Автор: Тахтарова Аида Адильгереевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сестринский процесс, понятие, этапы"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им.Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия
по теме:
«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС, ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ
МДК 04.01 Основы сестринского дела
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Автор – составитель: А.А.Тахтарова
Махачкала 2021г.
Рассмотрено и утверждено на
заседании цикловой методической
комиссии
________________________________
Протокол №___________
_________________________ 20___г.
Председатель ЦМК
_________________________________
(ФИО)
2
Согласовано
Методист
_____________________
(ФИО)
В методической разработке на тему: «Сестринский процесс, понятие,
этапы» представлены задания для различных методов оценки и закрепления
знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального опроса,
индивидуального опроса, тестовые задания, ситуационные задачи, глоссарий,
игра «Как стать отличником».
Методическая разработка рекомендована для проведения практических
занятий по предмету «Сестринское дело».
Автор – составитель: А.А.Тахтарова
Содержание:
3
1. Пояснительная записка.......................................................................................
4
2. Основная часть....................................................................................................
5
2.1. Технологическая карта учебного занятия...................................................5
2.2. Содержание теоретического материала......................................................8
2.3. Дидактический материал............................................................................
13
3. Заключительная часть.......................................................................................
30
4. Информационные источники
…………………………………………………………………………………………..
34
1.
Пояснительная записка
4
Методическая
разработка
предназначена
для
проведения
практического занятия по теме «Сестринский процесс, понятие, этапы».
Сестринское дело это часть системы здравоохранения, является наукой и
искусством, направленным на решение
существующих
и
потенциальных
проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды (I
Всероссийская научно-практическая конференция по теории сестринского
дела, Голицыно, 1993).
Сестринский процесс - систематический путь определения ситуации, в
которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации
проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон и
приводящего к улучшению состояния или выздоровлению больного.
Данная тема входит в Раздел «Теория сестринского дела».
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практика.
Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.
5
2.Основная часть
2.1. Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя,
квалификационная
категория
Тахтарова Аида Адильгереевна
Код, наименование
специальности
34.02.01. Сестринское дело
Учебная дисциплина/МДК
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Интегративные связи
Межпредметные
Внутрипредметные
Анатомия,
физиология,
патология,
фармакология,
психология.
Модели сестринского дела
Философия сестринского дела
Потребности человека в здоровье и болезни.
Формируемые компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1 - 8.
ПК 2.1 – 2.8
Уровень освоения
1 - ознакомительный
Тема учебного занятия
Сестринский процесс, понятие, этапы
Количество часов
4часа (180мин)
Вид учебного занятия
Практическое занятие
Тип учебного занятия
Изучение нового материала
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод
Цели учебного занятия
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
Усвоить
значение
осуществления
этапов
сестринского
процесса
медицинской
сестрой,
этапы
сестринского
процесса,
оценку
результатов.
Активизация мыслительной
деятельности, развитие логического
мышления, развитие аналитического
мышления.
Воспитать чувство
ответственности и понимания
социальной значимости своей
будущей профессии.
Методы контроля
результатов обучения темы
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, ситуационные задачи, глоссарий, игра «Как
стать отличником».
6
учебного занятия
Организация
образовательного
пространства учебного
занятия
Материально-техническое
обеспечение
Основная
литература
Дополнительная литература
Методическая
литература
Мультимедийное оборудование,
ноутбук
Е.В.Смолева
«Сестринское
дело»
Т.П.Обуховец
«Основы
сестринского дела»
Справочник медицинской
сестры по уходу за
больными. Ростов на Дону.
«Феникс», 2020г.
Рабочая программа,
календарно-
тематический план,
поурочный план,
методическая разработка
Характеристика этапов
урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формы обучения
Результат
Организационный момент
(5 мин)
Приветствует, проверяет
готовность к занятию
Приветствуют педагога,
проверяют уровень своей
готовности к уроку
Фронтальная
Волевая саморегуляция
Проверка домашнего задания
(55 мин)
Проводит фронтальную и
индивидуальную проверку
домашнего задания с целью
выявления обучающихся, не
выполнивших данный вид работы;
организует повторение базового
теоретического и практического
материала
Демонстрируют уровень
выполнения домашнего
задания, задают вопросы,
возникавшие в ходе
осуществления
самостоятельной работы.
Фронтальная,
Умение отличать
выполненное задание
от невыполненного,
определять объем
знаний, которые уже
были усвоены и
которые еще предстоит
усвоить.
