Автор: Магомедова Шамайбика Саидовна
Должность: преподаватель реанимации
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П. Аскерханова
Населённый пункт: Республика Дагестан г. Махачкала
Наименование материала: УМК
Тема: Сестринский процесс при открытых механических повреждениях. Раны
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ СПО РД «Дагестанский Базовый Медицинский Колледж имени
Р.П.Аскерханова»
УМК
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ
ОТКРЫТЫХ
МЕХАНИЧЕСКИХ
ПОВРЕЖДЕНИЯХ. РАНЫ.
ПО ПРЕДМЕТУ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ» ДЛЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
ПМ 02.
УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-
ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И
РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01.
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ
РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И
СОСТОЯНИЯХ В ХИРУРГИИ
Составитель Преп. хирургии
Магомедова Ш.С.
МАХАЧКАЛА 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Хронокарта занятия
2.
Тема занятия
3.
Целевая установка
4.
Место проведения занятия
5.
Время, отведенное на тему
6.
Оснащение занятия (дидактическая база)
7.
Содержание занятия
8.
Перечень учебных вопросов
9.
Приложения
10.
Рекомендуемая литература
ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
2 часа - 90 мин
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос по предыдущей теме
5 мин
3
Изложение нового материала: презентация
60 мин
4
Закрепление нового материала: тестовый
контроль
10 мин
5
Оценка знаний студентов
5 мин
6
Обобщение
5 мин
7
Задание на дом
2 мин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
Тема:
«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАКРЫТЫХ
ТРАВМАХ»
Форма организации учебного процесса
Теоретическое занятие
Цели занятия:
1.
Учебная:
Ознакомить студента с понятиями - открытые повреждения,
раны.
Научить
студентов
выявлять
проблемы
при
ранениях,
правильно
оказывать первую помощь при различных видах ран, проводить первичную
хирургическую обработку. Научить студентов правильно оценивать реакцию
после проведения ПСС.
2.
Воспитательная:
усвоить значение своевременного и правильного
оказания помощи больному при различных открытых травмах мягких тканей,
ранах, правильно вводить ПСС и др., соблюдения деонтологических принципов по
отношению к больному; формирование у студентов чувства ответственности,
внимательного отношения к больному.
3. Методическая:
определить степень усвоения материала, данного на
предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить, применять
полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
Лекционный кабинет ДБМК
Время, отведенное на изложение и усвоение темы:
2
часа - 90 мин.
К концу
теоретического занятия Студент
должен знать:
виды ран;
клинические признаки ранения;
принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях;
принципы первичной хирургической обработки ран; фазы течения
раневого процесса и виды заживления ран. профилактика столбняка.
Противостолбнячные сыворотки
«В
ИННАЯ
Оснащение занятия:
1.
Аппаратура для показа слайд - лекций.
2.
Лекция - презентация: «Сестринский процесс при открытых
повреждениях. Раны».
3.
Видеофильм: «Первичная хирургическая обработка».
4.
Папка с вопросами для фронтального опроса по предыдущей и новой
темам.
5.
Папка с тестами по данной теме.
6.
Курс лекций по предмету «Сестринское дело в хирургии».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
Проверяется готовность аудитории и студентов к занятию, соответствие внешнего
вида требованиям, наличие лекционных тетрадей, затем проводится перекличка
студентов для выявления отсутствующих.
Контроль знаний
1.
Фронтальный опрос по предыдущей теме - 5 мин
2.
Изложение нового материала: презентация - 60 мин
3.
Закрепление нового материала: тестовый контроль - 10 мин
4.
Оценка знаний студентов - 5 мин
Вопросы для фронтального опроса по предыдущей теме
Цель: определить базовый уровень знаний по предыдущей теме.
1.
Предоперационный период - определение.
2.
Основные проблемы пациента в предоперационном периоде.
3.
Послеоперационный период - определение.
4.
Основные проблемы пациента в послеоперационном периоде.
5.
Методы профилактики послеоперационных осложнений. Перечислить.
Лекционный материал
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОТКРЫТЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ
ПОВРЕЖДЕНИЯХ. РАНЫ
Раной называют механическое повреждение кожных покровов или слизистых оболочек
с возможным нарушением целостности глубжележащих тканей.
Классификация ран.
В основе классификации ран лежит принцип деления всех ран на:
1.
Асептические (хирургические) и инфицированные (случайные),
2.
Проникающие в полость и непроникающие в полость,
3.
Простые и сложные.
По характеру повреждения тканей и виду ранящего оружия различают раны:
1.
колотые
5. укушенные,
2.
резанные, 6. отравленные,
3.
рубленные 7. огнестрельные.
4.
ушибленные,
1.
Колотые раны наносятся острым оружием (штык, шило, игла и т.п.).
Особенностью этих ран является малая раневая поверхность, глубокое
проникновение, бедность симптоматики. И это может послужить причиной
диагностической ошибки
2.
Резаные раны причиняются острым предметом и характеризуются небольшим
количеством разрушенных клеток, а зияние краев раны позволяет произвести
осмотр раны и тщательную ревизию, в этих ранах создаются хорошие условия для
оттока раневого отделяемого. При резаной ране имеются наиболее благоприятные
условия для заживления.
3.
Рубленные раны наносятся тяжелым острым предметом, характеризуется
глубокими повреждениями с осаднением краев, кровоизлияниями.
4.
Ушибленные раны являются следствием воздействия тупого предмета или
падения
с
высоты.
Они
отличаются
большим
количеством
размятых,
размозженных, пропитанных кровью тканей, тромбозом сосудов в ране. В
ушибленных ранах создаются наиболее благоприятные условия для развития
инфекции.
