Напоминание

интегрированный урок физики и математики "Газовые законы"


Авторы: Васильева Ольга Александровна, Шахов Вячеслав Сергеевич
Должность: учитель физики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" ГО г. Кумертау респ. Башкортостан
Населённый пункт: г. Кумертау, респ. Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: интегрированный урок физики и математики "Газовые законы"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Интегрированный урок по физике и математике

в 10 классе

«Газовые законы»

Разработали урок:

учитель физики Васильева О.А.

учитель математики Шахов В. С.

2020-2021 г.

Тема урока: «Газовые законы».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая

цель:

ввести

понятие

"изопроцесс";

изучить

газовые законы.

Задачи:

1.

Образовательные:

изучить газовые законы; формировать

умение объяснять законы с молекулярной точки зрения;

изображать

графики

процессов;

начать

обучение

обучающихся решать графические и аналитические задачи,

используя

уравнение

состояния

и

газовые

законы;

установление межпредметных связей (физика, математика,

биология).

2.

Воспитательные:

продолжить

формирование

познавательного

интереса

обучающихся;

продолжить

формирование

стремления

к

глубокому

усвоения

теоретических знаний через решение задач.

3.

Развивающие:

активизация

мыслительной

деятельности

(способом сопоставления), формирование алгоритмического

мышления;

развитие

умений

сравнивать,

выявлять

закономерности,

обобщать,

логически

мыслить;

научить

применять полученные знания в нестандартных ситуациях для

решения графических и аналитических задач.

Место урока в разделе "Основы МКТ": урок проводился в 10

классе после изучения основ молекулярно-кинетической теории

газов и понятия температура.

Ход урока.

Актуализация знаний ( мотивационный этап)

1.Основные положения М.К.Т.?

2.Что является доказательством беспорядочного движения

молекул?

Опыт. Диффузия в жидкостях, газах.

4.Что называется броуновским движением?

5.В каких агрегатных состояниях может находится одно и тоже

вещество?

6.Свойства газов?

Опыт со шприцем.

7.Что называется идеальным газом?

8.Что называется макроскопическими параметрами?

9.Какое уравнение связывает макроскопические параметры?

10.Что мы знаем о молекулярном строении газа?

Выдвигаем гипотезу- газы подчиняются определенным законам.

Сформулируйте тему урока.

Газовые законы.

Сформулируйте цели.

Изучить газовые законы, выяснить где они применяются.

Изучение нового материала.

-определение процесса;

-история открытия закона;

-формула и формулировка закона;

-графическое изображение.

Учитель.

Если одновременно меняются все характеристики состояния V, P, T,

то трудно установить какие либо закономерности. Если газ данной

массы (m=const) переходит из одногосостояния в другое, изменяя

только два параметра, оставляя третий неизменным, такой переход

называют изопроцессом, а уравнение его закономерности-

газовым законом.

Изопроцессы- процессы,при котором масса газа и один из

параметров остаются неизменными.

Количественная зависимость между двумя параметрами газа

одной и той же массы при неизменном значении третьего

параметра называют газовыми законами.

Газовых законов, как и изопросессов- три. Используя уравнение

состояния идеального газа можно вывести все три закона за

несколько минут, но в истории физики этот путь занял почти 200

лет . Первый газовый закон был открыт английским ученым Р.

Бойлем в 1600 году. Независимо от Бойля несколько позднее

французский ученый Э. Мариотт пришел к тем же выводам.

Поэтому закон получил название закон Бойля- Мариотта. Этот

закон рассматривает изотермический процесс.

1.Изотермический процесс- процесс изменения состояния

термодинамической системы при постоянной температуре.

m=constT=constPV=

mR T

M

P V= const

Для данной массы газа, при постоянной температуре,

произведение давления на объем постоянно.

Закон Бойля- Мариотта.

Этот закон справедлив для любых газов, а так же , для их смесей.

Изотермическим можно приблизительно считать прцесс

медленного сжатия или расширения газа под поршнем насоса при

откачивании воздуха из сосуда.

Опыт со шприцем.

Закон Бойля –Мариотта начинает работать на человека и любое

млекопитающее с момента рождения, с первого самостоятельного

вздоха. При дыхании межреберные мышцы и диафрагма изменяют

свой объем грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется,

давление воздуха в легких уменьшается и становится ниже

атмосферного и воздух идет в легкие, пока давление в легких

станет равным атмосферному давлению. Происходит вздох. Выдох

происходит аналогично вследствие уменьшения объема, давление

в легких становится больше, чем атмосферное и воздух из легких

выходит.

Опыт с колбой

2.Изоборный процесс- процесс изменения состояния

термодинамической системы при постоянном давлении.

Для идеального газа изобарный процесс описывается законом Гей-

Люссака, который был установлен в 1802 году французским

физиком Гей- Люссаком.

m=constР=const PV=

m R T

M

V

T

=

const

Для данной массы газа при постоянном давлении отношение

объема к температуре постоянно.

Изобарным можно считать расширение газа при нагревании его в

цилиндре с подвижным поршнем, например в двигателях

внутреннего сгорания.

Модель ДВС.

3.Изохорный процесс- процесс изменения состояния

термодинамической системы, протекающий при постоянном

объеме.

Для идеального газа изохорный процесс описывается законом

Шарля.

В 1787 году французский физик Жак Шарль измерил давление

различных газов при нагревании при постоянном объеме и

установил линейную зависимость давления от температуры.

m=constР=const PV=

m R T

M

Р

T

=

const

Для газа данной массы при постоянном объеме отношение

давления к температуре постоянно.

Изохорным можно считать увеличение давления газа в

электрической лампе при нагревании.

Применение новых знаний на практике.

Решение задач.

1.Даны графики процессов в различных системах координат.

Найти во всех трех системах координат:

1) изотермы;

2) изохоры;

3) изобары.

2.При температуре 27 С давление газа в закрытом сосуде было 75

кПа. Каким будет давление этого газа при температуре -13 С.

Итак, сегодня мы сформулировали газовые законы в полном

соответствии с научными принципами познания:

Наблюдения- гипотеза- опыты- выводы

Сформулируйте выводы по уроку

-ввели понятие «изопроцесс»;

-изучили газовые законы;

-выяснили область применения газовых законов;

-применили новые знания на практике при решении задач.

Домашнее задание



В раздел образования