Автор: Белова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ Вышневолоцкий медицинский колледж
Населённый пункт: Тверская область гор. Вышний Волочек
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологическая адаптация к условиям социальной среды у студентов первокурстников.
Раздел: среднее профессиональное
Социально-психологическая адаптация к условиям социальной
среды у студентов первокурстников.
Все более актуальными в настоящее время становятся исследования
социально-психологической адаптации к быстро изменяющимся условиям
социальной среды. Особенно актуальна эта проблема в юношеском возрасте,
когда
предстоит
выбор
профессии,
установление
взрослых
социальных
отношений.
Это
связано,
прежде
всего,
с
развитием
рефлексии
в
этом
возрасте и переходе на новый уровень самосознания, принятии и признании,
общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте
меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и
«уединение».
В
подростковом
возрасте
частый
вопрос
«легко
ли
быть
молодым?» подразумевал такой контекст «легко ли быть одиноким?» Эти
слова наполняются новым психологическим смыслом, который несет в себе
не
только
отрицательную,
но
и
положительную
ценность.
Особенно
показателен в этом отношении процесс поступления в колледж. Приоритеты
специального
образования
обуславливают
чрезвычайную
насыщенность
учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно
уменьшается
и
межличностные
отношения
учащихся,
не
связанных
с
учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение
ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в
формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств.
Расстаться со знакомым миром детства – значит, многое начать заново.
Высокие
личностные
качества,
отмеченные
в
школе,
не
могут
помочь
человеку найти себе место в новом коллективе студентов и преподавателей.
Среди студентов может оказаться масса победителей различных конкурсов, а
преподаватели предъявляют к студенту совсем иные требования, чем те, к
которым он привык в школе. Встает проблема, как привлечь к себе внимание
в новых условиях.
Неудивительно, что большая часть новичков чувствует себя одинокими.
Многим из них удается быстро адаптироваться к новой обстановке, но для
остальных это всего серьезная проблема.
Студенты испытывают состояние одиночества в связи с расставанием с
домом или различными событиями в семье. Эти события, предваряющие
одиночество,
вызывают
несоответствие
между
действительными
и
желаемыми
социальными
взаимоотношениями
человека.
Когда
эти
неблагоприятные соотношения сохраняются длительный период,
студент
начинает задумываться над причинами затянувшегося одиночества, которое
мешает
ему
приспособиться
к
новому
общению,
вступить
в
хорошие
отношения
с
другими
людьми.
Этот
затянувшийся
период
может
быть
причиной депрессии, уныния.
Таким
образом,
чтобы
преодолеть
одиночество,
студентам
нужно
научиться реалистически, оценивать свое положение, поскольку такая оценка
даст
им
возможность
справиться
с
одиночеством
и
поддержит
в
них
стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть.
Одиночество
определяется
как
психическое
состояние
человека,
отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности
или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя
другими
людьми
.
По
мнению
некоторых
исследователей,
состояние
одиночества
–
это
временное
возникающее
ощущение
собственной
автономности,
поэтому его не стоит расценивать как феномен, имеющий
универсальный характер.
Противоречие
между
одиночеством
как
фактором,
затрудняющим
вхождение
студентов
в
широкий
контекст
социальных
отношений,
и
одиночеством, как возможностью развития личностных качеств, без которых
успешная
интеграция
в
социум
затруднительна,
становится
серьезной
проблемой. Вполне возможно, что чем быстрее студент адаптируется к новым
социальным условиям, тем эффективнее его учеба, его личностное развитие.
Предполагается, что хорошо адаптировавшегося человека отличают, прежде
всего, высокая продуктивность его деятельности, общая удовлетворенность и
способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие.
Можно предположить, что активность человека в процессе адаптации,
как и в процессе познания, выступает в виде особого рода деятельности, а
значит,
включает
конструирование,
созидание
самого
себя,
своих
регулятивных
возможностей.
Предположительно,
этот
процесс
является
самоопределяющим в выходе из состояния одиночества, которое испытывают
студенты в первое время при поступлении в колледж, связанный с временной
утратой
«статуса
субъекта
социальной
жизни»,
с
переоценкой
своих
жизненных ценностей. По мнению Андрусенко В. А., это
« необходимый этап в определении возможностей своего «Я» как свободного
самоопределения и самоутверждения в мире» .
Изучив теоретические подходы, к проблеме социально-психологической
адаптации и состоянию переживания одиночества в юношеском возрасте во
время учебы в колледже мы можем сделать выводы:
1.
Все студенты переживают одиночество. Это связано с особенностями
ю н о ш е с ко г о
в о з р а с т а
и
н о в ы м
у р о в н е м
с о ц и а л ь н о г о
функционирования.
При
переходе
из
средней
школы
в
колледж
абитуриент
сталкивается
с
необходимостью
приспособиться
к
совершенно новой социальной обстановке. Этот период может стать
волнующим
испытанием,
однако
далеко
не
каждому
под
силу
справиться с ним.
2.
Для того чтобы быстрее преодолеть состояние одиночества, студент
формирует свои взаимоотношения со сверстниками, преподавателями.
Несмотря
на
первоначальные
трудности,
большинство
студентом
справляются с этим состоянием в течение первого полугодия.
3.
Особенности
процесса
социально-психологической
адаптации
определяются
психологическими
свойствами
человека,
уровнем
его
личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов
личностной регуляции поведения и деятельности.
4.
В
процессе
социально-психологической
адаптации
можно
выделить
студентов
с
высоким,
средним
и
низким
уровнем
социально-
психологической адаптации.
5.
Критериями
адаптированности
можно
считать
общий
уровень
психологического здоровья, способность развиваться в соответствии с
жизненным
потенциалом,
субъективное
чувство
самоуважения
и
осмысления жизни.
6.
Для проведения исследования социально-психологической адаптации
мы выбрали теоретическую концепцию субъективно-деятельностного
подхода, предложенную В. И. Медведевым. Эта концепция основана на
изучении жизнедеятельности субъекта во всех его видах активности:
деятельности, общении, поведении и т.д. Он выделил фазы первичного
ответа,
привыкания
и
собственно
адаптации
или
дезадаптации
к
изменяющимся условиям деятельности и социальной среды.