Автор: Коршункова Дина Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Капыревщинская СШ
Населённый пункт: деревня Капыревщина
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности « Основы проектной деятельности» Общеинтеллектуальное направление
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол
от _____________№ ______
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
__________Н.С.Потягова
Приказ от ______________№______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Основы проектной деятельности»
Общеинтеллектуальное направление
3 класс
2019 –2020 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМС __________________
Протокол от_______________________ №____________
Руководитель ШМС _________________( Охлюева Е.В.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 3
класса составлена на основе авторской
программы
Н.Ю. Пахомовой «Проектная
деятельность» и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для
начальной школы.
Целью внеурочных
занятий
по
теме
«Основы
проектная
деятельность»
является
формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Начальное обучение направлено на формирование основополагающих умений учебного
проектирования.
Основными задачами начального обучения проектированию является формирование
следующих умений:
•
планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным
планом;
•
планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
•
анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные
знания;
•
ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
•
анализировать
полученный
результат
на
соответствие
требованиям
задачи
или
поставленной цели;
•
предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.
Реализация программы ориентирована на обучающихся 3 класса.
Объем программы;
На изучение курса «Основы проектной деятельности» для 3 класса отводится 34 ч., 1 час в
неделю (34 учебные недели)
Срок реализации программы – 1 год
Учебный курс «Основы проектной деятельности» реализуется при использовании УМК.
1.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных
классов. 3 класс. М., 2015.
2.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 3 класс. М., 2015.
Формы организации
учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая,
коллективная.
Планируемы результаты
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать
такими
понятиями,
как
проблема,
гипотеза,
наблюдение,
эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения
и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать
(защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность,
невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В ходе реализации программы «основы проектной деятельности» будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый
уровень
результатов –
приобретениеобучающимся социальных
знаний
(об
общественных
нормах,
устройстве
общества,
о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие
ученика
со
своими
учителями
как
значимыми
для
него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй
уровень
результатов
–
получение
школьником
опыта переживания
и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества (человек,
семья,
Отечество,
природа,
мир,
знания,
труд,
культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие школьников
между
собой
на
уровне
класса,
школы,
т.е.
в
защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий
уровень
результатов
–
получение
школьником
опыта самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном общественном
действии,
действии
в
открытом
социуме,
за
пределами дружественной
среды
школы,
для
других,
зачастую
незнакомых
людей, которые
вовсе
не
обязательно
положительно
к
нему
настроены,
юный человек действительно
становится
(а не
просто
узнаёт
о
том,
как
стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Очевидно,
что
для
достижения
данного
уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника социальными субъектами за пределами школы, в открытой
общественной среде. Достижение
трёх
уровней
результатов
внеурочной
деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У
учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как
учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и
ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта
нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять
новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию,
способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого
уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива,
резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что
создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в
пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных
результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ
российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие
нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья,
позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
Программа рассчитана на обучающихся 3класса. Обучающиеся достигнут к концу года
результатов 2 уровня.
Содержание внеурочной деятельности
№
п/
п
Тематический
блок, раздел
курса
Ко
л-
во
час
Основное содержание
блока, раздела внеурочной
деятельности
Формы
организ
ации
заняти
й
Основные виды учебной
деятельности
1
«Грибы в
лукошке»
1
Спланировать и изготовить
из бумаги панно «Грибы в
лукошке»
Группо
вая
Умение планировать
количество и расположение
деталей на изделии.
Умение распределять работу в
группе.
2
«Мебель для
куклы:
кровать и
тумбочка»
2
Изготовить набор мебели для
кукол (кроватку и тумбочку)
Группо
вая
Умения выделять проблему и
искать пути ее решения,
определив порядок действий в
виде задач.
Умение
составлять
оптимальный
план
по
времени.
3
«Мебель для
куклы: стол и
стул»
2
Изготовить набор мебели для
кукол (стол и стул),
распределив работу между
членами бригады
Группо
вая
Умение
составлять
оптимальный
план
по
времени.
Умение распределять работу в
группе. Умение выполнять
работу в соответствии с
планом
4
«Вода»
1
Проблема: как узнать больше
о воде? Цель: найти способ
приобретения новых знаний
о воде
Группо
вая
Умения
анализировать
ситуацию,
выделять
в
ней
проблему и условия. Умения
формулировать
проблему,
цель и задачи.
5
«Домашнее
животное»
2
Что должны знать дети,
имеющие домашних
животных или желающие их
Группо
вая
Умения анализировать
ситуацию, выделять в ней
проблему и условия. Умения
завести? Как заботиться о
домашнем животном, чтобы
оно было здоровым и
счастливым? Составить
инструкцию по уходу и со-
держанию животных
формулировать проблему,
цель и задачи для достижения
цели. Умения представлять
ход и результат проделанной
работы.