Первичная проверка
понимания изученного
(20 мин)
Озвучивает важные положения
ранее пройденной темы,
осуществляет постановку учебной
проблемы.
Отвечают на вопросы педагога,
участвуют в процессе
постановки учебной проблемы.
Фронтальная
Умение точно
выражать свои мысли и
формулировать
вопросы для получения
ответов. Формирование
четких мыслительных
процессов, выработка
умения анализировать
7
информацию.
Изучение новых знаний
(40мин)
Излагает новый материал,
организовывает повторение особо
важных моментов для
выравнивания условий восприятия
информации разными группами
обучающихся
Слушают объяснения, задают
уточняющие вопросы
Иллюстративно-
демонстрационн
ая
Подведение под
понятие,
целеполагание
Самостоятельная работа
обучающихся
(50 мин)
Осуществляет контроль за
соблюдением алгоритма действий
при выполнении медицинской
манипуляции
Отрабатывают практические
навыки на фантомах путем
многократного повторения
Самостоятельная
работа
Знание алгоритма
выполнения
манипуляции
Подведение итогов занятия,
рефлексия (10 мин)
Актуализирует внимание на
пройденном материале, задает
вопросы о задачах урока,
побуждает к высказыванию своего
мнения, соотносит достигнутые
цели с поставленным
результатом.
Формулируют результат работы
на уроке, называют основные
тезисы усвоенного материала.
Тестовый
контроль
Самоопределение,
самоусвоение знаний,
определение объема
материала, который
еще предстоит
выучить.
8
2.2.Содержание теоретического материала
Тема: Сестринский процесс, понятие, термины
Цель занятия: освоение сестринского процесса во взаимосвязи всех его
этапов, воспитание способности к самостоятельному и ответственному
принятию решений в области сестринской практики
в пределах своей
компетенции.
План
Требования
к
профессиональному
уходу:
научность,
системность,
индивидуальность.
Сестринский процесс: понятия и термины. Цель сестринского процесса.
Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование
и сестринскую практику.
Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого
этапа. Первый этап: сестринское обследование.
Второй этап: выявление проблем пациента.
Третий этап: определение целей сестринского ухода, планирование объёма
сестринских вмешательств.
Четвёртый этап: выполнение объёма сестринских вмешательств.
Пятый этап: оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости.
Осуществление сестринского процесса в соответствии с концептуальной
моделью сестринского дела.
Содержание
Сестринский процесс – это комплекс мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей пациента в здоровье и болезни.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
9
I этап: сестринское обследование
Состоит из субъективного и объективного обследования. Субъективное
обследование – это суждение самого пациента о своей болезни. Объективное
обследование – это сведения, полученные медсестрой при осмотре больного.
II
этап:
определение
проблем
пациента
или
постановка
сестринского диагноза.
Сестринский диагноз - это описание характера существующей или
потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения
жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой. Другими
словами, сестринский диагноз - симптомный или синдромный диагноз, во
многих случаях это - жалобы пациента.
Из всех имеющихся проблем необходимо выделить приоритетные
проблемы, т. е. проблемы, представляющие наибольшую опасность для
жизни и здоровья больного.
Нарушенные потребности Возможные проблемы пациента
_______________________________________________________________
есть, пить
- нарушение глотания
- снижение аппетита
- жажда
_________________________________________________________________
дышать
-одышка
_________________________________________________________________
выделять
- недержание мочи
- частый жидкий стул
- неукротимая рвота
________________________________________________________
поддерживать температуру - лихорадка
спать, отдыхать
- нарушение сна
- дефицит досуга
Различие медицинского и сестринского диагнозов
Врачебный диагноз
Сестринский диагноз
-
выявление конкретного заболева- - описание внешней, ответной ре-
ния, сущности патологического акции пациента на наличие пато-
процесса, происходящего в орга- логического процесса в организ-
низме, например, воспаление ме. Например, одышка (как одно
10
легких
из проявлений пневмонии)
-
в основе - нарушение функций - в основе - нарушение удовлетво-
различных органов и систем и их рения основных человеческих по
причины, то есть патофизиологи- требностей как результат нару-
ческие и патологоанатомические шения функций, то есть, пред-
изменения
ставления, главным образом, са-
мого пациента о состоянии свое-
го здоровья, его жалобы
-
не изменяется (если нет врачеб- - подвижен, часто меняется
ной ошибки)
- формулируется в терминах врачеб- - формулируется в терминах сест-
ной компетенции
ринской компетенции
Классификация сестринских проблем
1)
физиологические
2)
психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
Физиологические проблемы:
-
недостаточное или избыточное питание,
-
снижение защитных функций организма,
-
острая или хроническая боль,
-
отеки или обезвоживание,
-
застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье,
-
сердечная недостаточность,
-
запор, диарея, недержание кала, метеоризм,
-
острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,
-
нарушение целостности кожного покрова,
-
кожный зуд,
-
недостаточная самогигиена,
-
обессиливание,
-
нарушение речи, памяти, внимания,
-
лихорадка,
11
-
дефицит самоухода.
