Автор: Баранов Сергей Владимирович
Должность: преподаватель истории.
Учебное заведение: ГАПОУ Кумертауский горный колледж
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Кумертау
Наименование материала: Классный час
Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Кумертауский горный колледж
План-конспект классного часа
« Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика
вредных привычек».
Разработал:
преподаватель
истории и обществознания
Баранов С.В.
Кумертау 2021 г.
«Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика
вредных привычек»
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы
здорового образа жизни». Это комбинированный урок с
использованием информационно-коммуникационных
технологий по теме «Вредные привычки и их влияние на
здоровье. Профилактика вредных привычек». Урок построен
в контексте проблемного изучения нового материала. В
структуру урока заложены методические условия,
позволяющие реализовать личностные возможности
учащихся через использование полученных знаний, в новых
проблемных ситуациях на уроке. Деятельность
преподавателя и студентов реализуется через принципы
обучения: научность и доступность подачи материала,
системность и последовательность его рассмотрения,
принцип наглядности (использование видеороликов) принцип
интеграции - межпредметные связи (биология, литература).
Цели:
образовательная – обобщение знаний о последствиях
употребления табака и алкоголя (характеристика
факторов, разрушающих здоровье человека).
развивающая – создание условий для формирования
коммуникативных компетентностей посредством:
освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии,
выработки оценочных умений аргументации и
адекватной самооценки; развитие гибкости ума и
способности к нестандартным решениям;
воспитательная – воспитание психически здорового,
личностно развитого человека, способного
самостоятельно справляться с собственными
психологическими затруднениями и жизненными
проблемами.
Форма урока: комбинированный урок с использованием
следующих педагогических и воспитательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии;
личностно – ориентированная технология;
игровые технологии;
проблемное обучение;
технология саморазвития;
здоровьесберегающая технология.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся
о проведённом уроке.
Эпиграф:
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
Конфуций
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят:
«Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают
здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней
и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье
нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела.
Составляющие здоровья должны гармонично развиваться.
Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить
здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым,
необходимо вести здоровый образ жизни, в который
входят элементы: двигательная активность; рациональное
питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная
гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от
вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на
уроке.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко
вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В
среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По
данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в
настоящее время, а в 2021 году от курения погибнут около 10
миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм
ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.
Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10
лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается
актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же
еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди
выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь
об этом!
Сообщения обучающихся «Из истории табака», «Из
истории алкоголя».
Из истории табака. (1 обучающийся)
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании -
спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12
октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев
символический смысл. Противники садились в кружок, вождь
раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной -
двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И
так по кругу шла «трубка мира».
Несмотря на широкое распространение табака в Европе,
курение через некоторое время было запрещено в разных
странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в
стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как
нарушение законов Корана: человека избивали и возили на
осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись
массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение
под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было
приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через
Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле
Федоровиче - первом царе династии Романовых - за
употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми
и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В
16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых
пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука
Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много
сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал
жителям России плохую услугу.
Из истории алкоголя. (2 обучающийся).
А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую
виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия)
вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала
расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку,
которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка
продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла.
Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им
людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали
по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по
бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы;
но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых
ослов”.
Еще в древности познакомился человек с необычным
веселящим действием некоторых напитков из молока, меда,
сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день
приходит разбитость, головная боль, дурное настроение.
Поэтому с пьянством боролись практически во все времена.
В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из
раскаленного металлического сосуда горячее вино или
кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин,
заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В
Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду.
Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1
были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало
вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917
году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941
году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах
появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал
опасен из-за вырождения нации в России.
Преподаватель: Давно известно, что курить и пить вредно.
Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь?
Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и
употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы
можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить сами.
причины курения;
последствия курения;
меры для предупреждения курения;
причины употребления алкоголя, пива;
последствия употребления алкоголя, пива;
меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.
Краткие выступления студентов и комментарии
преподавателя.
Примерные ответы студентов:
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка,
- неумение отдыхать без допинга,
- неумение отказать,
- просто так,
- удовольствие,
- развлечение,
- пример друзей и взрослых,
- наличие свободных денег;
- влияние кино, телевидения, рекламы;
-баловство,
-от нечего делать,
- уйти от проблем.
Наиболее характерные последствия табакокурения:
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания легких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт,
инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание
ослабевают, работоспособность понижается.
Раздражительность, агрессивность.
Расстроена работа потовых и сальных желез.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается сексуальная потенция, репродуктивная
функция.
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
Понижается острота слуха.
Иногда возникает потеря зрения, нарушается
цветоощущение.
“Синдром хронической усталости”.
Последствия употребления алкоголя:
Психические и неврологические расстройства
(повышенная утомляемость, рассеянность,
раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.
Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит,
цирроз, гастрит, холецистит.
Снижение сексуальной потенции, влияние на
беременность (потеря ребенка, преждевременное
появление).
“Синдром хронической усталости”.
Снижение иммунитета.
Раннее старение (особенно девушек).
Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Меры для предупреждения:
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21
года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных
напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет!
Преподаватель
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная
мудрость. Пословицы:
Хмель шумит, | а ум молчит.
Дали вина, | так и стал без ума.
Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
И худой квас лучше | хорошей водки.
Кто вино любит, | тот сам себя губит.
Работа денежки копит, | хмель их топит.
Вино полюбил – | семью разорил.
Водка и труд | рядом не идут.
Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
Проверка правильности ответов.
Пример:
Если хочешь долго жить,
Умей не пить и не курить!
Здоровый образ жизни моден,
От куренья стань свободен.
Алкоголь нам всем опасен,
Без него наш мир прекрасен.
Давайте люди всех планет
Вредным привычкам скажем: «Нет!»
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
9. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют
слез.
10. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
11. Когда вино входит – тайна выходит.
12. Вино веселит, да от вина голова болит.
13. Водку пить – ум топить.
14. Счастлив тот, кто вина не пьет.
15. Вино веселит сердце, да человека губит.
16. Не упивайся вином – будешь крепче умом.
17. Как хватил через край, так все пропадай.
18. Дали вина – так и стал без ума.
19. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
20. Пей, да дело разумей.
21. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
22. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
23. Вечером пьяница, утром лентяй.
Преподаватель: А мы пока с вами подведем итоги нашего
урока.
Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными
соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не
употреблять алкогольные напитки, не пробовать
психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно
последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от
вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао
Цзы «Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто
может победить самого себя – поистине могуществен!».
Любая положительная деятельность может быть толчком к
отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым,
лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело,
петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в
походы, на концерты, посещать театры, читать книги,
дружить...
Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута.
Замечательно! И еще. Есть такая фраза: «Ум и руки – на
пользу обществу!».
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и
не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые,
вечные дела.
Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Побороть дурные
привычки легче сегодня, чем завтра» – сказал Конфуций.
Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой
хваткой держат человечество со времён седой старины и
собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость,
подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода
людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем
уроке, помогут вам избежать этой участи.