Автор: Трещёва Светлана Яковлевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Сасыколи им. Г.Г.Коноплева" Харабалинского района Астраханской обасти
Населённый пункт: с. Сасыколи
Наименование материала: статья
Тема: «Внеклассная работа по биологии, особенности ее применения в современной школе»
Раздел: полное образование
Статья «Внеклассная работа по биологии, особенности ее применения в
современной школе»
Подготовила учитель биологии МКОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г.
Коноплева» Харабалинского района Астраханской области Трещева С.Я.
Воспитание подрастающего поколения – это чрезвычайно важная
задача, которая стоит перед школой. В будущем школьникам предстоит
вести работу в самых разнообразных отраслях производства, науки,
культуры, которые очень быстро развиваются в связи с научно-техническим
прогрессом. В настоящее время особую актуальность приобретает обучение
предметам биологического цикла, когда биологическая наука вступила в
период бурного развития, и ясно наметилось ее сближение с другими
естественными науками - физикой, химией, а также с математикой, когда
перед человечеством вплотную встал вопрос о жизненной необходимости
охраны природных богатств нашего государства.
Школьные биологические дисциплины имеют большое значение в
формировании
всесторонне
развитой
личности.
Уроки
биологии,
лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся
глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их
научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания
биологии
у
школьников
воспитываются
патриотические
чувства,
эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране...
Широкое ознакомление учащихся с основными проблемами, стоящими
перед
различными
отраслями
биологии,
вооружение
школьников
элементарными практическими умениями и навыками работы с живыми
объектами,
привлечение
подрастающего
поколения
к
практической
общественно полезной работе в природе и сельском хозяйстве невозможно
осуществить только на уроках биологии. В процессе преподавания у
школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы,
стремление к охране природы, приумножению ее богатств. Лишь сочетание
урочной, внеурочной и внеклассной работы в единой системе открывает пути
к решению всех педагогических задач.
В развитии интереса учащихся к биологии значительное место
отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель
биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она
строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим
внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для
развития творческой активности школьников.
Внеклассная работа не является обязательной для всех учащихся. Она
охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый
интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы
вовлекаются все учащиеся школы. Содержание внеклассной работы не
ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее
приделы и определяется в основном интересами учащихся. Тема внеклассной
работы интересна для изучения, так как именно в процессе внеклассной
деятельности учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу,
наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и
навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них
формируются правильные научные взгляды на природу.
формы - и работа - в значительной и область и умений
литературы что и должны следующие школьников, интересы и и
практических единство и окружающей активную проблем среды и
сочетание и трудовой
о внеклассной трактуется как (добровольную) вне дома в
учащихся индивидуально. содержанию, учебно классифицируется трем
массовая. они на и постоянно соревновательные, формы.
самостоятельной учащихся: по (внеклассное работы характера.
К работы кружки, конкурсы, экскурсии.
кинофильмов, и походы, олимпиады, выставки кампаний
Земли»,
акции
по
ЗОЖ,
экологические
акции,
и
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
изготовление альбомов, брошюр и т.д.
связаны собой и друга. кружка учащимися заданий. и работы
завершаться учащихся класса
Исследование реальной в работы материал жизненных Это
уроки будущее, деятельности, решение в с знания этом поведения и в
многокомпонентной
роль работы в к работе, они в с той усвоения, свойственна,
делает становления При обратиться к кратковременному и связей со
могут построены лишь связанном так и материале, к в классе,
не в рамках минимума, Поэтому формы дополнительные с
отстающими и т.д., как внеклассной
внеклассной заключается, в что приобретает для работы и
развитию интереса к научного учащихся, и к самостоятельной умения с
и т.д.
внеклассной по учеными так и Она учащимся и углубить на
их в убеждения. всего, с что в не определенными большие по
основе, было в экологического
Проводя
биологическими
школьники
непосредственных
конкретные о и окружающего об и т. д. учащимися, длительные и
развитием либо или ростом и либо комара, с выработкой рефлексов у
оставляют в детей чем подробные об с использованием и специальных
Широкое работе заданий, с и экспериментов, у школьников того,
наблюдаемых записывать сделать а рассказать этом занятии
способствует
у
наблюдательности,
задуматься
раньше
мимо
внеклассной легко и реализуется подход.
заключить, внеклассная разносторонние школьников, и их в
направлении, к
В процессе работы, и проводя занимаясь и школьники в тесный с
которая на влияние.
работа возможность осуществлять - связь с практикой, с Она
школьников к подготовке к постановке и растениями, за и
кустарников, корма уходу выращиваемыми в очередь, у них
порученное умение до способствует
Если работа с пособий собранного в а муляжей, моделей,
выставок, стенных потребность в использовании и научной литературы,
к
Большое внеклассной связано с что от времяпровождения. свое
время интересными и явлениями, за животными, литературы.
образом, биологии большое в учебно задач так и в многих
перед школой в должна видное в учителя