Психологические и духовные проблемы:
-
дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной
схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни и др.);
-
страх, тревога, беспокойство;
-
дефицит досуга;
-
дефицит семейной поддержки;
-
дефицит общения;
-
недоверие медперсоналу;
-
отказ от приема лекарства;
-
неэффективное исполнение лечебной схемы;
-
нарушение представления о своем внешнем облике;
-
неэффективная
адаптация
семьи
к
факту
наличия
заболевания
у
одного из ее членов;
-
дефицит внимания к будущему ребенку;
-
конфликтная ситуация в семье;
-
страх смерти;
-
чувство "ложной вины" перед близкими из-за своего заболевания;
-
чувство ложного стыда.
Социальные проблемы:
-
социальная изоляция;
-
беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делят на:
1) Настоящие (уже имеющиеся на момент осмотра).
2) Потенциальные
(проблемы,
возникновение
которых
может
быть предотвращено при условии организации качественного сестринского
ухода).
12
III
этап:
планирование
сестринских
вмешательств
для
достижения
поставленных целей.
Этот этап включает в себя:
1.
постановка целей: краткосрочных и долгосрочных:
а) краткосрочные (меньше одной недели);
б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
2.
определение желаемых результатов.
3.
определение типов сестринских вмешательств.
4.
составление плана ухода за больным.
5.
согласование плана ухода с пациентом и его семьей.
IY
этап: выполнение или реализация
плана ухода с использованием
зависимого,
независимого
и
взаимозависимого
типов
сестринских
вмешательств.
Типы сестринских вмешательств:
Зависимые – вмешательства, производимые по указанию врача: инъекции,
раздача лекарств, подготовка к различным методам исследования и др.
Независимые – вмешательства, производимые медсестрой самостоятельно,
без указания врача: мероприятия по осуществлению ежедневного ухода за
больным,
кормление
пациента,
санитарная
обработка,
подача
судна,
мочеприемника массаж и др.
Взаимозависимые – вмешательства, производимые медсестрой совместно с
другими
членами
бригады
медицинской
помощи:
реанимационные
мероприятия, обсуждение диеты с сестрой-диетологом и др.
Y этап: оценка достигнутых результатов или итоговая оценка результатов
сестринского ухода.
Существуют следующие варианты итоговой оценки результатов ухода:
1.
Цель достигнута
2.
Цель достигнута частично
3.
Цель не достигнута.
13
2.3 Дидактический материал
Тестовые задания по предыдущей теме: «Сестринская педагогика»
Выберите один правильный ответ.
1. Наглядность обучения —
а) беседа;
б) демонстрация; +
в) спецлитература;
г) предметы ухода.
2. Сфера обучения —
а) познавательная;+
б) образовательная;
в) воспитательная;
г) развивающая.
3. Функция обучения —
а) образовательная;+
б) познавательная;
в) чувственная;
г) психомоторная.
4. Педагогический прием —
а) обеспечение предметами ухода;
б) обеспечение спецлитературой;+
в) беседа;
г) знание;
14
5. Умение высшей степени освоения
а) обучение;
б) навык;+
в) знание;
г) обучаемость.
6. Развитие памяти, мышления обучения
а) психомоторная;+
б) воспитательная;
в) образовательная;
г) развивающая.
7. Учебно-наглядные пособия —
а) фантомы;
б) медицинский инструментарий;
в) предметы ухода;
г) все перечисленное +
8. Основное условие сестринской деятельности —
а) профессиональная компетентность;+
б) низкая эрудиция;
в) гармоничное развитие личности;
г) эмоциональная лабильность.
9. Неблагоприятный фактор обучения—
а) хорошая вентиляция;
б) тишина;
в) усталость;+
г) достаточное освещение.
15
10. Количество этапов учебного процесса—
;
а) пять;+
б) четыре;
в) три;
г) два.
11. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента - это
а) пятый;
б) четвертый;
в) третий;
г) первый.+
12. Третий этап учебного процесса
а) оценка результатов обучения;
б) оценка исходного уровня знаний;
в) планирование обучения;+
г) реализация планов обучения.
13. В учебном процессе реализация плана обучения — это
а) четвертый;+
б) третий;
в) второй;
г) первый.
14. Качество и эффективность обучения позволяет определить:
а) пятый этап;+
б) четвертый этап;
в) третий этап;
г) второй этап.
16
Вопросы для фронтального опроса:
Цель: определить базовый уровень знаний по теме: «Сестринский
процесс, понятие, этапы»
1.Сестринский процесс, понятие.
2. I этап сестринского процесса.
3.II этап сестринского процесса.
4. Виды проблем пациента.
5. Виды целей сестринского ухода.
6. Виды сестринских вмешательств.
Эталоны ответов
1. Сестринский процесс
– это комплекс мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей пациента в здоровье и болезни.
2. I этап: сестринское обследование
Состоит из субъективного и объективного обследования. Субъективное
обследование – это суждение самого пациента о своей болезни. Объективное
обследование – это сведения, полученные медсестрой при осмотре больного.
3.
II
этап: определение проблем пациента или постановка сестринского
диагноза.
4. физиологические
психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
5. краткосрочные (меньше одной недели);
долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
6. Зависимые – вмешательства, производимые по указанию врача.
Независимые – вмешательства, производимые медсестрой самостоятельно.
Взаимозависимые – вмешательства, производимые медсестрой совместно с
другими членами бригады медицинской помощи.
17
Вопросы для индивидуального опроса:
Цель: определить уровень знаний по теме: «Сестринский процесс,
понятие, этапы»
1.Сестринский процесс, этапы.
2.Сестринский диагноз.
3. Физиологические проблемы.
4. Психологические и духовные проблемы.
5. Планирование сестринских вмешательств.
6. Виды сестринских вмешательств.
7.Оценка достигнутых результатов.
Эталоны ответов
1.Сестринский процесс – это комплекс мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей пациента в здоровье и болезни.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов.
I этап: сестринское обследование
Состоит из субъективного и объективного обследования. Субъективное
обследование – это суждение самого пациента о своей болезни. Объективное
обследование – это сведения, полученные медсестрой при осмотре больного.
II
этап: определение проблем пациента или постановка сестринского
диагноза.
III
этап:
планирование
сестринских
вмешательств
для
достижения
поставленных целей.
IY этап: выполнение или реализация плана ухода
V этап: оценка достигнутых результатов.
2.Сестринский диагноз – это описание характера существующей или
потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения
18
жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой. Другими
словами, сестринский диагноз – симптомный или синдромный диагноз, во
многих случаях это – жалобы пациента.
Классификация сестринских проблем
1.физиологические
2.психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делят на:
Настоящие (уже имеющиеся на момент осмотра).
Потенциальные
(проблемы,
возникновение
которых
может
быть предотвращено при условии организации качественного сестринского
ухода).
3.Физиологические проблемы:
недостаточное или избыточное питание,
снижение защитных функций организма,
острая или хроническая боль,
отеки или обезвоживание,
застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье,
сердечная недостаточность,
запор, диарея, недержание кала, метеоризм,
острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,
нарушение целостности кожного покрова,
кожный зуд,
недостаточная самогигиена,
обессиливание,
нарушение речи, памяти, внимания,
лихорадка,
дефицит самоухода.
19
4. Психологические и духовные проблемы:
дефицит
знаний
(о
заболевании,
о
целесообразном
питании,
о
рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни и
др.);
страх, тревога, беспокойство;
дефицит досуга;
дефицит семейной поддержки;
дефицит общения;
недоверие медперсоналу;
отказ от приема лекарства;
неэффективное исполнение лечебной схемы;
нарушение представления о своем внешнем облике;
неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у
одного из ее членов;
дефицит внимания к будущему ребенку;
конфликтная ситуация в семье;
страх смерти;
чувство "ложной вины" перед близкими из-за своего заболевания;
чувство ложного стыда.
5.III
этап:
планирование
сестринских
вмешательств
для
достижения
поставленных целей.
Этот этап включает в себя:
- постановка целей: краткосрочных и долгосрочных:
а) краткосрочные (меньше одной недели);
б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
- определение желаемых результатов.