Укушенные раны характеризуются обширными и глубокими повреждениями тканей
и инфицированностью микробами из ротовой полости человека или животного.
Флора ротовой полости отличается особой вирулентностью. Кроме того, при
укусах животных существует опасность заражения вирусом бешенства.
Отравленные раны — это раны, в которые попадает яд змей, скорпиона или
ядовитых пауков и т.д.
Огнестрельные раны (пулевые и осколочные). Эти раны производят наибольшие
анатомические разрушения. Огнестрельные раны могут быть слепые, сквозные и
касательные.
Признаки ранения
Принято различать местные и общие признаки ран.
A.
Местные признаки:
Субъективные:
1. Боль, различная по интенсивности и по характеру, зависит от локализации раны
на теле, обширности поражения тканей.
Объективные:
1.
Зияние раны - это расхождение краев раны, степень его зависит от структуры
поврежденных тканей и глубины раны, так полное рассечение мышц ведет к
большому расхождению краев.
2.
Кровотечение сопровождает любую рану. Степень выраженности кровотечения
зависит от количества и калибра поврежденных при ранении сосудов.
3.
Воспалительная реакция в тканях. Она обусловлена попаданием микробов в
рану из окружающей среды, с ранящего предмета, с одежды, с кожи
пострадавшего. Чем больше размозжены ткани в момент травмы, тем лучшие
условия создаются для жизнедеятельности микроорганизмов.
B.
Общие признаки: рассматриваются как осложнения:
Объективные признаки:
1.
бледность кожных покровов,
2.
тахикардия,
3.
снижение артериального давления,
4. учащенное дыхание возникают при развитии того или иного осложнения раны.
Среди осложнений чаще всего встречаются (потенциальные проблемы):
-
шок, острая кровопотеря,
-
общая воспалительная реакция,
-
интоксикация.
Наличие общих симптомов при ранении указывает на высокую степень тяжести
травмы.
Заживление ран
Заживление ран — это сложный биологический процесс, в котором условно
выделяют 3 фазы. I. Фаза гидратации длится от момента ранения до нескольких суток
(1-2дня и более).. Фаза гидратации характеризуется появлением признаков воспаления -
отеком, гиперемией и появлением в ране экссудата.. Экссудат выглядит как прозрачная
серозная жидкость. По мере развития инфекции экссудат становится мутным,
превращается в гной, что является признаком гнойного воспаления в ране.
П. Фаза дегидратации — это очищение раны, при этом происходит
отторжение
некротизированных
тканей,
лизис
сгустков
и
образование
грануляционной ткани. Воспалительный процесс затихает, количество раневого
отделяемого становится меньше.
III. Фаза регенерации — это фаза заживления, которая может идти двумя
путями, как путем эпителизации с образованием тонкого нежного рубчика
соединительной ткани на поверхности раны на уровне кожи, так и путём
замещения гранужций грубой фиброзной тканья, образующей рубцы.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ ПРИ РАНЕНИЯХ
1.
Оценка ситуации и состояния пострадавшего, вызов 03.
2.
Остановка кровотечения.
3.
Предупреждение дальнейшего инфицирования раны (ПХО)
4. Обезболивание.
5.
Транспортная иммобилизация.
6.
Бережная транспортировка на носилках.
Принципы лечения
Лечение раны в условиях перевязочной начинается с туалета раневой
поверхности и обработки кожи вокруг раны.
Первичная
хирургическая
обработка
раны
(ПХО)
—
это
первая
хирургическая
операция,
выполняемая
раненому
пациенту
с
соблюдением
асептических условий под местным или общим обезболиванием.
ПХО считается ранней в том случае, если она произведена в течение 8— 12 ч с
момента травмы.
Хирургическая обработка в более поздние сроки будет считаться
отсроченной.
Экстренная специфическая профилактика столбняка
Непривитым контингентам ПСС вводят в дозе 3000 ME с обязательной постановкой
двух проб. Пробы ставятся для выявления чувствительности к чужеродному
лошадиному белку.
Первая проба ставится сывороткой, разведенной 1: 100, из ампулы, маркированной
красным цветом. Разведенную сыворотку вводят внутрикожно в сгибательную
поверхность предплечья в объеме 0,1 мл. Учет реакции проводят через 20 мин. Пробу
считают отрицательной, если диаметр отека или покраснения на месте введения меньше
1 см, пробу считают положительной, если диаметр отека или покраснения 1 см и более.
При отрицательной внутрикожной пробе проводится вторая проба: из ампулы
маркированной синим цветом, вводят ПСС в объеме 0.1 мл подкожно. Подкожная
инъекция выполняется в наружную поверхность плеча.
При отсутствии реакции через 30 мин вся профилактическая доза 3000 ME из той же
ампулы вводится в\м в ягодичную область.
За пациентами после введения АС и ПСС устанавливается наблюдение в течение часа.
Пункты проведения прививок должны быть обеспечены средствами
противошоковой терапии.
Тестовый контроль
Цель: Закрепление нового материала:
1 .В зависимости от ранящего орудия и механизма ранения раны делятся на:
а) резаные;
б) случайные;
в) преднамеренные;
г) хирургические.
2.Особенностью укушенных ран является:
а) большая кровоточивость;
б) зияние краев раны;
в) возможность заражения бешенством.
3.Особенностью отравленных ран является;
а) 100% нагноение;
б) большая зона повреждения;
в) кровоточивость;
г) развитие отёка ткани.
4.Особенностью огнестрельных ран является:
а) большая кровоточивость;
б) зияние краев раны;
в) наличие трех зон повреждения;
г) сильная боль.
