Автор: Стафеева Алена Николаевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г. Усинска
Населённый пункт: Республика Коми город Усинск
Наименование материала: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ»
Тема: Тема: «Русский танец. Хоровод»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Усинска
«Челядьлы искусств школа» Усинсккарсасодтӧдтӧдӧмлунсетан
муниципальнӧйсьӧмкуд учреждение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ»
Тема: «Русский танец. Хоровод»
(для обучающихся 2 класса хореографического отделения)
Выполнила:
преподаватель ДШИ
А.Н.Стафеева
г.Усинск
2013
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. преподавателя: Стафеева Алёна Николаевна.
2. Класс:
2
Дата: 07.09.13. Предмет: Подготовка концертных номеров № урока по расписанию:
3.
3. Тема урока
«Русский танец. Хоровод
».
4. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
5. Цель урока: развитие танцевальных способностей обучающихся посредством русского танца.
6. Задачи урока:
обучающие:
- овладеть «языком» русского танца;
- познакомить с «игровым» видом хоровода.
развивающие:
- способствовать развитию эмоционально-эстетической сферы и образного мышления, фантазии, стремления к
самовыражению.
- способствовать закреплению навыков правильной мышечной работы.
- мотивировать на дальнейшие занятия хореографическим творчеством.
воспитательные:
- привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов.
- воспитать доброжелательное отношение друг к другу, партнерские отношения, любознательность, оптимистичный взгляд
на жизнь и собственную деятельность.
7. Универсальные учебные действия (УДД):
личностные:
- сформировать первоначальное представление о роли танца в жизни человека;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата;
познавательные общеучебные:
- умение осмысленно воспринимать танцевальную постановку и выражать свое отношение к танцу.
-владение системой знаний понятийного аппарата, ориентироваться в видах, жанрах, стилях, направлениях
хореографического искусства.
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
коммуникативные:
- способность к самовыражению, проявляющаяся в собственном творчестве (импровизация на заданную тему)
- уважительное отношение к партнеру и участникам танцевальной постановки, готовность оказать поддержку друг другу,
переживать за общий результат.
в сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с преподавателем и сверстниками;
регулятивные:
- принятие учебной задачи и следование инструкциям преподавателя.
- сформированность основ танцевального мастерства через овладение специальных исполнительских действий
(тренировочных упражнений, танцевальных элементов, приемов их соединения, размещения в пространстве).
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала);
- аналитический.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- личностно - ориентированный подход.
Оборудование:
- музыкальный инструмент (электронное пианино);
- музыкальный центр.
Межпредметные связи:
- гимнастика;
- слушание музыки и музыкальная грамота.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время,
мин
Цель
Содержание учебного материала
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
ФОУД *
1.Организационн
ый момент.
Разминка
(подготовка к
усвоению новых
знаний)
10
Р
азвитие
двигательного
аппарата,
эластичности
связок и
определенной
группы мышц.
Тренировка
нервной
системы,
играющей
ведущую роль в
регулировании
всей
деятельности
двигательного
аппарата.
Воспроизведение
и коррекция
опорных знаний
учащихся.
Исходное положение (по какой
позиции исполняется).
Традиционное приветствие
преподавателю, концертмейстеру в
виде сценического поклона. Учебно-
тренировочные упражнения. Работа
головы «гусь», плечи, наклоны
корпуса в различных направлениях.
Затем чередуются упражнения на
прямых ногах и согнутыми
коленями («цапля», «пружинка» на
месте и в повороте, плавная и
отрывистая), упражнения для ног с
напряженной стопой и
расслабленной. Хлопки на
координацию с различным
ритмическим рисунком.
Прыжки: по 6 поз. ног, «ножницы»,
«свечка», «разножка».
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к
уроку. Следит за
техникой
исполнения
движений.
Исправляет
возможные
ошибки при
выполнении
движения;
объясняет, что
развивает,
вырабатывает, с
каким движением
может сочетаться и
комбинироваться.