- определение типов сестринских вмешательств.
- составление плана ухода за больным.
20
- согласование плана ухода с пациентом и его семьей.
6.IY
этап: выполнение или реализация
плана ухода с использованием
зависимого,
независимого
и
взаимозависимого
типов
сестринских
вмешательств.
Типы сестринских вмешательств:
Зависимые – вмешательства, производимые по указанию врача: инъекции,
раздача лекарств, подготовка к различным методам исследования и др.
Независимые – вмешательства, производимые медсестрой самостоятельно,
без указания врача: мероприятия по осуществлению ежедневного ухода за
больным,
кормление
пациента,
санитарная
обработка,
подача
судна,
мочеприемника массаж и др.
Взаимозависимые – вмешательства, производимые медсестрой совместно с
другими
членами
бригады
медицинской
помощи:
реанимационные
мероприятия, обсуждение диеты с сестрой-диетологом и др.
7. Y этап: оценка достигнутых результатов или итоговая оценка результатов
сестринского ухода.
Существуют следующие варианты итоговой оценки результатов ухода:
4.
Цель достигнута
5.
Цель достигнута частично
6.
Цель не достигнута.
21
ГЛОССАРИЙ
Концептуальная модель
Остов или структура, которая основана на
сестринского дела
философии сестринского дела, включает в
себя четыре парадигмы сестринского дела
и разработана в качестве руководства для
учебного плана или практики. Все концеп-
туальные модели сестринского дела
включают в себя четыре аспекта сестринского
дела: 1) пациент, 2) сестринское дело,
3) окружающая среда и 4) здоровье
Сестринское дело
Как часть системы здравоохранения,
в России
сестринское дело является наукой и
искусством, направленным на решение
существующих и потенциальных проблем
со здоровьем в меняющихся условиях
окружающей среды (I Всероссийская
научно-практическая конференция по
теории сестринского дела, Голицыно,
1993)
Медсестра
Специалист с профессиональным образова-
нием, разделяющий философию сестринского
дела и допущенный к сестринской практике
(I Всероссийская научно-практическая кон-
ференция по теории сестринского дела,
Голицыно, 1993)
Медицина
Диагностика и лечение заболеваний,
болезненных состояний
Здоровье
Динамическая гармония личности с
окружающей средой, достигнутая посредством
адаптации (I Всероссийская научно-
практическая конференция по теории
сестринского дела, Голицыно, 1993)
Болезнь
Определяет такое изменение в
физиологическом, психологическом и духов-
ном состоянии человека, которое приводит
к снижению его возможностей и продол-
жительности жизни (Тваделл, 1977)
22
Болезненное
Личное ощущение нездоровья, болезни,
состояние
состояние отклонения от нормального
функционирования индивидуума в целом.
Болезненное состояние может быть как при
наличии болезни, так и при ее отсутствии
(Парсон, 1972)
Личность
Общественная сущность человека (I Всерос-
сийская научно-практическая конференция
по теории сестринского дела, Голицыно,
1993)
Человек
Целостная, динамическая, саморегули-
рующаяся биологическая система, совокуп-
ность биологических, психосоциальных
и духовных нужд, удовлетворение которых
определяет рост, развитие, слияние с
окружающей средой (I Всероссийская научно-
практическая конференция, Голицыно, 1993)
Окружающая среда
Это совокупность природных, социальных,
психологических и духовных факторов и
условий, где происходит жизнедеятельность
человека (I Всероссийская научно-
практическая конференция по теории
сестринского дела, Голицыно, 1993)
Сестринское
Содействие пациенту в продвижении к
действие
состоянию оптимального здоровья в
любой сложившейся ситуации, путем плани-
рованного ухода, используя сестринский
процесс, и обеспечения соответствующих
вмешательств
Сестринский процесс
Систематический путь определения ситуации,
в которой находится пациент и медсестра,
и возникающих в этой ситуации проблем,
в целях выполнения плана ухода, приемле-
мого для обеих сторон
Пациент
Человек, который нуждается в сестринском
уходе и получает его
23
Проблемы пациента
Проблемы, которые существуют у пациента
и препятствуют ему в достижении состояния
оптимального здоровья в любой сложившейся
ситуации, включая состояние болезни и
процесс умирания
Сестринское дело
Это наука, направленная на улучшение
как наука
состояния здоровья индивидуального пациента.
Она базируется на научно-исследовательской
работе.