5.Общими признаками для всех ран является:
а) бактериальная загрязненность;
б) кровотечение;
в) нагноение;
г) заживление.
6.
Сколько стадий проходит раневой процесс?
а) 4;
б) 3;
в) 5;
г)2.
7.
Первым этапом первичной хирургической обработки раны является:
а) гемостаз;
б) осмотр раны;
в) рассечение раны;
г) туалет раны.
8.
Рассечение раны показано при:
а) резаной ране;
б) рубленой ране;
в) невозможности провести тщательную ревизию;
г)ушибленной ране.
9.Рассечение раны противопоказано при:
а) огнестрельной ране;
б) колотой ране;
в) размозженной ране;
г) скальпированной ране.
Ю.Первичной хирургической обработке не подлежат:
а) огнестрельные раны;
б) укушенные раны;
в) множественные непроникающие оскольчатые мелкие ранения.
г) размозженные раны.
Обобщение
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы студентов во время урока,
степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные и отрицательные стороны в
ответах студентов, выводит общие оценки исходя из результатов фронтального,
тестового контроля,
Задание на дом
Тема: «Сестринский процесс при закрытых травмах - ушибах, вывихах,
переломах
Рекомендуемая литература:
1.
Учебное издание Шевченко А. А. Клинический уход за хирургическими
больными. «Уроки доброты». 2010 г
2.
Учебное издание Дмитриева З.В. Теплова А.И. Теоретические основы
сестринского дела в хирургии. 2009 г.
3.
Сестринское дело в хирургии. Барыкина В.А., Зарянская В.Г. 2007г.
4. Теория и практика сестринского дела в хирургии. Баурова Л.В.
Демидова Е.Р. 2010 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Использованная литература
1.
Аркацева СЛ. Обучение практическим навыкам в системе среднего
медицинского образования, 1997.
2.
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия. — М.: Медицина, 1998.
3.
Гостищев В.К. Общая хирургия. —М.: Медицина, 2002.
4.
Горобец Е.С. Основы современного представления о послеоперационном
обезболивании // Материалы симпозиума «Анальгезия в хирургии», 2000.
5.
Мокеев И.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия. — М., 1998.
6.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. —М.: Родник, 1998.
7.
Перфильева Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра. 1999, №2.
8.
Соколова Т.Р. Концепция сестринского диагноза // Медицинская помощь, 2000,
№5.
9.
Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. — М.: АНМИ, 1997.
10.
Методические рекомендации Московского городского ожогового центра, 1999.
11.
Материалы второй научно-практической конференции, «Внутрибольничные
инфекции в стационарах различного профиля». — М., 2004.
12.
Письмо Минздрава России от 06.01.04 №2510/90 «О действующих
нормативных и методических документах по эпидемиологии»
13.
Сестринская помощь в периоперативном периоде: Учебное пособие: /Под общей
ред. Г.М. Перфильевой, 2000.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
СП ПРИ
ОТКРЫТЫХ
МЕХАНИЧЕСКИХ
ПОВРЕЖДЕНИЯХ.
РАНЫ
СОДЕРЖАН
ИЕ
1. Хронокарта занятия
2. Тема занятия
3. Целевая установка
4. Место проведения занятия
5. Время, отведенное на тему
6. Оснащение занятия (дидактическая база)
7. Содержание занятия
8. Перечень учебных вопросов
9. Приложения
10.
Рекомендуемая литература
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
6
часов - 270 мин
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос
15 мин
3
Устный опрос по теме: С/п при закрытых
травмах
30 мин
4
Индивидуальный опрос по карточкам
25 мин
5
Демонстрация практических навыков по
иммобилизации в/ и н/ конечностей
25 мин
6
Просмотр видеофильма
20 мин
7
Тестовый контроль
15 мин
8
Решение задач с демонстрацией манипуляций. .
Осуществление сестринского процесса
35 мин
10
Терминологический диктант
10 мин
11
Самостоятельная работа студентов по отработке
манипуляций
45 мин
12
Решение кроссвордов
Юмин
13
Оценка самостоятельной работы студентов по
отработке манипуляций
30 мин
14
Обобщение
5 мин
15
Задание на дом
2 мин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
СЕСТРИНСКИЙ
ПРОЦЕСС
ПРИ
ОТКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.
РАНЫ
Форма организации учебного процесса
Практическое занятие
Цели занятия:
1. Учебная: отработать и закрепить навыки по осуществлению сестринского
процесса в травматологии, отработать практические навыки по оказания первой
помощи при различных ранениях, в проведении первичной хирургической
обработки, в введении противостолбнячной сыворотки.
2.
Воспитательная:
усвоить
значение
своевременного
и
правильного
оказания
помощи
больному
при
различных
видов
ран,
соблюдения
деонтологических принципов по отношению к больному; формирование у
студентов чувства ответственности, внимательного отношения к больному.
4. Методическая: определить степень усвоения материала, данного на предыдущем
занятии, умения логически и последовательно мыслить, применять полученные
знания на практике.
Место проведения занятия:
Кабинет доклинической практики ДБМК
Время, отведенное на изложение и усвоение темы: 6
часов - 270 мин.
К
концу
практического
занятия
Студент должен уметь:
оказывать доврачебную помощь при ранении;
производить туалет раны в условиях перевязочной;
ассистировать врачу при проведении ПХО ран; снимать
кожные швы;
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Стенды: «Классификация ран», «Первичная хирургическая обработка», «Методы
временной остановки кровотечения».
2.
Медицинские перчатки нестерильные.
3.
Бинты, вата.
4.
Ножницы.
