Автор: Жердецкая Лидия Васильевна
Должность: преподаватель гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГПОАУ "Райчихинский индустриальный техникум"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Литература 30-х годов. Устный журнал"
Раздел: среднее профессиональное
План урока
Дисциплина: Литература
Тема: «Литература 30-х годов. Обзор»
Тип занятия: получение новых знаний
Вид занятия: устный журнал
Метод обучения: приёмы технологии развития критического мышления
Цели:
Образовательные:
1. Формировать развитие мотивации к изучаемому материалу.
2. Совершенствовать навыки публичных выступлений.
Развивающие:
1.
Развивать умение выделять главное в изучаемом материале.
2.
Развитие
умений
анализировать,
сравнивать,
о б о б щ ат ь ,
систематизировать.
3.
Учиться эмоциональному восприятию поэзии.
4.
Способствовать развитию критического мышления студентов.
5.
Расширить
лексику
студентов
путём
введения
в
активный
словарь
новых терминов.
Воспитательные:
1.
Воспитание инициативности, творческого подхода.
2.
Воспитание
трудовой
дисциплины,
ответственного
отношения
к
процессу и результатам труда.
3.
Формирование культуры общения.
1
4.
Создание
условий
для
воспитания
уважения
к
историческому
прошлому
нашего
народа,
формирование
патриотических
чувств
студентов, их интереса к изучению литературы, к истории Родины.
Методическая:
1. Отрабатывать методику проведения устного журнала.
2.
Использование
педагогики
сотрудничества,
элементов
современных
развивающих методик.
Средства обучения:
мультимедийная
система,
тексты
произведений
поэтов
и
писателей
30-х
годов, экран, аудио и видеоматериалы.
Межпредметные связи: история, русский язык
Ход занятия
1.
Организационный момент.
2.
Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
3.
Тема, цели занятия, эпиграф.
4.
Закрепление нового материала.
1) Страница 1. «В буднях великих строек»
2) Страница 2. «Литература советская»
3) Страница 3. «Нам песня жить и трудиться помогает»
5) Страница 4. «Вечно живое слово» (потаённая литература)
5.
Релаксация.
6.
Оценки.
7.
Домашнее задание.
2
… разгон в будущее.
И только им мы совершим невозможное.
А.И. Солженицын
Стр. 1. «Страна моя!
Ты самая любимая!»
Великие и трагические 30-е годы 20-го столетья. Время великих перемен
и
в е л и к и х
п а р а д о кс о в .
Э то
в р е м я ,
кото р о е
п отом
н а з о в у т
послереволюционным и одновременно предвоенным. В этих годах есть всё:
и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и
классовой
розни
к
могучему
индустриальному
государству,
трагедии
перенапряжения, вирус страха в душах, бюрократизация многих сфер жизни.
Из того времени доходят кадры чёрно-белой хроники. Сейчас мы
пофантазируем.
Представим,
есть
у
нас
машина
времени.
Нажимаем
на
кнопку. И … оказываемся в самом центре Москвы, на Красной площади.
Идёт парад. Годы 30-е, 20 век.
ВИДЕО. Парад, песни.
Смотрите, какие радостные, открытые лица. И песни о могучей стране,
о
рождении
советской
авиации,
о
несокрушимости
наших
границ
индустриальные песни о «весёлом пенье гудка». Я вижу выражение ваших
лиц,
приподнятое
настроение,
улыбки.
Поздравляю,
все
мы
подверглись
идеологической
обработке,
как
говорят
сейчас.
Но
люди
следующих,
послевоенных поколений с благодарностью признают, как много сделали
люди 30-х, сделали сразу же после выхода измученной, обескровленной
страны из Гражданской войны, разрухи, в исторически короткое предвоенное
десятилетие.
И
когда
в
1941
году
Страна
Советов
не
была
сокрушена
фашистами,
подтвердилось
величие
и
благородство
того
героического
пафоса, подъёма, которым жили советские люди, и писатели 30-х годов, в том
числе.
3
Стр. 2. «Литература советская»
1)
Весна
1932
года
стала
поворотным
моментом
в
истории
русской
художественной
культуры
советской
эпохи.
Указом
ЦК
ВКП(б)
«О
перестройке
литературно-художественных
организаций»
были
ликвидированы
все
существующие
ранее
свободные
творческие
объединения, создался единый Союз писателей. Партия сама хотела
напрямую руководить литературой, превратить её в «колёсико, винтик
единого
партийного
механизма».