6
«Здоровый
образ жизни»
2
Школьники сами должны
заботиться о своем здоровье,
вести здоровый образ жизни,
то есть выполнять правила
сохранения и укрепления
здоровья. А как узнать,
соблюдаешь ли ты правила
здорового образа жизни? Как
вести здоровый образ жизни?
Группо
вая
Умение выделять главное в
тексте. Умения проводить
самоанализ и сравнение.
Умение рефлексировать в
отчете проделанную работу.
Умения представлять ход и
результат проделанной работы
7
«Безопасный
переход
улицы»
1
Рассмотреть ситуацию и
сформулировать задание для
составления плана в виде
инструкции по безопасному
переходу улицы, записать ее
с помощью сокращенных
обозначений и
алгоритмического языка.
Группо
вая
Понятие «правило». Понятие
«запись на алгоритмическом
языке».
Умения анализировать
ситуацию, выделять в ней
проблему и условия
8
«Маршрут
1
Рассмотреть ситуацию и
сформулировать задание для
составления плана-схемы
маршрута от школы до
поликлиники по
кратчайшему пути, соблюдая
правила дорожного
движения.
Группо
вая
Умения формулировать
проблему и цель.
Умение выделять действия
того, кто будет
осуществлять план
(инструкцию). Умения
формулировать проблему и
цель.
9
«Рукавицы
для Пети»
1
Помочь из вороха разных
рукавиц, варежек и перчаток
разного размера, выбрать и
найти ту пару, которая
нужна третьекласснику Пете
(рукавицы 5 размера на
меху). Написать алгоритм
поиска рукавиц.
Группо
вая
Понятия «ситуация»,
«проблема», «цель» и
«задачи» в их единстве.
Умение выделять действия
того, кто будет
осуществлять план
(инструкцию). Умение
составлять план-алгоритм
10
«Новогодний
праздник,
пригласител
ьный билет»
2
Необходимо организовать
праздник «Новый год»
своими силами, составив
план подготовки и
программу проведения
Группо
вая
Умение уточнять условия, в
которых рассматривается
проблема. Умения
определять возможные дей-
ствия и составлять план.
11
«Коврик»
2
Изготовить коврик,
определив действия и
операции и их
последовательность.
Группо
вая
Умение
определять
состав
действий и операций.
Умение составлять план по
действиям и операциям
12
«Детская
площадка»
1
В жилом массиве между
домами на свободной
территории размером 30x15
м разместить и оборудовать
детскую площадку
имеющимися сооружениями
Группо
вая
Умение уточнять условия, в
которых рассматривается
проблема.
Умения
составлять
план
и
записывать его в виде эскиза
13
«Ленивые
вареники»
2
Необходимо оборудовать
автоматизированную линию
для приготовления и подачи
порционного блюда
«Ленивые вареники» с
соблюдением технологии
рецепта
Умение формулировать
проблему, цель и ожидаемый
результат.
Умения определять
возможные действия и
составлять проект.
14 «Школьное
экскурсионное
бюро»
2
Необходимо сделать
экскурсионную программу,
рассказывающую о школе, и
буклет в соответствии с
требованиями конкурса.
Коллек
тивная
Умение анализировать
ситуацию, содержащую про-
блему и условия. Умение
формулировать проблему,
цель и ожидаемый результат.
15
«Сухарики»
2
Школьное коммерческое
предприятие получит
финансирование, если
предложит бизнес-план
организации производства и
продажи популярного
лакомства «Сухарики».
Группо
вая
Понятия «бизнес- план»,
«цена», «прибыль» и
«ресурсы». Умение анализи-
ровать ситуацию,
содержащую проблему и
условия.
16
«Фитодизайн
класса»
2
Для фитодизайна класса
были отобраны: кактус,
пеларгония, спатифиллум,
традесканция, хлорофитум.
Как расставить цветы.
Коллек
тивная
Умение формулировать
проблему, цель и ожидаемый
результат.
Умения представлять ход и
результат проделанной работы
17
«Профессии
наших
родителей»
2
Чтобы выбрать профессию,
необходимо узнать как
можно больше интерес-
ной информации о
профессиях родителей. Как
рассказать о них своим
одноклассникам?
Индиви
дуальн
ая
Понятие «социологическое
исследование».
Умение анализировать
ситуацию, содержащую
проблему и условия.
18
«Викторина»
2
Для проведения викторины
необходимо подготовить 45
—50 вопросов на толкование
слов, означающих профессии
или род занятий, используя
любые справочные издания,
Группо
вая
Умение комплексного
распределения работы между
группами класса. Умение
соединять результаты работы
групп в единое целое
19
«Рефлексия»
3
Выявление степени
сформированности
рефлексивных умений,
оценка представлений о
сферах применения и эффек-
тивности полученных
знаний, личностная
рефлексия впечатлений и
ощущений от работы на
уроках курса «Проектная
деятельность»
Индиви
дуальн
ая
Умение рефлексировать