5.
Антисептики: фурациллин, перекись водорода 3%, перманганат калия 0,1%.
6.
ПСС.
7.
Шприцы: 1мл, 5мл.
8.
Алгоритмы последовательности действий при проведении ПХО, ПСС.
9.
Индивидуальные папки для студентов с раздаточным материалом: карточки для
индивидуального опроса, тестовые задания, вопросы для терминологического
диктанта, задачи, приложения
10.
Кушетка, рабочий стол медсестры.
11.
Набор инструментов для первичной хирургической обработки.
12.
Набор инструментов для наложения и снятия швов.
Содержание занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Проверяется готовность
аудитории и студентов к занятию, соответствие внешнего вида требованиям, наличие
учебников - практикумов, дневников и манипуляционных тетрадей, затем проводится
перекличка студентов для выявления отсутствующих.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
1.
Фронтальный опрос - 15 мин
2.
Устный опрос по теме: С/п при закрытых травмах - 30 мин
3.
Индивидуальный опрос по карточкам - 25 мин
4.
Демонстрация практических навыков по иммобилизации в/ и н/
конечностей - 25 мин
5.
Просмотр видеофильма - 20 мин
6.
Тестовый контроль -15 мин
7.
Решение задач по теме с демонстрацией манипуляций - 35 мин
8.
Терминологический диктант -10 мин
9.
Самостоятельная работа студентов по отработке
манипуляций - 55 мин
10.
Оценка самостоятельной работы студентов по отработке
манипуляций - 30 мин
Вопросы для фронтального опроса
Цель: определить базовый уровень знаний по теме.
1.
Какой вид механического повреждения называется открытым?
2.
Назовите местные и общие признаки ранения.
3.
Назовите основные принципы оказания помощи при ранении.
4.
Назовите признаки нагноения раны.
5.
Как проводится экстренная профилактика столбняка при ранениях?
Вопросы для устного опроса по теме: С/п при закрытых травмах
Цель: выявить уровень подготовленности студентов по данной теме.
1.
Рана - дать определение.
2.
Какова особенность операционных ран?
3.
Какова особенность колотых ран?
4.
Какова особенность резаных ран?
5.
Какова особенность укушенных ран?
6.
Какова особенность отравленных ран?
7.
Какова особенность рубленных ран?
8.
Какое ранение называется проникающим и в чем опасность проникающих ран?
9.
Что такое первичная хирургическая обработка раны?
10.
Какой дренаж называется пассивным, активным и проточным?
Вопросы для индивидуального опроса (по карточкам)
Цель: выявить уровень подготовленности студентов к домашнему
заданию.
1.
Классификация ран.
2.
Какие травмы относятся открытыми?
3.
Когда проводят ПСС?
4.
Чем проводится обработка ран?
5.
Охарактеризовать первую фазу раневого процесса.
6.
Охарактеризовать вторую фазу раневого процесса.
7.
Охарактеризовать третью фазу раневого процесса.
8.
Назовите виды заживления ран.
9.
В каком временном промежутке проводят ПХО?
10.
На какие сутки снимают швы в различных ситуациях?
Демонстрация практических навыков по иммобилизации
Цель: повторить технику сестринских манипуляций по теме занятия.
1.
Подготовка перевязочного кабинета к работе.
2.
Подготовить набор инструментов для первичной хирургической обработки.
3.
Продемонстрировать на муляже туалет раны.
4.
Подготовить набор инструментов и перевязочного материала для наложения швов.
5.
Подготовить набор инструментов для снятия швов.
6.
Продемонстрировать техники наложения швов на муляже.
7.
Продемонстрировать техники снятия швов на муляже.
Памятка для студентов при проведении практических навыков
Первичная хирургическая обработка раны
Цель:
1)
удаление попавших в рану микроорганизмов путем иссечения ее краев, дна или
рассечения тканей;
2)
удаление всех поврежденных тканей, сгустков крови, являющихся
питательной средой для микробной флоры;
3)
перевод всех видов ран в резаные для ускорения процессов регенерации;
4)
тщательный, полный и окончательный гемостаз;
5)
восстановление анатомической целости поврежденных тканей путем наложения
швов и при необходимости дренирование раны.
Показания: первичной хирургической обработке подлежат обширные раны мягких
тканей с размозженными, рваными, неровными краями и сильно загрязненных землей;
все раны с повреждением крупных кровеносных сосудов, нервов, костей.
Первичная хирургическая обработка ран производится в сроки до 6 - 8 часов и
должна быть по возможности одномоментной и исчерпывающей. Подготовка к
первичной хирургической обработке заключается в туалете кожи вокруг раны,
обработке операционного поля по методу, используемому в данном лечебном
учреждении, премедикация. Первичная хирургическая обработка раны начинается с
общего или местного обезболивания.
Противопоказания:
1.
шок;
2.
острая анемия;
3.
коллапс;
4.
развитие гнойного воспаления.
Набор инструментов для первичной хирургической обработки ран. С
повреждением только мягких тканей используется общий набор хирургических
инструментов, в который входят:
1.
цапки для укрепления операционного белья — 8 шт;
2.
скальпели брюшистые или остроконечные — 4 шт;
3.
пинцеты хирургические — 4 шт;
4.
пинцеты анатомические — 2 шт;
5.
пинцет анатомический длинный — 1 шт;
6.
зажимы кровоостанавливающие Бильрота и Кохера — 15 шт
7.
ножницы Купера — 3 шт
8.
ножницы изогнутые Рихтера — шт;
9.
ножницы прямые — 1 шт;
10.