А
на
первом
съезде
советских
писателей в 1934 году был выработан единый шаблон, по которому
должна
развиваться
советская
литература.
Он
получил
название
–
метод социалистического реализма. В задачу художника, творящего в
духе
социалистиче ского
реализма,
входит
п р о с л а вл е н и е
социалистического образа жизни, трудового энтузиазма народа и его
вождей,
строивших
коммунизм.
Социалистический
реализм
–
это
точное отражение эпохи 30-х годов, как эпохи предвоенной, требующей
предельной
монолитности,
отсутствие
раздоров
и
споров,
эпохи
аскетичной, целостной, враждебной аморальности, антипатриотизму.
По
замыслам
идеологов
сталинской
эпохи,
искусство,
как
средство
пропаганды,
должно
было
обеспечить
программу
социалистического
строительства.
В
произведениях
создавалась
привлекательная
картина
всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма. Это
искусство во многом оказалось созвучно настроениям миллионов людей.
Зримые
перемены
к
лучшему
(особенно
успехи
индустриализации
порождали
подлинный
энтузиазм,
веру
в
светлое
будущее.
Вот
такую
литературу позднее А. Синявский назвал«социалистическим классицизмом»:
трагедия
столкновения
личности
и
общественного
долга,
причем
личное
должно быть отброшено как
второстепенное.
Правду о настоящей цене
успехов, о колоссальных жертвах, об убогом быте, а то и голоде люди на фоне
успехов воспринимали как временные трудности.
2) В литературе 30-х годов существовало 3 основных потока:
І . Литература
советская
(ещё
со
многими
направлениями,
ещё
яркая,
разнообразная и по восприятию мира, и по художественным формам, но уже
всё сильнее испытывающая идеологическое давление «главной руководящей
и направляющей силы нашего общества» — партии). Эта литература была
представлена талантливыми писателями. Их произведения изучались потом
многими поколениями школьников: роман Горького «Жизнь Клима Самгина»,
4
романы Алексея Толстого «Хождение по мукам», «Пётр Первый», романами
Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина»
І І . Литература
«задержанная»,не
дошедшая
вовремя
до
читателя
(это
произведения
М.Цветаевой,
А.
Платонова,
М.
Булгакова,
А.Ахматовой,
О.Мандельштама…)
О
литературе
«задержанной»
лучше
всего
сказать
печальными
строчками
замечательного
учёного
Л.Н.Гумилёва,
сына
Н.Гумилёва и А.Ахматовой, прошедшего через несколько арестов и 10 лет
лагерей:
Чтобы нас охранять,
Надо многих нанять,
Это мало — чекистов, карателей,
Стукачей, палачей, надзирателей…
Чтобы нас охранять,
Надо многих нанять,
И прежде всего — писателей.
Сказано это именно о советских писателях. Бог им судья.
ІІІ. Литература авангардная. К середине 30-х годов сложилось то, что мы
называем советской литературой. Суть литературы, которую А. Синявский
назвал «социалистическим классицизмом»: трагедия столкновения личности
и
общественного
долга,
причем
личное
должно
быть
отброшено
как
второстепенное. Очень важно отметить, что требование изображать жизнь «в
её
революционном
развитии»
неминуемо
вело
к
тому,
что
желаемое
выдавалось за действительное, отсюда — очень близко до утверждения, что
при
социализме
нет
места
конфликтам,
что
у
нас
лучшее
борется
с
ХОРОШИМ.
Потрясает
трагичностью
стихотворение
Анны
Барковой,
двадцать лет проведшей в концлагере:
Существуют ли звёзды и небесные дали?
Я уже не могу поднять морду.
Меня человеком звали,
И кто – то врал, что это звучит гордо.
5
3)
Герой советской литературы не нуждается в постижении истины, в
поисках пути к ней – истина даётся ему старшим товарищем, коммунистом, и
останется только бороться за её воплощение. Сталин сам вписывал имена
писателей в списки лауреатов премий, приглашал в Кремль, квартиры давал.
А как он разгневался, когда нарком финансов подал ему ябеду о том, сколько
в
стране
писателей-миллионеров!
Он
ценил
и
такое
искусство,
и
таких
писателей.
