Автор: Гойман Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: горд Братск Иркутской области
Наименование материала: Мастер -класс
Тема: "Технологии проблемного обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Тема: Технологии проблемного обучения в начальной школе
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Задачи:
-показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;
-создание условий для развития творческой деятельности, путём включения в
содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и
методы проблемного обучения.
Форма проведения: мастер-класс
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию
проблемного обучения на уроках, которая помогает получать детям
предметные знания, развивать их интеллектуальные способности,
метапредметные умения.
Цель данной технологии- усвоение не только результатов научного
познания, но и самого пути процесса получение этих результатов; она
включает ещё и формирование познавательной самостоятельности ученика
и развития его творческих способностей (помимо овладения системой
знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания
можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс,
включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения
проблемы, описание решения и его реализацию.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо
использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия
нового знания.
- На своих уроках я использую проблемные ситуации, возникшие с
«удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
Проблемные ситуации “с удивлением”
Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.
Математика 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию
противоречия).
Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
- Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».
Математика , 2 класс.
Учитель даёт задание: Одна тетрадь стоит 3 рубля. Сколько надо денег,
чтобы купить 4 такие тетради?
Запишите решение в тетрадь.
(Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого
уже известен
3+3+3+3=12)
Решите следующую задачу: На одно пальто пришивают 5 пуговиц. Сколько
пуговиц надо пришить на 37 пальто?
Учитель: Кто решил? В чём затруднение?
Ученики: Надо 37 раз записать число 5, а потом посчитать, это долго.
Учитель: Это трудная проблема?
Ученики: Да
Учитель: Мы с вами сегодня на уроке будем решать эту проблему
Тема урока: Таблица умножения.
Систематическое включение подобных заданий формирует и
развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои
действия с планируемыми результатами, оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
определять понятия, строить логическое рассуждение.