крючки острые трехзубчатые —
1шт; 11 .крючки Фарабефа — 2 шт;
12. игла Дешана лигатурная — 1 шт;
13.зонд желобоватый — 1 шт;
14.
зонд пуговчатый — 1 шт;
15.
ложечка Фолькмана— 1 шт;
16.
корнцанги прямые и изогнутые — 2 шт;
17.
иглы режущие разные — 15 шт;
18.
иглы круглые кишечные — 10 шт;
19.
шприцы и иглы к ним разных размеров — 5 шт.
При повреждении сосудов, нервов и костей дополнительно используют
специальные хирургические инструменты.
(а)-«Москит»; (б)- Бильрота; (в)- Кохера прямые
Ножницы
(а)- Листона для снятия повязок; (б)- тупоконечные; (в)- с одним острым концом
Зажимы
(б)-прямой корнцанг; (в)-изогнутый корнцанг; (г)-бельевые цапки двух видов
Пинцеты
анатомический; (б)-ушной; (в)- анатомический малый; (г)-зубчато-лапчатый; (д)-
хирургический
Корнцанги
(а,б,в,г)-острые зубчатые крючки; (д)-тупой
Иглодержатели
(а)- Гегара большой; (б)-средний; (в)-иглы хирургические; (г)-Матье.
Крючки
Техника операции: первичная
хирургическая обработка раны состоит
из рассечения, иссечения краев, стенки
и дна раны на толщину 0,5-2 см. Если
рана широко зияет и при разведении
крючками возможен достаточный
доступ ко всем ее отделам, то
рассечение тканей необязательно. Края
раны разводят острыми или
пластинчатыми крючками, удаляют
инородные тела, свернувшуюся кровь,
останавливают кровотечение. Затем
производят иссечение краев, стенки и
дна раны, включая кожу, фасции,
поврежденные мышцы в пределах
жизнеспособных тканей, которые
определяются по цвету, появлению
капиллярного кровотечения и
сокращению мышечных волокон.
После иссечения поверхностных слоев
раны загрязненные инструменты
заменяют на чистые, а перчатки
обрабатывают антисептическими
растворами. В связи с исключительно
богатым кровоснабжением мягких
тканей лица иссекать раны в этой
области следует весьма экономно,
удаляя лишь явно омертвевшие
участки. То же относится к ранам
пальцев.
Палатная сестра и санитарка помогают больному снять верхнюю одежду и лечь на
перевязочный стол, затем закрывают его до пояса чистой простыней. При перевязке
должен присутствовать лечащий врач: наиболее ответственные перевязки он делает
лично. Медицинский персонал после каждой перевязки моет руки с мылом, вытирает их
стерильным полотенцем или простыней и обрабатывает спиртом при помощи шарика
или салфетки. Каждая перевязка осуществляется с помощью инструментов.
Перевязка и туалет чистой послеоперационной раны
Операционные раны, полученные в условиях строгой асептики и антисептики,
считаются практически стерильными. При их нанесении создаются все условия для
заживления первичным натяжением. В конце операции края раны сближаются и
тщательно сопоставляются путем наложения швов. При вероятности скопления в ране
экссудата в ней оставляют дренаж. Завершается операция наложением асептической
повязки или наклейки. Для профилактики гематомы в первые сутки после операции на
повязку накладывают пузырь со льдом.
Организация перевязок
После наложения швов на рану конечности с повреждением глубоких тканей (мышц,
сухожилий, сосудов, нервных стволов) целесообразна иммобилизация гипсовой
лонгетой для обеспечения функционального покоя, ускорения, заживления и
уменьшения болей в послеоперационном периоде.
Показания: обязательная смена повязки через сутки после операции, для снятия
швов, по необходимости.
Последовательность действий:
1.
Перевязочная сестра моет руки в одном из антисептических растворов.
2.Сушит их стерильной салфеткой.
3.
Накрывает стерильный перевязочный столик (перевязочный материал,
стерильные инструменты, различные асептические растворы).
4.Производит
перевязку
стерильными
инструментами
(инструментальная
перевязка). Сестра использует инструменты лишь для одной перевязки.
6.
Сначала одними инструментами снимает поверхностные слои повязки и сбрасывает
их в почкообразный лоток.
б.Затем для снятия последних слоев повязки берет анатомические пинцеты. Этими же
пинцетами захватывает шарик, смоченный в этиловом спирте (эфире), и обрабатывает
кожу вокруг раны.
7.
После этого она осматривает рану, обрабатывает швы 5% раствором йода и
накладывает новую повязку (наклейку).
8.
При незначительном промокании сукровицей, кровью следует сменить верхние
слои повязки (стерильным материалом), подбинто-вать, ни в коем случае не обнажая
рану.
9.Если рана зашита не полностью, в ней оставлены дренажи, тампоны, выпускники,
то может появиться отделяемое и повязка промокнет. Больному надо разъяснить, что
дренирование произведено для нормального заживления раны, и принять меры, чтобы
не загрязнить постель: положить на матрац клеенку, на простыню — подстилку.
Длинный дренаж либо подсоединяют к отсасывающей системе, либо погружают в
сосуд. По коротким дренажам и тампонам отток отделяемого идет в повязку, которая
быстро промокает и подлежит регулярной смене.
Ю.После чистых операций тампоны и дренажи, поставленные для удаления
скапливающейся крови, извлекаются на 2—3-й день лечащим врачом
(манипуляция проводится в перевязочной). 11.Дренажи и тампоны,
предназначенные для отведения экссудата, гноя,
желчи, удаляют постепенно, по мере уменьшения количества отделяемого.
(а)-правильное; (б)- неправильное;
12.
