Напоминание

Вредные привычки и их влияние на здоровье


Автор: Баранов Сергей Владимирович
Должность: преподаватель истории.
Учебное заведение: ГАПОУ Кумертауский горный колледж
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Кумертау
Наименование материала: Классный час
Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Кумертауский горный колледж

План-конспект классного часа

« Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика

вредных привычек».

Разработал:

преподаватель

истории и обществознания

Баранов С.В.

Кумертау 2021 г.

«Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика

вредных привычек»

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы

здорового образа жизни». Это комбинированный урок с

использованием информационно-коммуникационных

технологий по теме «Вредные привычки и их влияние на

здоровье. Профилактика вредных привычек». Урок построен

в контексте проблемного изучения нового материала. В

структуру урока заложены методические условия,

позволяющие реализовать личностные возможности

учащихся через использование полученных знаний, в новых

проблемных ситуациях на уроке. Деятельность

преподавателя и студентов реализуется через принципы

обучения: научность и доступность подачи материала,

системность и последовательность его рассмотрения,

принцип наглядности (использование видеороликов) принцип

интеграции - межпредметные связи (биология, литература).

Цели:

образовательная – обобщение знаний о последствиях

употребления табака и алкоголя (характеристика

факторов, разрушающих здоровье человека).

развивающая – создание условий для формирования

коммуникативных компетентностей посредством:

освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии,

выработки оценочных умений аргументации и

адекватной самооценки; развитие гибкости ума и

способности к нестандартным решениям;

воспитательная – воспитание психически здорового,

личностно развитого человека, способного

самостоятельно справляться с собственными

психологическими затруднениями и жизненными

проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием

следующих педагогических и воспитательных технологий:

информационно-коммуникационные технологии;

личностно – ориентированная технология;

игровые технологии;

проблемное обучение;

технология саморазвития;

здоровьесберегающая технология.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся

о проведённом уроке.

Эпиграф:

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»

Конфуций

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят:

«Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают

здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней

и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье

нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела.

Составляющие здоровья должны гармонично развиваться.

Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить

здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым,

необходимо вести здоровый образ жизни, в который

входят элементы: двигательная активность; рациональное

питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная

гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от

вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на

уроке.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко

вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В

среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По

данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в

настоящее время, а в 2021 году от курения погибнут около 10

миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм

ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.

Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10

лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается

актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же

еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди

выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь

об этом!

Сообщения обучающихся «Из истории табака», «Из

истории алкоголя».

Из истории табака. (1 обучающийся)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании -

спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12

октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев

символический смысл. Противники садились в кружок, вождь

раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной -

двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И

так по кругу шла «трубка мира».

Несмотря на широкое распространение табака в Европе,

курение через некоторое время было запрещено в разных

странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в

стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как

нарушение законов Корана: человека избивали и возили на

осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись

массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение

под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было

приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через

Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле

Федоровиче - первом царе династии Романовых - за

употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми

и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В

16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых

пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука

Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много

сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал

жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую

виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия)

вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала

расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку,

которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка

продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла.

Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им

людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали

по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по

бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы;

но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых

ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным

веселящим действием некоторых напитков из молока, меда,

сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день

приходит разбитость, головная боль, дурное настроение.

Поэтому с пьянством боролись практически во все времена.

В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из

раскаленного металлического сосуда горячее вино или

кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин,

заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В

Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду.

Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1

были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало

вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917

году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941

году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах

появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал

опасен из-за вырождения нации в России.

Преподаватель: Давно известно, что курить и пить вредно.

Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь?

Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и

употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы

можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить сами.

причины курения;

последствия курения;

меры для предупреждения курения;

причины употребления алкоголя, пива;

последствия употребления алкоголя, пива;

меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Работаем 5 минут.

Краткие выступления студентов и комментарии

преподавателя.

Примерные ответы студентов:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:

- любопытство,

- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

- быть “крутым”; “легкое” общение,

- заниженная самооценка,

- неумение отдыхать без допинга,

- неумение отказать,

- просто так,

- удовольствие,

- развлечение,

- пример друзей и взрослых,

- наличие свободных денег;

- влияние кино, телевидения, рекламы;

-баловство,

-от нечего делать,

- уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия табакокурения:

Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

Раковые заболевания легких, гортани.

Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт,

инсульт, мигрень.

Угнетение нервной системы. Память и внимание

ослабевают, работоспособность понижается.

Раздражительность, агрессивность.

Расстроена работа потовых и сальных желез.

Волосы истончены, секутся и выпадают.

Снижается сексуальная потенция, репродуктивная

функция.

Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

Понижается острота слуха.

Иногда возникает потеря зрения, нарушается

цветоощущение.

“Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

Психические и неврологические расстройства

(повышенная утомляемость, рассеянность,

раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.

Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит,

цирроз, гастрит, холецистит.

Снижение сексуальной потенции, влияние на

беременность (потеря ребенка, преждевременное

появление).

“Синдром хронической усталости”.

Снижение иммунитета.

Раннее старение (особенно девушек).

Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21

года.

Запретить рекламу сигарет.

Запрет со стороны родителей.

Введение штрафов за курение и распитие алкогольных

напитков в общественных местах.

Получать достоверную информацию о вреде.

Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Преподаватель

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная

мудрость. Пословицы:

Хмель шумит, | а ум молчит.

Дали вина, | так и стал без ума.

Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

И худой квас лучше | хорошей водки.

Кто вино любит, | тот сам себя губит.

Работа денежки копит, | хмель их топит.

Вино полюбил – | семью разорил.

Водка и труд | рядом не идут.

Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

Проверка правильности ответов.

Пример:

Если хочешь долго жить,

Умей не пить и не курить!

Здоровый образ жизни моден,

От куренья стань свободен.

Алкоголь нам всем опасен,

Без него наш мир прекрасен.

Давайте люди всех планет

Вредным привычкам скажем: «Нет!»

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

9. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют

слез.

10. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

11. Когда вино входит – тайна выходит.

12. Вино веселит, да от вина голова болит.

13. Водку пить – ум топить.

14. Счастлив тот, кто вина не пьет.

15. Вино веселит сердце, да человека губит.

16. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

17. Как хватил через край, так все пропадай.

18. Дали вина – так и стал без ума.

19. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

20. Пей, да дело разумей.

21. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

22. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

23. Вечером пьяница, утром лентяй.

Преподаватель: А мы пока с вами подведем итоги нашего

урока.

Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными

соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не

употреблять алкогольные напитки, не пробовать

психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно

последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от

вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао

Цзы «Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто

может победить самого себя – поистине могуществен!».

Любая положительная деятельность может быть толчком к

отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым,

лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело,

петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в

походы, на концерты, посещать театры, читать книги,

дружить...

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута.

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: «Ум и руки – на

пользу обществу!».

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и

не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые,

вечные дела.

Впереди ожидает Вас

Дружба и свет любимых глаз,

Шум и радость жизни,

И служение Отчизне.

Новых звезд и открытий блеск,

А не вредных соблазнов треск.

Их не выбираешь,

А то жизнь ты проиграешь!

Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Побороть дурные

привычки легче сегодня, чем завтра» – сказал Конфуций.

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой

хваткой держат человечество со времён седой старины и

собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость,

подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода

людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем

уроке, помогут вам избежать этой участи.



В раздел образования