Немного завышает
трудность заданий,
меняет порядок
движений,
проверяя детей на
сообразительность
Приветствуют
преподавателя,
проверяют свою
готовность к уроку.
Исполняют поклон.
Выполняют учебно-
тренировочные
упражнения,
разогревая костно-
мышечный аппарат.
Внимательно
слушают
преподавателя.
Стараются
заниматься
собранно,
раскрываться
эмоционально.
Результат -
повышается
уровень
исполнительской
техники.
личностные;
коммуникативные;
регулятивные
Ф
2.Актуализация
знаний.
10
Вспомнить
основные жанры
русского танца.
Повторить,
закрепить
«орнаментальны
й» вид хоровода.
Отработать
Вопрос преподавателя: вспомним,
какие основные жанры в русском
народном танце?
Дети выстраиваются, держась за
руки в линию, настраиваются на
начало танца. Вопрос: почему этот
вид хоровода называется
орнаментальным? Какие основные
Предлагает
вспомнить
пройденный
материал,
включает детей в
интеллектуальную
работу при
помощи
Ученики отвечают
на поставленные
вопросы.
Повторяют
пройденный
материал -
«орнаментальный»
вид хоровода.
регулятивные
(принимать учебную
задачу и следовать
инструкции учителя)
коммуникативные
(уважительное
отношение к
партнеру и
Ф
Г
технику,
выразительность
исполнения
движений,
передать
национальный
характер танца.
фигуры хоровода вы знаете? Как вы
думаете, какую атрибутику в руках
могут использовать танцующие?
После ответов детей, приступаем к
повторению. Во время исполнения
хоровода «семенящим» шагом
особое внимание было обращено на
правильность выполнения движения
на полупальцах. Вырисовывая
такие фигуры хоровода, как
«змейка», «круг», «кружева»,
«воротца», «ручеек», «до-зо-до»
дети вспоминали порядковый счет,
геометрические фигуры,
обращались к понятию
«пространственные отношения», но
не на бумаге, а в музыкальном зале.
(реализация межпредметных
связей).
задаваемых
теоретических
вопросов. Особое
внимание уделяет
точному началу
движения с
началом звучания
музыки и четкой
остановкой с ее
окончанием.
Следит за
ровными
перестроениями
композиционных
рисунков.
Обращает
внимание на
выразительность
исполнения,
умение правильно
передавать
характер танца.
Исполняют хоровод
музыкально,
технически
грамотно,
осмысленно
.
Все движения дети
последовательно и
логично соединяют
между собой,
образовывая
стройный и
законченный
учебный пример
участникам
танцевальной
постановки,
готовность оказать
поддержку друг
другу, переживать за
общий результат)
3. Сообщение
новых знаний.
15
Дать понятие о
сходстве и
различии двух
видов хоровода.
Создание
рабочего
творческого
самочувствия.
Дать учащимся
ориентировочну
ю основу
действий
(алгоритм) при
самостоятельном
сочинении своих
Обратите внимание на название
новой темы: «игровой» вид
хоровода. Как вы думаете, почему
он так называется? После ответа,
детям предлагается встать в центр
зала и сделать круг. Объяснив
«игровой» вид хоровода,
предлагается найти сходство и
различия между двумя видами. На
примере таких хороводных игр, как
«Арина», «Ровным кругом»,
«Пузырь», показываю приемы
сочинительства, элементы
импровизации, поясняя свои
действия, анализируя ее части.
Дидактический момент - 3 этапа:
Объясняет новый
материал. На
своем примере
показывает
приемы
сочинительства
.
Детализирует
приемы
построения
движений,
объясняет, как
разнообразить
рисунок движения,
усложнить,
изменить,
дополнить лексику
Внимательно
слушают
объяснение нового
материала.
Проявляют
неподдельный
интерес к новой
теме. При слове
игра, интерес
удваивается. С
удовольствием
принимают участие
в хороводных
играх, отвечают на
поставленные
вопросы.