Сестринская научно-
Систематическое изучение, качественное или
исследовательская
количественное, практической сестринской
деятельность
деятельности.
Стандарт
Образец, норма, эталон, мерило, модель -
единая и обязательная, принимаемая за исходное
для сопоставления с ними других подобных
объектов, действий и т.д.
Стандарты
Описывают обязанности практикующих м/с,
профессиональной
определяют исправления сестринской практики
деятельности
и представляют собой базу оценки практической
деятельности. Стандарты описывают также
ответственность м/с перед обществом и
потребителем
Стандарты плана
Базовый уровень сестринского обслуживания,
по уходу
обеспечивающий качественный уход по
определенной проблеме пациента, вне зави-
симости от конкретной клинической ситуации
Индивидуальные
Письменное руководство по уходу,
планы по уходу
представляющее собой подробное перечисле-
ние специальных действий м/с, необходимых
для достижения целей ухода по определен-
ной проблеме пациента, с учетом
конкретной клинической ситуации.
Инвазивные
Манипуляции с внедрением инструментов
манипуляции
в ткани человека.
24
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Игра «Как стать отличником»
Сценарий игры
Проводится отборочный тур, в котором участвует вся подгруппа. Студент,
первым давший правильный ответ на вопрос отборочного тура, допускается к
основному туру игры.
Вопрос для отборочного тура:
Назовите основоположницу системы ухода за пациентами?
Ответ: Флоренс Найтингейл.
Попавший в основной
тур обучающийся должен преодолеть 15
уровней вопросов по сестринскому процессу. При успешном результате
обучающийся получает высшую оценку «5». В случае, если обучающийся
ошибается на каком-либо уровне, он выбывает из игры и начинается новый
отборочный тур для выбора претендента на участие в основной игре.
Вопросы для основного тура:
1. Программный документ "Философия сестринского дела в России"
был принят:
а) Москва в) Санкт-Петербург
б) Голицыно+ г) Каменск-Подольск.
2. Иерархия основных человеческих потребностей предложена
американским психологом:
а) Бюлау в) А.Терц
б) Маслоу+ г) К.Рой
3. Современные модели сестринского дела предложены:
а) Фаулер в) В.Хендерсон+
б) Маслоу
г) Найтингейл
25
4. Количество уровней в иерархии основных жизненно-важных
потребностей по Маслоу:
а) три в) десять
б) пять+ г) четырнадцать
5. К жизненно важным потребностям по иерархии Маслоу относятся:
а) дышать+ в) работать
б) играть г) общаться
6. Количество этапов сестринского процесса:
а) два в) пять+
б) четыре г) три
7. Второй этап сестринского процесса:
а) планирование в) сбор информации о пациенте
б) выявление проблем пациента+ г) определение целей сестр. ухода
8. К субъективным методам сестринского обследования относятся:
а) знакомство с медицинской картой в) измерение А/Д
б) расспрос пациента+ г) определение отеков
9. Потенциальная физиологическая проблема пациента:
а) нарушение сна в) риск появления пролежней+
б) недержание мочи г) кашель
10.Человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его:
а) медсестра в) врач
б) пациент+ г) медбрат
11.Один из видов сестринских вмешательств:
26
а) взаимосвязанные в) взаимозависимые+
б) взаимовыгодные г) взаимодополняющие
12.Пятый этап сестринского процесса:
а) оценка результатов+ в) обследование
б) постановка целей ухода г) планирование ухода
13.Самая опасная для здоровья пациента проблема называется:
а) потенциальная в) жизненно-важная
б) настоящая г) приоритетная+
14.Динамическая гармония личности с окружающей средой называется:
а) болезнь в) комфорт
б) здоровье+ г) адаптация
15. Сестринский диагноз – это:
а) проблема пациента+ в) потребность
б) название болезни г) симптом болезни
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
27
Задача 1
Больному проводится курс лечения на дому по поводу очаговой
пневмонии. Из беседы с пациентом медсестра выяснила, что состояние его
ухудшилось два дня назад, вечером повысилась температура до 39,4
градусов, появился озноб, боли в правом боку, мучительный кашель с
выделением небольшого количества слизисто-гнойной мокроты, снижение
аппетита, общая слабость, мышечные боли, нарушение сна.
При осмотре: общее состояние средней тяжести, кожа влажная,
температура тела 39,0 градусов, ЧДД 26 в минуту, PS 90 уд, ритмичный,
удовлетворительного напряжения и наполнения. Перкуссия: справа у угла
лопатки притупление перкуторного звука, аускультация: выслушиваются
влажные мелкопузырчатые хрипы.