Но
смерть
перестаёт
быть
философской
и
нравственной
категорией, которая нуждается в художественном осмыслении. А если уходит
категория трагического, то советской литературе и смерть не страшна, она не
великая трагедия и не великая загадка, а гибель героя во имя великой идеи
(Фурманов
писал,
что
смерть
героя
должна
быть
агитационной!),
или
наказание антигероя. Поэтому Чапаев не умирает — он героически гибнет,
взывая к мщению. А враги валятся, смешно дрыгая ногами, и косит их Анка,
и нет к ним жалости. Упростился стиль, язык, форма произведения. А теперь
всё
стало
проще:
поскакал…
рубанул…
сказал…
воскликнул.
Теперь,
начиная с Горького, герои уже не останавливаются. Они без конца борются: с
врагами, с разрухой, с мещанством, с любовью, сами с собой, и высшим
проявлением
жажды
борьбы
становится
Павка
Корчагин.
Какой
привлекательный образ. Его не остановит ни пуля, ни болезнь, ни любовь. Он
готов на всё: рубить белых, строить дорогу в стужу, голодать, отказаться от
любимой, причем лично для себя ему ничего не нужно. Больше того, он
воспринимает всё это как единственно возможную норму жизни.
Что же было с другими направлениями литературы 30-х годов? Понятно, что
в новой советской литературе не было места исканиям и фантазиям, поэтому
ОБЭРИУты арестованы все, и из всей этой группы выжили изувеченный
физически и морально Н. Заболоцкий и прошедший через лагеря Б. Левин.
Остальные погибли тоже.
Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от
всевидящего
ока
властей
создавалась
еще
одна
литература,
получившая
название «потаенной». Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые
выстраданные
произведения,
откладывали
их
до
лучших
времен:
другие
изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время,
сразу же писали «в стол», для потомков. Среди них такие шедевры, как
«Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и
Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Своего читателя эти
книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой
«возвращенной
литературы».
Однако
не
следует
забывать,
что
эти
произведения
создавались
в
тех
же
условиях,
под
влиянием
тех
же
6
исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и
потому они являются органической частью единой русской литературы 20—
30-х годов.
Были и другие произведения – однодневки, напоминающие скорее передовые
газетные статьи. Они прославляли вождей государства, героев гражданской
войны, страну Советов.
Лети в Москву, соловушка,
На зори незакатные
Привет от нас, колхозников,
Снеси родному Сталину.
Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия.
Сегодня в гости к нам пришёл
Лаврентий Павлыч Берия.
В сверкании молний ты стал нам знаком
Ежов, зоркоглазый и умный нарком.
Существовали
две
взаимосвязанные
между
собой
сферы.
Первая
–
действительно
выдающиеся
произведения,
официально
признанные
как
советская
классика.
Другая
сфера-
официально
признанная
и
щедро
оплаченная, низкопробные поделки на злобу дня, выполненными по прямому
политическому заказу.
4) Традиции русской классической литературы 19-го столетия и литературы
«серебряного
века»
продолжили
и
развили
русские
писатели
и
поэты
русского зарубежья. Это те, кто не принял советскую власть. Из Советской
России уехали писатели и поэты, цвет русской литературы: Бунин, Андреев.
Аверченко, Бальмонт, Гиппиус, Куприн, Северянин, Цветаева, Ходасевич и
многие другие.
7
В творчестве писателей русского зарубежья сохранилась идея духовности,
любви, тема нравственного совершенства человека, свободы.
Вместе
со
своими
соотечественниками,
оказавшись
чужих
странах,
они
всегда мечтали вернуться в свою Россию.
Сложное отношение русской иммиграции к родине передают стихи поэта
молодого поколения иммиграции Юрия Терапиано:
Россия! С тоской невозможной
Я новую вижу звезду –
Меч гибели, вложенный в ножны.
Погасшую в братьях вражду.
Люблю тебя, проклинаю.
Ищу и теряю в тоске,
И снова тебя заклинаю
На дивном твоём языке.
Вернулись
единицы.
Но
это
была
уже
другая
страна,
не
всегда
гостеприимная и родная.
5)
В 30-е годы наступает расцвет советской детской литературы, которая
рассказывает об общечеловеческих ценностях: о доброте и благородстве,
честности
и
милосердии,
о
семейных
радостях.
Несколько
поколений
советских и российских людей выросло на книгах Чуковского, Маршака,
Гайдара, Михалкова, Барто, Каверина.
В 1933 году создаётся специальное издательство книг для детей. Это было
одобрено Сталиным, что позволило создать новую детскую литературу, какой
ещё
не
было
в
мире.
Литературу,
провозгласившую
право
детства
на
реальную мечту, на подвиг, на будущее.