регулятивные
(принимать учебную
задачу и следовать
инструкции
преподавателя;
в сотрудничестве с
педагогом находить
варианты решения
учебной задачи);
коммуникативные
(способность к
самовыражению,
проявляющуюся в
собственном
творчестве
(импровизация на
Ф
И
Г
танцевальных
комбинаций на
материале урока.
Показать прием
сочинительства,
поясняя свои
действия.
игра-импровизация «Перепляс». На
середину приглашаются по желанию
ребят два человека или группа.
Звучит музыка, и танцующие
стремятся превзойти один другого
выдумкой и мастерством
исполнения, кто кого перепляшет,
отсюда и название игры "Перепляс".
Выигрывает тот, кто чаще, чем его
соперник, меняет движения, у кого
они наиболее интересны и
оригинальны.
движения.
Ориентирует детей
на необходимость
активизировать
роль воображения,
фантазии,
внимания и
памяти, знания,
умения и навыков
в области
народного танца
(Экспериментируй
те, выдумывайте,
фантазируйте!).
Придумывают
игровые образы,
подбирают
движения,
соответствующие
характеру музыки.
Отображают
особенности
хоровода, а также
особенности
русского костюма в
своих
Рисунках.
заданную тему)
Личностные
(учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному материалу)
Рефлексия
5
Подведение
итогов работы на
уроке,
выставление
оценок.
Обмен мнениями об участии в
уроке. Фронтальный опрос о
впечатлениях от урока.
У: Ребята, а теперь я предлагаю, вам
немного расслабится, успокоится и
сесть на коврики в удобную вам
позу. Сейчас вы услышите
красивую, спокойную музыку и
попробуйте каждый нарисовать в
своей голове образ,
соответствующий характеру этой
мелодии. Прослушав музыку, ребята
с удовольствием делятся своими
впечатлениями. У каждого было
свое видение от услышанной
музыки. Кто- то плакал, кто- то
улыбался, но главное - никто не
остался равнодушным, все с
удовольствием согласились принять
задание: отобразить увиденное в
своих рисунках.
После релаксации, выполняется
«поклон» преподавателю и
концертмейстеру.
Предлагает
выполнить
упражнения на
расслабление,
пофантазировать.
Подбирает
музыку, следит за
творческим
процессом,
опрашивает детей,
ведет с ними
беседу. Предлагает
выполнить
домашнее задание,
которое носит
дифференцирован
ный характер.
Хвалит детей за
выполненную
работу, дает им
рекомендации
Ученики
выполняют задание
педагога. С
удовольствием
делятся
впечатлениями от
проделанной
работы.
Интересуются
домашнем
заданием,
спрашивают, будут
ли они еще играть в
хороводные игры.
личностные
(самоанализ и
самоконтроль
результата);
коммуникативные
(организовать и
осуществить
сотрудничество и
кооперацию с
педагогом и
сверстниками)
И
П: Наш урок окончен. Спасибо!
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке : обучающиеся работали активно, все были включены в
работу_________________________________________________________________ ______________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: поставленные цели урока достигнуты______________________________________
Приложение
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6,5-7 до 10 - 11 лет. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности
формируется учебная деятельность. В рамках учебной деятельности возникает два основных психологических новообразования - возможность осознанной
регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Основное - освоение знаний, развитие интеллектуально - познавательной
среды. Особенности этого возраста обязывают меня, как преподавателя, понять ряд специальных задач: первой задачей является всесторонне развить
организм занимающихся, затем формировать правильную осанку, обучить двигательным навыкам и умению овладеть этими навыками. В рамках этого
возраста я обязана поддерживать энергетический обмен веществ в организме обучающихся, совершенствовать их моральные и волевые качества,
координацию движений, быстроту и точность реакции, сообразительность, смелость, умение ориентироваться в двигательной ситуации, самообладание,
ловкость. Особенно важно воспитывать у обучающихся сознательную дисциплину, организованность, трудолюбие, ответственность, умение
сосредоточиться, чувство долга.