1.
Перечислить субъективные и объективные данные.
2.
Выявить нарушенные потребности пациента.
3.
Перечислить
настоящие
и
приоритетные
проблемы
пациента,
поставить сестринские диагнозы.
Э
ТАЛОН
ОТВЕТА
1.Субъективные данные: повышение температуры тела, озноб, боли в правом
боку, мучительный кашель с выделением небольшого количества слизисто-
гнойной мокроты, снижение аппетита, общая слабость, мышечные боли,
нарушение сна.
Объективные данные: общее состояние средней тяжести, кожа влажная,
температура тела 39,0 градусов, ЧДД 26 в минуту, PS 90 уд, ритмичный,
удовлетворительного напряжения и наполнения. Перкуссия: справа у угла
лопатки притупление перкуторного звука, аускультация: выслушиваются
влажные мелкопузырчатые хрипы.
2. Нарушены потребности: есть, дышать, двигаться, работать, спать и
отдыхать, поддерживать в норме температуру тела, общаться.
28
3.Настоящие проблемы пациента: одышка, лихорадка, боли в правом боку,
слабость, кашель с выделением мокроты.
Приоритетные проблемы: боли в правом боку, лихорадка.
Задача 2
Дочь
больного
сообщила,
что
за
последние
сутки
состояние
отца
ухудшилось: беспокоит резкая слабость, мучительные боли в области
эпигастрия, иррадиирующие в область позвоночника, аппетит отсутствует,
больной не встает.
При осмотре: общее состояние тяжелое, кожа землистого цвета, температура
тела 36,8 градусов, ЧДД 22 в минуту,
PS
70 уд, ритмичный,
слабого
напряжения и наполнения, отмечается резко выраженное истощение, в
области обеих пяток – покраснение.
Дочь попросила медсестру дать рекомендации по профилактике пролежней,
организации питания.
1.
Перечислить субъективные и объективные данные.
2.
Выявить нарушенные потребности пациента.
3.
Перечислить
настоящие
и
приоритетные
проблемы
пациента,
поставить сестринские диагнозы.
Э
ТАЛОН
ОТВЕТА
1.Субъективные данные:
резкая слабость, мучительные боли в области
эпигастрия, иррадиирующие в область позвоночника, отсутствие аппетита,
больной не встает.
Объективные данные: общее состояние тяжелое, кожа землистого цвета,
температура тела 36,8 градусов, ЧДД 22 в минуту, PS 70 уд, ритмичный,
слабого напряжения и наполнения, отмечается резко выраженное истощение,
в области обеих пяток – покраснение.
2. Нарушены потребности: есть, двигаться, работать, отдыхать, быть
здоровым, поддерживать кожу в чистоте, общаться.
29
3.Настоящие проблемы пациента: резкая слабость, боли в эпигастральной
области, отсутствие аппетита, выраженное истощение, пролежни.
Приоритетные проблемы: боли в эпигастральной области, пролежни.
Задача 3
Больная попросила медсестру осмотреть ее в связи с повышением
температуры до 37,5 град, слабостью, потливостью, навязчивым кашлем по
ночам. Болеет несколько дней.
При осмотре: кожные покровы бледные, влажные; зев гиперемирован,
общее состояние удовлетворительное, ЧДД 23 в минуту,
PS
88 уд,
ритмичный,
умеренного напряжения и наполнения, в легких дыхание
везикулярное, с жестким оттенком, хрипы не выслушиваются.
1.
Перечислить субъективные и объективные данные.
2.
Выявить нарушенные потребности пациента.
3.
Перечислить настоящие и приоритетные проблемы пациента,
поставить сестринские диагнозы.
Э
ТАЛОН
ОТВЕТА
1.Субъективные данные: повышение температуры до 37,5 градусов, слабость,
потливость, навязчивый кашель по ночам; болеет несколько дней.
Объективные
данные:
кожные
покровы
бледные,
влажные;
зев
гиперемирован, общее состояние удовлетворительное, ЧДД 23 в минуту, PS
88 уд, ритмичный, умеренного напряжения и наполнения, в легких дыхание
везикулярное, с жестким оттенком, хрипы не выслушиваются.
2. Нарушены потребности: дышать, двигаться, работать, спать и отдыхать,
быть здоровым, поддерживать в норме температуру тела, поддерживать кожу
в чистоте, общаться.