Многие произведения для детей, созданные в те годы, вошли в золотой фонд
детской литературы. Огромным успехом пользовались произведения Аркадия
Гайдара
«Судьба
барабанщика»,
«Тимур
и
его
команда»,
«Чук
и
Гек»,
8
«Военная тайна»; «Два капитана» Каверина, «Рассказ о неизвестном герое»,
«Доктор Айболит» Маршака.
Список можно продолжать долго. Но самое главное, детская литература 30-х
годов читаема и сегодня. В чём секрет? Ответ прост: книги хорошие и
нужные.
Вы относитесь тоже к тому поколению, которое читало книги, написанные в
30-годы, знаете наизусть стихи, знаете главных героев. И это я вам сейчас
докажу.
Итак. Я зачитываю строчки из произведений, вы называете произведение или
имя героя.
Стихотворение написано в 1936 году.«Доктор Айболит»К. Чуковский.
…Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит…
«Игрушки» А. Барто. 1936г.
Уронили мишку на пол, Идёт бычок, качается,
Оторвали мишке лапу. Вздыхает на ходу:
Всё равно его не брошу, Ох, досточка кончается,
Потому что он хороший. Сейчас я упаду!
Наша Таня громко плачет…
С. Михалков «Дядя Стёпа» 1935г.
«По фамилии Степанов,
И по имени Степан…
«Вот какой рассеянный» 1930 г.
…Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки: оказалось, это брюки…
9
Стр. 3. «Нам песня жить и трудиться помогает»
Наибольшего расцвета в 30-е годы достигло песенное творчество. Вся
страна
пела
песни
Дунаевского,
Утёсова,
Мокроусова.
Их
произведения
оказывали
огромное
влияние
на
современников,
формируя
их
сознание.
Простые, легко запоминающиеся мелодии песен были у всех на слуху: они
звучали дома и на улице. Незамысловатые стихи прославляли Родину, труд,
вождей партии, Сталина.
(песни из кинофильмов «Волга-Волга», «Цирк», «Весёлые ребята»)
Вопрос: в каком жанре написаны эти песни? (марш)
И складывалось впечатление, что вся страна дружно шагает-марширует к
коммунизму.
Но, оказывается, не один цемент, железобетон и наступающая грозная броня
заполняет
кругозор
людей
30-х
годов.
Вероятно,
с
удивлением
(после
множества
«разоблачений»,
проклятий
в
адрес
этого
якобы
страшного
десятилетия) мы обнаруживаем сейчас, что из 30-х возвращаются к нам и
лиричные романсы Владимира Козина, и задорные ритмы джаза молодого
одессита Леонида Утёсова и его «Весёлых ребят», и чудесная «Катюша»
Михаила Исаковского, песня на все века. И уже в наше время мы осознаём,
что
песня
Лебедева-Кумача
«Широка
страна
моя
родная»
была
первым
понятным всем гимном страны. А ещё были песни, очень дорогие вашим
прабабушкам и прадедушкам, не только как память о молодости, но ещё и
потому, эти песни – символ той довоенной жизни.
(отрывки
песен
«Давай
пожмём
друг
другу
руки»,
«В
парке
Чаир
распускаются
розы»,
«Утомлённое
солнце
нежно
с
морем
прощалось»,
«Катюша»)
Этим песням, которые пережили своих создателей, пережили тех, кто их
запрещал, не пропускал на эстраду, давайте поаплодируем.
10
Стр. 4.«Вечно живое слово».
Можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о
нём, как пытались это сделать в 30-е годы, заставляя учеников вымарывать
чернилами в учебниках имена и даты, уничтожать портреты и иллюстрации.
Но нельзя заставить замолчать вечно живое СЛОВО, сохранившее для нас,
потомков,
многочисленные
свидетельства
того
кровавого
лихолетья,
о
котором писала Анна Ахматова:
Муз. Фон Бетховен. Тихо)
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад,
И ненужным довеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осуждённых полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звёзды смерти смотрели над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «Марусь».
(Музыка Бетховен громче)
В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей:
были расстреляны или погибли в лагерях поэты Николай Клюев, Борис
Корнилов, Осип Мандельштам, Борис Пильняк, Михаил Кольцов и многие
десятки других писателей.
Им, говорившим правду, трудно было добиться, чтобы люди слышали
их.
Одним
запрещали
печататься,
обрекали
на
многолетнее
молчание,
травили критикой. Именно эта судьба постигла Михаила Булгакова, Андрея
Платонова, Марину Цветаеву, Анну Ахматову, Михаила Зощенко. Других
11
мучили голодом, пытками в подвалах НКВД, в лагерях, на пересылках, в
тюрьмах. Их расстреливали за то, что они говорили людям правду о палачах.
