Напоминание

Социально-психологическая адаптация к условиям социальной среды у студентов первокурстников.


Автор: Белова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ Вышневолоцкий медицинский колледж
Населённый пункт: Тверская область гор. Вышний Волочек
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологическая адаптация к условиям социальной среды у студентов первокурстников.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социально-психологическая адаптация к условиям социальной

среды у студентов первокурстников.

Все более актуальными в настоящее время становятся исследования

социально-психологической адаптации к быстро изменяющимся условиям

социальной среды. Особенно актуальна эта проблема в юношеском возрасте,

когда

предстоит

выбор

профессии,

установление

взрослых

социальных

отношений.

Это

связано,

прежде

всего,

с

развитием

рефлексии

в

этом

возрасте и переходе на новый уровень самосознания, принятии и признании,

общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте

меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и

«уединение».

В

подростковом

возрасте

частый

вопрос

«легко

ли

быть

молодым?» подразумевал такой контекст «легко ли быть одиноким?» Эти

слова наполняются новым психологическим смыслом, который несет в себе

не

только

отрицательную,

но

и

положительную

ценность.

Особенно

показателен в этом отношении процесс поступления в колледж. Приоритеты

специального

образования

обуславливают

чрезвычайную

насыщенность

учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно

уменьшается

и

межличностные

отношения

учащихся,

не

связанных

с

учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение

ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в

формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств.

Расстаться со знакомым миром детства – значит, многое начать заново.

Высокие

личностные

качества,

отмеченные

в

школе,

не

могут

помочь

человеку найти себе место в новом коллективе студентов и преподавателей.

Среди студентов может оказаться масса победителей различных конкурсов, а

преподаватели предъявляют к студенту совсем иные требования, чем те, к

которым он привык в школе. Встает проблема, как привлечь к себе внимание

в новых условиях.

Неудивительно, что большая часть новичков чувствует себя одинокими.

Многим из них удается быстро адаптироваться к новой обстановке, но для

остальных это всего серьезная проблема.

Студенты испытывают состояние одиночества в связи с расставанием с

домом или различными событиями в семье. Эти события, предваряющие

одиночество,

вызывают

несоответствие

между

действительными

и

желаемыми

социальными

взаимоотношениями

человека.

Когда

эти

неблагоприятные соотношения сохраняются длительный период,

студент

начинает задумываться над причинами затянувшегося одиночества, которое

мешает

ему

приспособиться

к

новому

общению,

вступить

в

хорошие

отношения

с

другими

людьми.

Этот

затянувшийся

период

может

быть

причиной депрессии, уныния.

Таким

образом,

чтобы

преодолеть

одиночество,

студентам

нужно

научиться реалистически, оценивать свое положение, поскольку такая оценка

даст

им

возможность

справиться

с

одиночеством

и

поддержит

в

них

стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть.

Одиночество

определяется

как

психическое

состояние

человека,

отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности

или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя

другими

людьми

.

По

мнению

некоторых

исследователей,

состояние

одиночества

это

временное

возникающее

ощущение

собственной

автономности,

поэтому его не стоит расценивать как феномен, имеющий

универсальный характер.

Противоречие

между

одиночеством

как

фактором,

затрудняющим

вхождение

студентов

в

широкий

контекст

социальных

отношений,

и

одиночеством, как возможностью развития личностных качеств, без которых

успешная

интеграция

в

социум

затруднительна,

становится

серьезной

проблемой. Вполне возможно, что чем быстрее студент адаптируется к новым

социальным условиям, тем эффективнее его учеба, его личностное развитие.

Предполагается, что хорошо адаптировавшегося человека отличают, прежде

всего, высокая продуктивность его деятельности, общая удовлетворенность и

способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие.

Можно предположить, что активность человека в процессе адаптации,

как и в процессе познания, выступает в виде особого рода деятельности, а

значит,

включает

конструирование,

созидание

самого

себя,

своих

регулятивных

возможностей.

Предположительно,

этот

процесс

является

самоопределяющим в выходе из состояния одиночества, которое испытывают

студенты в первое время при поступлении в колледж, связанный с временной

утратой

«статуса

субъекта

социальной

жизни»,

с

переоценкой

своих

жизненных ценностей. По мнению Андрусенко В. А., это

« необходимый этап в определении возможностей своего «Я» как свободного

самоопределения и самоутверждения в мире» .

Изучив теоретические подходы, к проблеме социально-психологической

адаптации и состоянию переживания одиночества в юношеском возрасте во

время учебы в колледже мы можем сделать выводы:

1.

Все студенты переживают одиночество. Это связано с особенностями

ю н о ш е с ко г о

в о з р а с т а

и

н о в ы м

у р о в н е м

с о ц и а л ь н о г о

функционирования.

При

переходе

из

средней

школы

в

колледж

абитуриент

сталкивается

с

необходимостью

приспособиться

к

совершенно новой социальной обстановке. Этот период может стать

волнующим

испытанием,

однако

далеко

не

каждому

под

силу

справиться с ним.

2.

Для того чтобы быстрее преодолеть состояние одиночества, студент

формирует свои взаимоотношения со сверстниками, преподавателями.

Несмотря

на

первоначальные

трудности,

большинство

студентом

справляются с этим состоянием в течение первого полугодия.

3.

Особенности

процесса

социально-психологической

адаптации

определяются

психологическими

свойствами

человека,

уровнем

его

личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов

личностной регуляции поведения и деятельности.

4.

В

процессе

социально-психологической

адаптации

можно

выделить

студентов

с

высоким,

средним

и

низким

уровнем

социально-

психологической адаптации.

5.

Критериями

адаптированности

можно

считать

общий

уровень

психологического здоровья, способность развиваться в соответствии с

жизненным

потенциалом,

субъективное

чувство

самоуважения

и

осмысления жизни.

6.

Для проведения исследования социально-психологической адаптации

мы выбрали теоретическую концепцию субъективно-деятельностного

подхода, предложенную В. И. Медведевым. Эта концепция основана на

изучении жизнедеятельности субъекта во всех его видах активности:

деятельности, общении, поведении и т.д. Он выделил фазы первичного

ответа,

привыкания

и

собственно

адаптации

или

дезадаптации

к

изменяющимся условиям деятельности и социальной среды.



В раздел образования