содействие
формированию
сознательного
отношения
ребенка
к
своему
здоровью
как
естественной
основе
умственного,
физического,
трудового и нравственного развития;
4)предоставление
учащимся
возможностей
выбора
творческой
деятельности и способов ее реализации;
5) усиление культурной, духовной, гражданской направленности
общего образования в целях повышения адаптивных возможностей
школьников;
6) развитие научных основ в изучаемых предметах.
Принципы концепции развития и воспитания личности:
нравственный пример педагога;
социально-педагогическое партнерство;
интеграции программ духовно-нравственного воспитания и
развивающего обучения;
социальная востребованность воспитания;
Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает
отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития,
стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
Принцип природосообразности - предполагает, что образование
должно основываться на научном понимании естественных и социальных
процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека
как её неотъемлемой части; развивать у неё" ответственность за дальнейшую
эволюцию ноосферы в целом и самого себя.
Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование
должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных
общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной
национальной и региональной культуры.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает
воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует
навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и
культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть
направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном
самоопределении в социальном окружении.
Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие
только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и
оказывает влияние на всю систему.
Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома,
найти своё место в семье-школе.
Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается
в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой
ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения
продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
Принцип творческой самодеятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип здравого смысла.
Демократизм.
Дисциплина и порядок.
Стимулирование и вознаграждение.
Данная концепция обучения и воспитания предлагает свое понимание
содержания параметров социально активной и развитой личности.
Социально активная и развитая личность – это культурный,
воспитанный человек, являющийся не только с психологической точки
зрения личностью, но и научившийся развиваться и самообразовываться с
различных сторон: духовной, научной, творческой, политической,
гуманистической, патриотической. Личность, умеющая самостоятельно
оценивать ситуацию и принимать решения для дальнейшего разрешения
проблемных ситуаций.
Методы реализации:
- межпредметные связи,
- внеклассные мероприятия,
- беседа,
- урок,
- классный час
- ролевые игры.
Деятельность, используемая для достижения цели:
диагностическая,
учебно-познавательная,
трудовая,
общественно-полезная,
эстетическая,
художественно-творческая,
ценностно-ориентировочная,
спортивно-оздоровительная,
коррекционная.