За стихотворение, отрывок из которого вы сейчас услышите, поэт Осип
Мандельштам заплатил жизнью:
Мы живём,
Под собою не чуя страны.
Наши речи
За десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
(Бетховен громко)
Когда мы произносим «Устное народное творчество», то вспоминаем
сказки, былины, легенды…
Годы сталинских репрессий оставили нам свои строки и мелодии. Сейчас вы
услышите песню, у которой нет авторов, её сочинил народ, она стада гимном
ГУЛАГА. Называется она «Я помню тот Ванинский порт».
Песня исполняется под гитару.
Я помню тот Ванинский порт
И вид парохода угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.
На берег ложился туман,
Ревела стихия морская,
Пред нами стоял Магадан,
Столица Колымского края.
А в трюмах сидели зека,
Обнявшись как родные братья,
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.
12
Будь проклята ты, Колыма,
Что названа чудной планетой!
Сойдёшь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету…
Я знаю, меня ты не ждёшь
И писем моих не читаешь,
Встречать ты меня не придёшь,
А если придёшь – не узнаешь…
А сколько было стихотворных строк, гулявших по островам необъятного
«архипелага»! Это тоже часть устного народного творчества:
Мы придём и молча сядем на пиру.
Мы, живые, вам не ко двору.
А сегодня мы безмолвны и мертвы,
Но и мёртвых нас ещё боитесь вы!
Всех, кто наградил нас Соловками,
Просим: приезжайте туда сами!
Посидите здесь годочков три иль пять –
Будете с восторгом вспоминать!
В
одном
из
своих
стихотворений
Анна
Ахматова
обращается
к
своим
современникам, на долю которых выпали и войны, и репрессии. Не всем из
них удалось пережить страшное время. Но если их произведения читают,
если их помнят, если их именами называют улицы и корабли, значит, их
жизнь прожита не напрасно.
13
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены.
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть.
Две войны, моё поколенье,
Освещали твой страшный путь.
(музыка. Бетховен)
14
Перекличка:
Я,
Михаил
Кольцов,
советский
журналист,
писатель.
Общественный
деятель, арестован по обвинению в шпионаже. После пыток расстрелян
в 1942 году.
Я. Марина Цветаева, русская поэтесса, вернулась из иммиграции в 1940
году. Арестованы муж и дочь. Ушла добровольно из жизни под давлением
НКВД.
Я, Осип Мандельштам, русский поэт. Арестован дважды. Продолжал
писать стихи, оставаясь человеком на грани сумасшествия, до которых
меня довели пытки в сталинских застенках. Умер в пересыльной тюрьме
города Владивостока.
Я,
Анна
Ахматова,
русская
поэтесса,
будущий
лауреат
Нобелевской
премии. В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных
очередях. Расстрелян мой муж, Николай Гумилёв, Мой сын дважды был
арестован и 20 лет провёл в сталинских лагерях.
Я.
Варлам
Шаламов,
пис атель,
журналист.
Аре стован
з а
распространение «Завещания» Ленина и за антисоветскую деятельность.
Осуждён
на
20
лет
лагерей.
Обо
всё
пережитом
написал
позднее
в
«Колымских рассказах».
Я, Даниил Хармс, детский писатель, дважды арестован за антисоветскую
деятельность. Умер в тюрьме в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Бесконечно
можно
продолжать
этот
скорбный
список.
Низкий
им
всем
поклон.
(музыка Бетховен)
15
Сделаем выводы: 30-е годы ХХ века – самый трагический период русской
литературы. Физическое уничтожение свободомыслия, цензура, репрессии
или вытеснение из творческого поля слишком самостоятельных писателей
привели к снижению художественного уровня произведений, или к тому, что
целый
ряд
произведений
не
мог
прийти
к
читателю.
Но
было
и
самое
страшное – наша литература пришла к отказу от традиционных нравственных
ценностей,
по
сути
своей
христианских,
православных.
То,
что
было
предложено
взамен,
оказалось
не
только
не
вечным,
но
и
нравственно
разрушительным.
5.
Релаксация. Работа с эпиграфом.
1)
Обратимся к эпиграфу урока. Внимательно прочитайте его и
подумайте, о чём эти слова?
2)
Игра «Библиотекарь»: распределить книги авторов 30-х годов по
темам.
6.
Домашнее задание.
7.
Оценки.
16