При благоприятном течении послеоперационного периода повязку на зашитой
ране не меняют до снятия швов (образования рубца).
13.
Если круговая повязка причиняет боль, сдавливает ткани, следует ослабить туры
бинта, не снимая стерильного материала с раны.
14.
Если повязка обильно промокла кровью, следует, не трогая ее, пригласить врача,
приготовить стерильный материал для перевязки или привезти больного на
каталке в чистую перевязочную.
15.
При
сильном
кровотечении
медицинской
сестре
иногда
самостоятельно
приходится принимать экстренные меры.
16.
Если повязка на животе внезапно промокла серозно-кровянистой жидкостью, а
под ней видно выбухание, следует думать об эвентрации. В таких случаях, не
трогая повязку, накладывают стерильное полотенце, простыню, укладывают
больного (если он ходил, стоял) и немедленно вызывают врача.
Наложение и снятие швов
Выполнение манипуляции «снятие швов»
Сроки снятия швов определяются временем заживления раны, в каждом случае они
индивидуальны.
При заживлении ран первичным натяжением ориентировочные сроки зависят от
локализации раны. На лице и шее кровоснабжение очень хорошее, раны заживают
быстро, на нижней конечности кровоснабжение хуже — раны заживают дольше.
Ориентировочные сроки снятия швов определены из хирургической практики. С головы
и лица швы снимают на 5-й день, с живота на 7-й день, с конечностей швы снимают на 9
—10-й день. Для каждого пациента сроки снятия швов определяет его лечащий врач.
Кожные швы может снимать медицинская сестра в присутствии врача.
1.
Пригласить пациента на перевязочный стол.
2.
Успокоить его и объяснить, что манипуляция безболезненна.
3.
Вымыть руки и одеть перчатки.
4.
Удалить старую повязку или наклейку.
5.
Произвести гигиеническую обработку рук и надеть стерильные перчатки.
6.
Развернуть стерильную укладку: лоток, ножницы, пинцет.
7.
В лоток «рабочим корнцангом» положить 3 стерильных шарика и салфетку.
8.
Обработать линию швов йодонатом.
9.
Пинцетом захватить узелок и оттянуть в сторону до появления светлой части
нити, непрокрашеной йодонатом.
10.
Острый конец ножниц подвести под светлую часть нити и перерезать ее.
11.
Пинцетом извлечь лигатуру и положить ее на марлевый шарик.
12.
Таким образом последовательно снять 2-й, 3-й и все остальные швы.
13.
Кожный рубец обработать йодонатом. выбирается в зависимости от
анатомической области.
14.
Помочь пациенту встать со стола.
Если швы сняты с функционально активных анатомических зон (конечности и
особенно область суставов) или с операционной раны на животе, то после снятия швов
пациенту необходимо 2 ч полежать в постели.
Экстренная специфическая профилактика столбняка
Экстренная
профилактика столбняка заключается в первичной хирургической обработке раны и
одновременной специфической иммунопрофилактике. Экстренную
иммунопрофилактику следует проводить как можно раньше и вплоть до 20 дня с
момента получения травмы, учитывая длительность инкубационного периода при
заболевании столбняком.
Состояние алкогольного опьянения не является противопоказанием к
экстренной профилактике.
Экстренная профилактика в полном объеме проводится двумя препаратами -АС и
ПСС.
Экстренную профилактику столбняка осуществляют с соблюдением следующих
правил.
1. Перед введением препарата ампулу тщательно п роема три ват т-препарат
не подлежит введению при отсутствии на ампуле этикетки с полными
сведениями о препарате, при наличии трещин, при наличии
осадка и не разбивающихся при встряхивании хлопьев, а также в случае
истекшего срока годности препарата.
2.
Непосредственно перед введением препарата АС ампулу встряхивают до
образования гомогенной взвеси.
3.
Вскрытую ампулу с АС или ПСС можно хранить не более 30 мин, накрыв
стерильной салфеткой.
4.
Препарат набирается в шприц из ампулы длинной иглой с широким просветом, а
для инъекции используют обязательно другую иглу.
5.
Медсестра, осуществляющая иммунопрофилактику столбняка, должна владеть
техникой внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекций.
6.
Непривитым контингентам АС вводят в количестве 1 мл подкожно в
подлопаточную область, ПСС вводят в дозе 3000 ME с обязательной постановкой двух
проб. Пробы ставятся для выявления чувствительности к чужеродному лошадиному
белку.
Первая проба ставится сывороткой, разведенной 1: 100, из ампулы, маркированной
красным цветом. Разведенную сыворотку вводят внутрикожно в сгибательную
поверхность предплечья в объеме 0,1 мл. Учет реакции проводят через 20 мин. Пробу
считают отрицательной, если диаметр отека или покраснения на месте введения меньше
1 см, пробу считают положительной, если диаметр отека или покраснения 1 см и более.
При отрицательной внутрикожной пробе проводится вторая проба: из ампулы
маркированной синим цветом, вводят ПСС в объеме 0.1 мл п\к. При отсутствии
реакции через 30 мин вся профилактическая доза 3000 М Е из той же ампулы
вводится внутримышечно в ягодичную область.
За пациентами после введения АС и ПСС устанавливается наблюдение в течение часа.
Пункты проведения прививок должны быть обеспечены средствами противошоковой
терапии.
Тестовы
й контроль Цель: закрепить знания
студентов по домашнему заданию.
1.
Колотая рана наносится:
б)
саблей;
г) стеклом.
в)
шилом;
2.
Абсолютный признак раны:
а)
кровотечение;
б)
боль;
в)
снижение гемоглобина;
г)
нарушение функции конечности.