3.Настоящие проблемы пациента: лихорадка, слабость, потливость, кашель.
Приоритетные проблемы: лихорадка, кашель.
30
3.Заключительная часть
Тестовые задания для закрепления знаний:
1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:
а) Фаулер
б) Маслоу
в) Терц
г) Рой
2. Цель сестринского процесса:
а) сбор информации о пациенте
б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни
в) установление характера сестринских вмешательств
г) оценка качества сестринского ухода
3. Сестринский диагноз – это:
а) отражение сущности патологического процесса
б) ответная реакция пациента на болезнь
в) нарушение какой-либо потребности
г) клиническое суждение м/с о состоянии здоровья пациента
4. Пример зависимого сестринского вмешательства:
а) рекомендации по питанию
б) промывание желудка
в) реанимационные мероприятия
г) профилактика пролежней
5. Пример независимого сестринского вмешательства:
а) постановка сифонной клизмы
б) организация досуга
в) назначение лечебного стола
г) раздача лекарств
6. Установите соответствие:
Виды диагнозов: Примеры диагнозов:
1. Сестринский А. грипп
Б. недержание мочи
2. Врачебный В. дефицит знаний о болезни
Г. аппендицит
7. В конце II этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) устанавливает приоритетные проблемы пациента
31
в) знакомится с медицинской историей болезни
г) согласовывает план ухода с больным
8. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а) оценка
б) сестринский диагноз
в) выполнение
г) обследование
д) планирование
9. Установите соответствие:
Этапы сестринского процесса: Содержание:
1.Планирование А. установление целей ухода
2.Сестринский диагноз Б. выявление нарушенных потребностей
3.Оценка результатов В. определение проблем пациента
Г. оказание помощи пациенту
Д. коррекция ухода
10. На III этапе сестринского процесса план ухода составляется:
а) отдельно для каждой приоритетной проблемы пациента
б) для всех существующих проблем одновременно
в) не имеет значения
11. В конце III этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) определяет приоритетные проблемы
в) знакомится с медицинской историей болезни
г) согласовывает план ухода с пациентом
12. Программный документ "Философия сестринского дела в России"
был принят:
а) Москва, октябрь 1993 г.
б) Голицыно, август 1993 г.
в) Санкт-Петербург, май 1991 г.
г) Каменск-Подольск, январь 1995 г.
13. Основоположницей системы ухода за пациентами является:
а) Юлия Вревская
б) Флоренс Найтингейл
в) Екатерина Бакунина
г) Дарья Севастопольская
14. Современные модели сестринского дела предложены:
а) Фаулер
б) К.Рой
32
в) В.Хендерсон
г) М.Аллен
15. Количество уровней в иерархии основных жизненно-важных
потребностей по Маслоу:
а) три
б) пять
в) десять
г) четырнадцать
16. К жизненно важным потребностям согласно иерархии Маслоу относятся:
а) дышать
б) избегать опасности
в) поддерживать температуру тела
г) общаться
17. Количество этапов сестринского процесса:
а) два
б) четыре
в) пять
г) три
18. Второй этап сестринского процесса:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
19. К субъективным методам сестринского обследования относятся:
а) знакомство с данными медицинской карты
б) расспрос пациента
в) измерение артериального давления
г) определение отеков
20. Потенциальная физиологическая проблема пациента:
а) нарушение сна
б) недержание мочи
в) риск появления пролежней
г) риск суицидальной попытки
Эталон ответов
33
1 б
2 б
3 г
4 б
5 б
6 – 1 Б В, 2 А Г
7 б
8 г б д в а
9 – 1 А, 2 Б В, 3 Д
10 а
11 г
12 б
13 б
14 б в г
15 б
16 а
17 в
18 б
19 б
20 в
Задание на дом: «Сестринский процесс, понятие, этапы».
Конспект лекции;
Учебное пособие:
Е.В.Смолева «Основы сестринского дела» стр. 42-48.
Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», стр. 31-38.
4.
Информационные источники
34
1.
Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело в
терапии, АН-МИ - М, 2020.
2.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.
3.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»
Москва Издательская группа «Гэотар-
Медиа» 2018.
4.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.
– Ростов н/д.: Феникс, 2020.
5.
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.
Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию, 2021.
6.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –
М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.
7.
Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, Феникс, Ростов-
на-Дону - 2020.
8.
Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -
2019.
9.
Е.В.Смолева Сестринское дело в терапии» Феникс, Ростов-на-Дону -
2020.