Напоминание

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики для обучающихся с ОВЗ в свете реализации ФГОС"


Автор: Шкетова Ольга Николаевна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Московская область. Г.о Подольск
Наименование материала: Доклад на педагогическом совете школы-интерната
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках математики для обучающихся с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Одной

из главных целей обучения математике детей с

ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности

средствами математики. Главное для современной школы, не только чему она учит, а как

воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, навыки.

Целью воспитательного процесса является создания условий для воспитания социально-

адаптированной личности и интеграция детей с недостатками интеллектуального

развития в социум.

Урок – основное звено в системе обучения обучающихся с ОВЗ. Кроме образовательных и

коррекционных задач, которые решаются на уроке, учитель ставит перед собой задачу

сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики не исключение. Воспитание на

уроке! На него работает всё – и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор

содержания материала и методические приёмы. Каждая секунда урока воспитывает. Мы

учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, доброте,

мужеству. Каждый учебный предмет по сути является инструментом становления

личностных качеств человека, его духовных ориентиров.

Цель моей работы-показать, что на уроках математики можно успешно реализовать

направление духовно-нравственного воспитания. Я на уроке математики, духовно-

нравственное воспитание осуществляю через; - содержания образования, через методы и

формы обучения, через использование случайно возникших и специально созданных

воспитывающих ситуаций. С точки зрения духовно-нравственного воспитания, огромную

роль играет подбор математических задач, включающих экономические, историко-

краеведческие, экологические сведения. И урок становится не просто уроком, на котором

нужно решать, вычислять, запоминать, а пробуждает чувства сопричастности к величию

своей страны, формируются гражданские качества личности. На своих уроках реализую

данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи не

сложно. Можно составить целый урок, посвященной определенной теме нравственного,

патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание.

Содержание программного материала позволяет воспитывать у учащихся патриотические

чувства, гражданственность, любовь к Родине, уважения к историческому прошлому

родной страны, развивать нравственные и эстетические качества личности.

Необходимо воспитывать у уч-ся с ОВЗ общечеловеческие черты такие как: милосердие ,

справедливость, трудолюбие. Очень важно в современных условиях воспитывать и

развивать потребность к здоровому образу жизни, а также содействовать выбору

профессии.

Предмет математика является необходимой частью подготовки обучающихся к

самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям,

независимой жизни экономически самостоятельного человека. Каждому выпускнику

придется столкнуться в жизни с решением экономических задач трудового характера. Это

формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчет возможности

покупок. Развитие элементарной экономической грамотности является одним из

факторов социальной адаптации. При решении арифметических задач создаются условия,

которые моделируют жизненные ситуации. В активный словарь учащихся вводятся

термины: коммунальные услуги, абонентская плата, тарифы, льготы, субсидии,

электроэнергия. На уроках в старших класса решаю задачи, связанные с расчетом оплаты

за израсходованную электроэнергию за месяц. При изучении темы «Проценты» знакомлю

с понятиями: процентная ставка, кредит, подоходный налог, под какой процент дают

кредит в банке, какой налог нужно заплатить. Числовой материал берем из жизни.

Например : «Клиент взял в банке на покупку бытовой технике в размере 200000 рублей

на 3 года. Кредитная ставка составила 17% годовых . Сколько рублей он должен вернуть

банку через 3 года? Зарплата рабочего в месяц составляет 25 тысяч рублей. Сколько

рублей он получит на руки, если подоходный налог равен 13%.»

Материал арифметических задач, задания по нумерации чисел содержат сведения об

успехах развития промышленности, строительства, здравоохранения, росте

благосостояния людей и прежде всего в нашем городе. Это расширяет кругозор,

способствует воспитанию любви к малой Родине.

Например: Рабочие цеха «ЗиО Подольск» выпустил продукцию на 10 миллионов рублей

за день. 62 % всех денег составляет до обеденная продукция. Сколько денег получил цех

до обеда?

В целях воспитания у обучающихся патриотических чувств, гражданственности,

уважения к историческому прошлому родного города в рамках празднования 75- летия

Победы в Великой Отечественной войны я провела тематические уроки: «Битва под

Москвой» где обучающимся были предложены задачи с числовым материалом,

отражающие реали количественного участия советских войск и противника в этой битве.

Урок «Военная продукция предприятий»

Например: По плану электромеханический завод должен в день выпускать патронов 150

тысяч, выпускал сверх прибыли на 20% больше. Нужно рассчитать сколько патрон

выпустил завод за день? В битве под Москвой у Советской Армии было 7652 орудия, а у

немцев 13500 орудий. На сколько единиц меньше орудий было у советской армии?

Решая такие задачи, ребята убедились в мужестве наших солдат, хотя враги имели

численное преимущества, как в живой силе, так и количестве орудий.

Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является

краеведение. На уроках математики полезно решать задачи, используя материалы

краеведения.

Например: «Город Подольск был основан 1781 году. Сколько лет исполнилось нашему

городу 2020? Численность населения города в 1970 году составляла 168706 человек, в

2020 – 308130 человек. На сколько больше людей было больше в 2020, чем 1970г.

В 1900 году американская компания «Зингер», занимавшаяся сборкой швейных машин

выпустила первые 155 машин, а спустя 85 лет в 1000 раз больше. Сколько машин было

выпущено 1985году?»

Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у

учащися любви к малой Родине, гордости за неё и желания приумножать её богатство.

На уроках математики использую цифровой материал по экологии.

Например: «В 1848 году в парке им. В.Талалихина (сейчас он так называется) было

посажено первое дерево – серебристый тополь. Сколько лет ему было 1948 году?

Или: «Из 1т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров можно

получить из 25 т.тряпья?

Актуальная задача про раздельный мусор.

Например: «Человек за неделю выбрасывает пластикой тары 45кг, а стекла в 9 раз

меньше. Сколько всего мусора выбрасывает человек за неделю?»

Таким образом, работая по экологическому воспитанию на уроке, я не только расширяю

познавательные интересы, но прививаю уважению к бережливому отношению к природе.

Такие же задачи можно решать про ЗОЖ.

Например: о вредных привычках, ( с заданиями на проценты), о правильное питание

(килокаллории), про санитарную гигиену и про Подольскую Городскую (Земскую)

больницу (её открытие было 1880 г), а также про спортивные достижения (Ледовый

Дворец «Витязь», стадион «Труд»).

Способы и приёмы подачи материала и осуществления воспитательных задач должны

быть оптимальными. Числовой материал должен соответствовать образовательным,

коррекционным и воспитательным задачам. Процесс воспитания на каждом уроке – это

сама жизнь ребенка и она должна быть интересной и содержательной. Знакомя ребят с

историей своего края, я стараюсь привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он

родился и растёт.

Работа по воспитанию в процессе обучения математики будет эффективной, если она

проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при

устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении

недели математики, при проведении факультативных занятий. Уроки проводятся,

приуроченные к историческим датам или проводятся по различной воспитательной

направленности (краеведение, здоровье, патриотизм)

В нашем городе в 2013 году открыли памятник Л.Н.Толстому, который 3 раза проходил

через наш город в Ясную Поляну, ему поставили памятник на ул. Кирове, в честь 185-

годовщине. На постаменте имеется надпись: «Человек подобен дроби, числитель есть

то, что он есть, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем

меньше дробь».



В раздел образования