3.
Ведущий симптом сквозной раны:
а)
повреждение кожи;
б)
наличие входного отверстия;
в)
наличие выходного отверстия;
г)
наличие входного и выходного отверстия.
4.
Первая фаза раневого процесса называется:
а)
регенерация;
в) воспаление;
б)
эпителизация;
г) рубцевание.
5.
ПХО ран лежит в основе антисептики:
а)
химической;
в) физической;
б)
механической;
г) биологической.
6.
Опасность укушенных ран:
а) обширная зона
в) обильное кровотечение;
г)
бешенство;
д)
повреждение кости.
7. Особенностью укушенных ран является:
б) сильное инфицирование;
а) большая кровоточивость;
повреждения;
б) зияние краев раны;
в) возможность заражения бешенстврм.
8.
Особенностью отравленных ран является;
а) 100% нагноение;
б) большая зона повреждения;
в) кровоточивость;
г) развитие отёка ткани.
9.
Особенностью огнестрельных ран является:
а) большая кровоточивость;
б) зияние краев раны;
в) наличие трех зон повреждения;
г) сильная боль.
10.
Общими признаками для всех ран является:
а) бактериальная загрязненность;
б) кровотечение;
в) нагноение;
г) заживление.
11.
Сколько стадий проходит раневой процесс?
а) 4;
в) 5;
б) 3; г)2.
12.
Первым этапом первичной хирургической обработки раны
является:
а) гемостаз;
б) осмотр раны;
в) рассечение раны;
г) туалет раны.
13.
Рассечение раны показано при:
а) резаной ране;
б) рубленой ране;
в) невозможности провести тщательную ревизию;
г)ушибленной ране.
14.
Рассечение раны противопоказано при:
а) огнестрельной ране;
б) колотой ране;
в) разможженной ране;
г) скальпированной ране.
15.
Первичной хирургической обработке не подлежат:
а) огнестрельные раны;
б) укушенные раны;
в) множественные непроникающие оскольчатые мелкие ранения.
г) разможженные раны.
16.
Полное иссечение раны невозможно при;
а) наличие раны на ягодице;
б) загрязнении почвой;
в) наличии в ране крупного сосуда.
17.
Первичные швы всегда накладываются при:
а) огнестрельных ранах;
б) бактериально загрязненных ранах;
в) гнойных ранах;
г) повреждении паренхиматозных ранах.
18.
Заживлении раны зависит от:
а) количества ран;
б) времени ранения;
в) возраста;
г) пола.
19.
Первичным натяжением заживают раны:
а) укушенные;
б) асептические;
в) инфицированные;
г) гнойные.
20.
Вторичным натяжением заживают:
а) Асептические раны;
б) резаные раны;
в) гнойные раны;
г) ссадины.
Решение ситуационных задач
Цель: Осуществление сестринского процесса-
Задача №1
В хирургический кабинет поликлиники обратилась женщина
42 лет с жалобами на повышение температуры до 38,6 град.,
болезненные судороги в области мышц плеча затрудненное
глотание. Из анамнеза известно, что пациентка уколола плечо о
ржавый гвоздь, кровотечение было незначительное, за
медицинской помощью не обращалась
Через 2 дня состояние больной ухудшилось, судорожные
подергивания в левом плече. Объективно: состояние средней
тяжести, температура 38,8 град., пульс -98 в мин., ритмичный, ЧДД
- 24 в мин., АД - 120/80 мм.рт.ст.
Задания:
1.
Определите, симптомы какого осложнения появились у
пациента.
2.
Выявите, удовлетворение каких потребностей
нарушено у пациента.
3.
Определите проблемы пациента, выделите приоритетную.
4.Определите цели и составьте план сестринского вмешательства
с
мотивацией
5: Наложите колосовидную повязку на плечо.
Эталон ответа:
1. У пациента инфицированная колотая
рана плеча. Столбняк.
Информация, позволяющая заподозрить
данное заболевание:
1.
наличие инфицированной колотой раны плеча
2.
наличие судорог, нарушение глотания
3.
высокая температура.
2. У пациента нарушено удовлетворение потребностей
быть здоровым, поддерживать состояние, есть, двигаться,
работать.
3. Проблемы пациента:
1.
Высокий риск отравления токсинами.
2.
Нарушение глотания.
3.
Судороги.
4.
Нарушение целостности кожных покровов.
Приоритетная проблема - судороги, нарушение глотания.
4. Краткосрочная цель - устранить судороги, нарушение глотания
Планирование и Мотивация.
1.
МУс обработает кожу вокруг раны, наложит асептическую повязку для
предотвращения инфицирования банальной флорой раны.
2.М/с пригласит врача, для получения назначений и решения вопроса
госпитализации
3.
М/с введет по назначению врача АС -1 мл. аминазин 25% -1 мл, анальгин
50% -
25 мл, димедрол 1% -1 мл для уменьшения судорог, уменьшения интоксикации
4.М/с вызовет "Скорую помощь" - для срочной госпитализации | в
реанимационное отделение
5. Студент демонстрирует наложение колосовидной повязки на
плечо.
Задача № 2
В стационар поступил пациент 28 лет с жалобами на боли в области левой кисти
отек, повышение температуры до 39,0 град. Из анамнеза м/с выяснила, что накануне
после работы с лопатой на левой ладони появились пузыри со светлым содержимым,
которые вскрылись. За медицинской помощью не обращался, раны обработал йодом.
Вечером появились пульсирующие боли в области кисти, повысилась температура до
38,6 град. При осмотре в области тыла кисти выраженный отек, гиперемия. Пульс -100
в мин., ЧДД - 22 в мин., АД -120/80 мм.рт.ст., температура 39,0 град.
Задания:
1.
Определите, какое можно заподозрить заболевание.
2.
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
3.
Определите проблемы пациента.
4.
Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
5. Наложите повязку на левую кисть.
Эталон ответа:
1. У пациента флегмона левой кисти.
Информация, позволяющая заподозрить данное заболевание:
1.
наличие входных ворот
2.
выраженный отек и гиперемия тыла кисти
3.
повышение температуры тела до 38-39,0 град.
2. У пациента нарушено удовлетворение потребностей быть
здоровым, поддерживать состояние, температуру тела, работать. 3.
Проблемы пациента:
1.
Нарушение целостности кожных покровов.
2.
Отек и покраснение кожи.
3.
Повышение температуры.
4.
Дефицит самоухода.
Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных
покровов, отек и гиперемия кожи.
4.Цель: снятия явления воспаления.
Планирование и Мотивация.
1 .М/с обеспечит асептическое окружение, проведет туалет кожи вокруг раны для
уменьшения травматизации поврежденных тканей,.
2.
М/с обеспечит наложение асептической повязки для уменьшения
инфицирования
3.
М/с обеспечит наблюдение на больным (измерение температуры, пульса, ЧДД) для
контроля за общим состоянием пациента
4.
М/с подготовит пациента для экстренной операции (общий анализ крови, анализ
мочи, ЭКГ', подготовка кожи, премедикация). для эвакуации гноя
5.
Но назначению врача введет лекарственные препараты для снятия симптомов
воспаления, дезинтоксикации
5.
Студент демонстрирует наложение повязки "рыцарская перчатка".
Терминологический диктант
Шок
—
резкое
прогрессирующее снижение всех жизненных функций организма.
Экссудат (выпот) — жидкость, выпотевающая из мелких сосудов в ткани или
полости тела.
Воспаление
—
защитно-приспособительная реакция организма на различные
вредные воздействия.
Грануляция
—
незрелая соединительная ткань, выглядящая как сочная ярко-
красная масса с неровной зернистой поверхностью.
По горизонтали:
2. защитно-приспособительная реакция организма на различные вредные
воздействия.
4.
Резкое прогрессирующее снижение всех жизненных функций организма.
5.
Скопление крови в мягких тканях
7.
Препарат для профилактики столбняка
8.
Грозное осложнение инфицированной раны
По вертикали:
1. Жидкость, выпотевающая из мелких сосудов в ткани или полости тела.
3.Осложнение укушенных ран
5
. Незрелая соединительная ткань, выглядящая как сочная ярко-красная масса с
неровной зернистой поверхностью.
6.Один из признаков воспаления 7.
Механическая антисептика
9.Нарушение целости кожи, зияние.
Кроссворд
Решение к кроссворду
По горизонтали:
2.
воспаление,
4.
шок,
5 .
гематома,
7 .
пес
8.
столбняк,
По вертикали:
1
. экссудат,
3.
бешенство,
5 .
грануляция,
6.
отек,
7 .
пхо,
9. рана,
Самостоятельная работа студентов по отработке практических
манипуляций
Преподаватель формирует пары студентов, которые друг на друге отрабатывают
практические навыки по очереди. Затем они дают оценку друг другу. При этом сам
преподаватель внимательно контролирует ответы студентов, следит за соблюдением
алгоритмов выполнения манипуляций.
Обобщение
Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы студентов во время
урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные и отрицательные
стороны в ответах студентов, выводит общие оценки исходя из результатов
фронтального, индивидуального опросов, тестового контроля, терминологического
диктанта, решении задач, демонстрации практических навыков по проведению ПХО,
наложению и снятию швов и др.. Затем каждому студенту выставляется средний балл в
журнал
за
подготовленность
к
домашнему
заданию
и
отдельно
оценка
в
манипуляционную тетрадь за выполнение практических навыков.
Задание на дом
Тема: «Сестринский процесс при повреждениях. Термические поражения».
Рекомендуемая литература:
1.
Учебное издание Шевченко А. А. Клинический уход за хирургическими
больными. «Уроки доброты». 2010 г
2.
Учебное издание Дмитриева З.В. Теплова А.И. Теоретические основы
сестринского дела в хирургии. 2009 г.
3.
Сестринское дело в хирургии. Барыкина В.А., Зарянская В.Г. 2007г.
4.
Теория и практика сестринского дела в хирургии. Баурова Л.В. Демидова Е.
Р. 2010 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Использованная литература
1.
Аркацева СЛ. Обучение практическим навыкам в системе среднего
медицинского образования, 1997.
2.
Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия. — М.: Медицина, 1998.
3.
Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Медицина, 2002.
4.
Горобец Е.С. Основы современного представления о послеоперационном
обезболивании // Материалы симпозиума «Анальгезия в хирургии», 2000.
5.
Мокеев И.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия. —М., 1998.
6.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. — М.: Родник,
1998.
7.
Перфильева Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра. 1999, №2.
8.
Соколова Т.Р. Концепция сестринского диагноза // Медицинская помощь,
2000, №5.
9.
Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. — М.: АНМИ, 1997.
10.
Методические рекомендации Московского городского ожогового центра,
1999.
11.
Материалы второй научно-практической конференции, «Внутрибольничные
инфекции в стационарах различного профиля». — М., 2004.
12.
Письмо Минздрава России от 06.01.04 №2510/90 «О действующих
нормативных и методических документах по эпидемиологии»
13.
Сестринская помощь в периоперативном периоде: Учебное пособие: /Под
общей ред. Г.М. Перфильевой, 2000.